8,8K подписчиков

Лучшие экранизации любимых книг: романы Джейн Остин

143 прочитали
Произведения Джейн Остин не пользовались большой популярностью при жизни писательницы, но за столетия с ее смерти практически ни разу не выходили из печати.

Произведения Джейн Остин не пользовались большой популярностью при жизни писательницы, но за столетия с ее смерти практически ни разу не выходили из печати. В наше время Джейн Остин по праву называют одной из величайших романистов в истории, а герои ее книг известны и любимы по всему миру.

Немалую роль в популяризации творчества Остин для нынешнего поколения сыграли экранизации — их с момента первой телеверсии «Гордости и предубеждения» в 1938 году насчитывается более 50 штук. В нашей статье мы решили собрать самые удачные из них. Именно этим фильмам и сериалам, на наш взгляд, лучше всего удалось передать дух и сердце историй Джейн Остин, где романтические сюжеты изящно сочетаются с глубоким психологизмом, приземленным реализмом, тонкой социальной критикой и истинно английской иронией.

Леди Сьюзен

Произведения Джейн Остин не пользовались большой популярностью при жизни писательницы, но за столетия с ее смерти практически ни разу не выходили из печати.-2

«Леди Сьюзен» — это один из ранних романов Джейн Остин, который был впервые опубликован только в 1871 году, спустя более чем полвека после смерти писательницы. Написанный в эпистолярном жанре, он рассказывает историю красивой, но циничной и расчетливой вдовы, леди Сьюзен Вернон. Пытаясь восстановить утерянное положение в обществе, она стремится как можно выгоднее пристроить замуж шестнадцатилетнюю дочь, о которой сама пребывает невысокого мнения. В лице леди Сьюзен мы видим нетипичную для Остин главную героиню — лицемерную интриганку и соблазнительницу, к тому же холодную мать.

Роман, выходящий у нас в сборнике под именем другого раннего произведения Остин, как ни странно, получил единственную киноадаптацию под тем же названием. В сравнении с первоисточником, фильм «Любовь и дружба» 2016 года получился более дерзким и искрометным, а прекрасная леди Сьюзен — несмотря на отрицательные черты, более располагающей к себе и заслуживающей сопереживания. Но это и неплохо. Режиссеру Уиту Стиллману удалось, не стараясь переписать Остин, сделать историю такой же актуальной, какой она была для своего времени.

Мэнсфилд-парк

«Мэнсфилд-парк» повествует о судьбе Фанни Прайс — девочки из бедной семьи, которую в десять лет отправляют на воспитание в дом к богатой тете. В отличие от леди Сьюзен, Фанни представляет собой более привычную романтическую героиню — неприметную скромную девушку, эдакую Золушку, которая в силу обстоятельств и природной кротости становится мишенью для нападок заносчивой родни, но в конце концов находит себя и обретает счастье.

«Мэнсфилд-парк» был экранизирован трижды, однако завзятые фанаты Остин считают, что образцовую адаптацию еще не сняли. Тем не менее, на данный момент «Мэнсфилд Парк» 1999 года можно назвать самым удачным компромиссом. Это прекрасно сделанное кино с отличным актерским составом и атмосферой прошлого. Самое большое отступление от канона здесь — это сама Фанни, не робкая серая мышка, но ироничная и смешливая девушка, чей образ для фильма срисован, скорее, с самой Остин — по ходу сюжета она даже пишет рассказы, в действительности принадлежащие перу Джейн. Такая вольность может показаться избыточной дотошным фанатам, зато порадует тех, кто считает книжную Фанни слишком уж скучной.

Доводы рассудка

Произведения Джейн Остин не пользовались большой популярностью при жизни писательницы, но за столетия с ее смерти практически ни разу не выходили из печати.-3

«Доводы рассудка» стал последним романом, который Джейн Остин удалось завершить при жизни, и считается одной из самых сильных ее работ. Главная героиня «Доводов рассудка» Энн — уже не юная девочка, но взрослая девушка двадцати семи лет. Семь лет тому назад она, поддавшись «разумным» доводам близких, расторгла помолвку с любимым человеком, не подходившим ей по статусу. Сейчас же это ее семья вынуждена ужаться в тратах и сдать фамильное поместье в наем, чтобы свести концы с концами. Племянником съемщика оказывается бывший жених Энн — когда-то простой офицер, теперь уважаемый капитан при связях и состоянии. Прошлые чувства грозят вспыхнуть вновь…

Как и «Мэнсфилд-парку», «Доводам рассудка» не слишком везло с экранизациями. Ни одна адаптация не попала на большой экран, а самые известные из них не слишком бережно обошлись с первоисточником. Однако если вам захочется посмотреть на любимых героев «Доводов рассудка» во плоти, одноименный ТВ-фильм BBC 1995 года станет лучшим решением из возможных: не самое высокое качество съемки в нем с лихвой компенсируется сильной актерской игрой и верностью духу оригинала.

Нортенгерское аббатство

Хронологически первый из завершенных романов Остин, хотя и опубликованный лишь посмертно, «Нортенгерское аббатство» — более открыто ироничный и легкий по тону, чем ее поздние работы. Мы следуем за Кэтрин Морланд — семнадцатилетней девушкой, страстной поклонницей готических романов. Вместе с тетушкой Кэтрин приезжает в курортный городок, где знакомится с галантным и состоятельным Генри Тилни, так похожим на романтического героя ее любимых книг. Кэтрин уже готова влюбиться, но ее чересчур богатое воображение и увлечение бульварными ужасами ставит возможное счастье под угрозу…

Если вы мечтали увидеть именно эту историю Остин экранизированной, вам повезло! ТВ-фильм «Нортенгерское аббатство» 2006 года называют одной из самых удачных адаптаций романов писательницы. Это очаровательное и смешное кино, с блестящим кастингом из талантливых молодых актеров на самом пороге их будущей голливудской славы. Единственный недостаток можно найти лишь в небольшом хронометраже фильма: он длится всего чуть менее полутора часов.

