Найти тему
Порцелиновый фан

Гузанов Алексей Александрович (1929-1998). Скульптор. Весь противоречивый такой. Дулёво.

А.А. Гузанов - один из редких художников-скульпторов фарфоровых форм, чьи работы, созданные в разные годы, вызывают гамму чувств: от изумления и восторга до отторжения.

Художник декоративно-прикладного искусства. Родился 9 октября 1929 года в деревне Барская Орехово-3уевского района Московской области. Т.е. он был, что называется, из местных, "свой". Человек, не обойдённый талантом. И это остро почувствовал легендарный главный художник Дулёвского фарфорового завода Леонов, который имел острый глаз на таланты, и всегда их поддерживал. В 1949-м году А.А. Гузанов окончил Дулевское художественное училище. Потом была армия, потом - работа на Дулёвском заводе. Начало творческой работы в качестве скульптора посудных форм - 1961-й год.

Считается, что его самым первым фасоном, принятым в массовое производство, был "Бутон".

 Изображение взято из статьи канала "Вижу красоту" (Иван Гольский).
Изображение взято из статьи канала "Вижу красоту" (Иван Гольский).

"Бутон" от А.А. Гузанова - фасон довольно странный. Удивление вызывает сахарница, прежде всего потому, что не имеет крышки. Это не потеря - так было задумано изначально. Более всего этот предмет походит на низкую вазочку для цветов. Второе предположение - вазочка для конфет. Третье - горшочек для мёда. Если не считать описанной странности, в целом сервиз эстетически уравновешен, формы корпусных предметов тяготеют к сфероиду, т.е. к приплюснутому шару с вертикальной и горизонтальной осями симметрии, проходящими через одну точку. Подобная форма в посуде была очень распространена в эпоху раннего МИНИМАЛИЗМА (как и высокие хваты на крышках). Можно сказать, что такие формы были на пике моды. Чашки низкие, цилиндрические со скруглением стенок книзу - вполне подходящими для чаепития (хотя с позиции сегодняшнего дня, когда и чайные, и кофейные чашки уходят в прошлое, и им на смену приходят большие универсальные бокалы, становится всё больше людей, готовых тут поспорить). Ручки всех предметов большие, единой выгнутой, почти круглой формы.

На данном фасоне было исполнено несколько сервизов, все они в настоящее время считаются редкостью, и почти не встречаются в полной комплектации. Как ни странно, сахарницы сохраняются чаще. Возможно люди не понимают назначение предмета, и не используют его. Почти не встречаются чайники.

Вслед за первым фасоном А.А. Гузанов создаёт ещё два: "Дачный" и "Дубок". Оба ныне являются большой редкостью.

В галерее ниже представлены предметы фасона "Дачный" разных лет.

Прорывом в форме раннего МИНИМАЛИЗМА видится форма "Колечко" (1963). В фасоне присутствуют традиционные для МИНИМАЛИЗМА сфероидные формы корпусных предметов, чашки в виде перевёрнутого усечённого конуса (но сильно расширенные, поскольку сервиз - чайный) и сахарница без ручек. Наибольший интерес и споры вызывает сливочник. За счёт неакцентированного носика, как бы естественным образом вырастающего из основной формы, он напоминает по виду то ли диковинную океанскую ракушку, то ли лампу Аладдина традиционного для Западного зрителя рисунка (в виде плоской маслёнки). Отличие эстетики сливочника от эстетики сахарницы и чайника в в том, что сливочник не имеет воротничка, и такое несоответствие на предприятии впоследствии посчитали недоработкой. Но сливочник настолько хорош и оригинален, что "воротник" его бы только портил. Сфероиды ещё более сплюснуты по сравнению с фасоном "Бутон", и создают аллюзию форм "летающих тарелок". В целом, фасон напоминает сервиз "Sacta" от Зине Ульсте (Рижский фарфор), и очень возможно, более ранний "Sacta" являлся примером при создании сервиза "Колечки". При этом формы предметов "Sacta" более сложные. Название фасона "Колечки" относится к ручкам - они сделаны в виде небольшого колечка. Идя навстречу функциональности, автор оставил традиционное для блюдец место под чашку (чтобы та не скользила), а также высокие борта у блюдец. Блюдца с высокими бортами предназначены для того, чтобы из них пили. Однако эстетика МИНИМАЛИЗМА не опиралась на "стародавние" обычаи, более того, их презирала, поэтому блюдца в сервизах "классического" МИНИМАЛИЗМА были почти что плоскими. Интересно, что питие из блюдец характерно для традиционного китайского чаепития, и когда мода на чай пришла в Россию, из блюдец (строго по фен-шую!) пили все. Но затем представители элиты решили выделиться, и стали пить прямо из чашек, объявив тех, кто пьёт иначе, деревенщиной. Мода очень быстро захватывает молодых, молодые подражают элите, сменились поколения, и сейчас уже можно сказать, что в России из блюдец давно никто не пьёт (на этой фразе предполагаю наезд неадекватных комментаторов со словами "вы всё лжёте - конкретно я из блюдец пью!" - таким я бы посоветовал ознакомиться с понятием ОБОБЩЕНИЯ, а потом уже вставлять свои шпильки). Да, не пьют сейчас, а в "шестидесятых", особенно в провинции, оставалось большое количество людей, которые именно так (из блюдец) чай и пили. В целом можно сказать, что "Колечки" - удачный фасон, выполненный, с одной стороны, в эстетике ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМА, с другой стороны, созданный для удобства потребителей.