Эмма

Произведения Джейн Остин не пользовались большой популярностью при жизни писательницы, но за столетия с ее смерти практически ни разу не выходили из печати.-4

Эмма Вудхаус умна, красива, богата и не знает бед. Живя с отцом в родовом поместье, она не собирается замуж, но считает себя большим знатоком чужих сердец. После того, как ей удается выдать замуж верную гувернантку, Эмма находит новую компаньонку в лице юной Гарриет Смит и с жаром берется за устройство ее личного счастья. Наивная Гарриет ловит каждое слово Эммы, равно как и большая часть ее окружения. И только давний друг семьи мистер Найтли видит, что благие намерения Эммы до добра не доведут.

До выхода романа в свет Остин испытывала серьезные сомнения в его судьбе, считая, что такая главная героиня не понравится никому, кроме ее самой. Но именно в сложной противоречивой натуре Эммы и кроется главный секрет ее популярности. Каждая из существующих экранизаций — а их было много и весьма успешных! — смотрит на самоуверенную сводницу мисс Вудхаус по-своему. Однако, выбирая лучшую (версию и Эмму), мы, пожалуй, остановимся всего на двух.

Мини-сериал 2009 года — однозначно самая полная и верная оригиналу адаптация, с глубиной и эмпатией рассказывающая историю каждого из персонажей. Здесь Эмма как будто не вполне осознает всю степень своего влияния на Гарриет; при этом нарратив не обеляет ее поступков, мотивов и решений. В новейшей экранизации 2020 года Эмма более откровенно манипулирует чужим мнением, наслаждается контролем и собственной (кажущейся) безупречностью — тем интереснее становится ее личностный рост. Яркий и эстетически свежий, этот фильм куда больше склоняется в сторону абсурдной комедии нравов, что чрезвычайно идет остроумным диалогам и сюжетам Остин.

Чувство и чувствительность

«Чувство и чувствительность», первый опубликованный роман Остин, больше известен в России под старым переводом «Разум и чувства». Это история двух сестер Дэшвуд — рассудительной Элинор и пылкой Марианны. Когда глава семьи Дэшвуд умирает, вдова и три дочери теряют все состояние, оставаясь на милости дальнего родственника. В стесненных обстоятельствах конфликт темпераментов двух сестер обостряется, особенно когда в дело вмешивается любовь…

Здесь мы тоже остановимся на двух достойных экранизациях. Массовому зрителю будет больше знаком фильм «Разум и чувства» 1995 года с поистине звездным актерским ансамблем: Эммой Томпсон, Кейт Уинслет, Аланом Рикманом и Хью Грантом. Эта невероятно успешная адаптация заслужила любовь как зрителей, так и кинокритиков: картина получила семь номинаций на кинопремию Оскар и забрала одну статуэтку за блестяще адаптированный сценарий. Но внимания стоит и менее титулованная телеверсия 2008 года. Ее сценарий принадлежит перу Эндрю Дэвиса, которого также можно благодарить, например, за сериал «Гордость и предубеждение» 1995 года и «Нортенгерское аббатство». Каст тут не такой знаменитый, но отнюдь не менее талантливый, благодаря чему гораздо проще видеть в них не хорошо знакомые голливудские типажи, а персонажей книги.

Гордость и предубеждение

Произведения Джейн Остин не пользовались большой популярностью при жизни писательницы, но за столетия с ее смерти практически ни разу не выходили из печати.-5

Самый известный и, по мнению большинства, совершенный роман Джейн Остин, апогей ее творчества. Пять сестер Беннет растут с пониманием, что их главная цель в жизни — выйти замуж, ведь в случае смерти отца они останутся ни с чем. Когда в шикарное поместье по соседству въезжает богатый молодой холостяк мистер Бингли, миссис Беннет спешит представить ему дочерей, и о чудо! — его внимание падает на старшую сестру, застенчивую красавицу Джейн. Меж тем, вторая по старшинству сестра, миловидная и острая на язык Элизабет, с первой встречи проникается неприязнью к лучшему другу Бингли, высокомерному мистеру Дарси. И ей, и ему предстоит узнать вред таких пороков, как гордость и предубеждение…

Символично, но обе крупные экранизации «Гордости и предубеждения» любимы по всему миру не меньше, чем сам роман. Уже упомянутый выше сериал 1995 года с момента выхода приобрел культовый статус и не зря: от кастинга до сценария, от костюмов и причесок до мест съемок — это все чистая Остин, безупречно перенесенная со страниц романа на телеэкран. Отсутствующая в книге, но вписанная в сериал сцена с мистером Дарси, ныряющим в озеро, превратила в преданных поклонниц Колина Ферта несколько поколений женщин.

Такой триумф сложно было переплюнуть, однако фильм режиссера Джо Райта 2005 года как будто и не пытался это сделать. Визуально в нем куда больше расхождений с текстом и даже с эпохой — в платьях героинь, социальном статусе персонажей… Неминуемо часть событий оказывается за скобками, ведь уместить всю историю в два часа попросту невозможно. И все-таки, именно эта завораживающая красотой картина доказывает, что детали не так важны, когда бережно сохранено сердце истории — а оно здесь на правильном месте: где-то между Элизабет и Дарси, в нежных отношениях сестер.

Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.