Снимок из заводской газеты от 1963-го года: А.А. Гузанов работает над созданием фасона "Колечки". Ручка в виде колечка находится посередине сфероида, тогда как в результате будет смещена вверх и упрётся в "воротник". Кроме эстетической составляющей, смещение ручки у чайника и у сливочника вверх сделало эти предметы более компактными. Изображение взято из статьи канала "Вижу красоту" (Иван Гольский).
Снимок из заводской газеты от 1963-го года: А.А. Гузанов работает над созданием фасона "Колечки". Ручка в виде колечка находится посередине сфероида, тогда как в результате будет смещена вверх и упрётся в "воротник". Кроме эстетической составляющей, смещение ручки у чайника и у сливочника вверх сделало эти предметы более компактными. Изображение взято из статьи канала "Вижу красоту" (Иван Гольский).

В галерее ниже смотрите дулёвские сервизы, выполненные на фасоне "Колечко".

В дальнейшем все шероховатости формы были замечены и раскритикованы, плюс появились претензии к ручкам со стороны особо пристрастных пользователей: небольшие колечки-де им неудобны - крупные пальцы в них не просовываются. В результате в "семидесятые" фасон был модернизирован, и не в лучшую сторону. Колечки были удалены и заменены на ручки более традиционной формы, удивительный сливочник был просто заменён другим (зато с "воротником" - строго по фасону). В результате фасон выродился до совершенно невыразительного, рядового. Если что его и спасало, то только росписи, выполненные по рисункам В.К. Яснецова.

В конце "шестидесятых" А.А. Гузановым был создан фасон "Лира". Заметна кривая форма ручек больших корпусных предметов и хват в виде плоской отрывающейся капли, капающей вверх. В росписях, особенно такого мастера как В.К. Яснецов, фасон был интересен.

В галерее ниже представлены предметы одного из последних более-менее удачных фасонов, созданных А.А. Гузановым во второй половине "семидесятых". Фасон был назван "Витязь", формы корпусных предметов тяготели к цилиндрической, единственным "светлым пятном" в декоре были ручки - похожие по форме на согнутую в локте человеческую руку. Такая игра с изломами в фарфоре характерна для работ другого скульптора Дулево - А.В. Строчилина (фасон "Стрела" середины "шестидесятых" годов, https://dzen.ru/a/ZK7Bp_avIVSICM0c). Скорее всего, А.А. Гузанов ревностно наблюдал за работами А.В. Строчилина, и в данном фасоне перенял его "старую" технику. К сожалению, вкупе с невнятной росписью фасон "Витязь" не стал ни откровением, ни примером для подражания.

Дулёво был самым большим заводом по выпуску фарфоровых изделий в СССР и в Европе. Там ежегодно выпускали более десяти миллионов предметов посуды (для примера - свой первый "миллион", выпущенный за всё время работы завода, на ЛФЗ с помпой отметили только в начале 1970-х!). Недивительно поэтому, что именно в Дулёво уже к середине "семидесятых" остро почувствовали надвигающийся кризис перепроизводства. Решено было сместить акцент с больших многопредметных столовых и чайно-кофейных сервизов на выпуск подарочных изделий со сложным декором и камерных комплектов на одно, два, три лица. Так появились мини-комплекты (сервизы) на фасонах "Лира" и "Гранатовый". В такие комплекты обязательно входил поднос, на который можно было установить и перенести все остальные предметы. Но в это же время что-то случилось и с создателями форм: они как будто бы растеряли талант. Вот и А.А. Гузанов вдруг начал конструировать тяжеловесные формы толстостенного фарфора. При этом хваты на крышках напоминали набалдашники. Особенно такая грубость форм и тяжеловесность заметна на фасоне "Гранатовый". Меня такие формы просто отвращают, но в Дулёво ответственные лица как будто всего этого не замечали. Но даже высококлассные росписи таких художников, как В.К. Яснецов и С.Г. Аникин не спасали положения. Разве что фасон "Лира", особенно в художественной росписи, выглядел прилично.

Наиболее приличным выглядит фасон, использованный для создания сервиза-дежене "Папа, мама и я" Зинаидой Трофимовной Фёдоровой (роспись) в 1978-м году.

Сервиз-дежене "Папа, мама и я". 1978. Автор формы Гузанов А.А, автор росписи Фёдорова З.Т. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник".
Сервиз-дежене "Папа, мама и я". 1978. Автор формы Гузанов А.А, автор росписи Фёдорова З.Т. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник".

Представляет интерес и фасон (названия не знаю), на основе которого создан сервиз-дежене в росписи В.К. Яснецова "Фонтан". 1977. Но, как мне кажется, декор собственно скульптурной части несколько перегружен.

Предметы сервиза-дежене "Фонтан". 1977. Автор формы Гузанов А.А., автор росписи Яснецов В.К. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник".
Предметы сервиза-дежене "Фонтан". 1977. Автор формы Гузанов А.А., автор росписи Яснецов В.К. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник".

В 1982-м году из-под руки А.А. Гузанова выходит новый фасон - "Янтарь". Набалдашники на крышках предметов ещё более страшные, чем у фасона "Гранатовый". Но в годы "застоя" окружающие будто не замечают такого уродства, и за создание чайников "Янтарь" А.А. Гузанова даже награждают серебряной медалью ВДНХ (скорее всего, кого и за что награждать в прогнивших бюрократических структурах было расписано заранее).

Ещё немного информации об А.А. Гузанове: член Союза художников СССР с 1970 года, награжден медалью "За доблестный труд".

Спасибо всем, кто дочитал статью, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!