Блокада Ленинграда. Восемьсот семьдесят два дня отчаянной борьбы за право жить. Призрачная надежда увидеть завтрашний день, однажды смытая за борт набежавшей волной.
Пасмурно, ветер усиливается… начинается шторм. Огромные волны зарождающиеся где то у горизонта, преобразуются в пенные гребни и с ревом обрушиваются на берег. Шквальный ветер ломает вековые деревья. Баржи с людьми словно щепки носит взад и вперед в клокочущем жерле смерти. Набежавшая волна с легкостью смывает за борт десятки человек. Надежды нет… Первые рассветные лучи едва осветили горизонт как в небе появились вражеские самолеты. На тонущие баржи полетели бомбы… Кажется ад разверз свои объятья людям волею ситуации оказавшимся здесь и сейчас…
Трагедия, произошедшая на Ладоге в ночь с 16 на 17 сентября, долгое время замалчивалась. По данным рассекреченных архивов, ее жертвами стали около 1200 - 1500 человек. Барже №752 была уготована долгая память: посты в соцсетях, фильмы, книги. Но были в ту ночь в эпицентре шторма еще две баржи о которых осталось лишь скупое воспоминание - были. В июле 2024 года дайверы орловского клуба подводного плавания «ДИВО» намерены исправить эту историческую несправедливость. В ходе экспедиции «Черные глубины Ладоги» они попытаются обследовать одну из найденных с помощью гидролокационного оборудования затонувших барж, увековечить память погибших людей.
Станислав Трофимов, участник клуба «ДИВО»:
«В глубинах Ладожского озера хранится много тайн, и каждая из них несет в себе кусочек истории, который может изменить наше представление о прошлом. Одной из таких тайн являются затонувшие баржи на водной «Дороге Жизни», унесшие с собой не только человеческие жизни, груз, но и часть исторической правды. Очень важно локализовать и провести исследование этих затонувших объектов, чтобы узнать новые подробности как трагедии, так и героической обороны Ленинграда! Возможно найденные находки помогут нам пересмотреть исторические события и пересмотреть уже известные факты».
Судьба Ленинграда была предрешена еще в августе 1941 года. Планы врага были грандиозны и беспрецедентны по своей жестокости: быстро отрезать от внешнего мира, взять измором и стереть с лица земли…
Захват Ленинграда и его дальнейшее уничтожение Гитлер считал важным шагом на пути к полной победе во Второй мировой войне. Он хорошо знал, что русский человек непобедим, пока не сломлен его дух.
«Понятно, захватом Ленинграда будет уничтожен один из символов революции, являвшимся наиболее важным для русских на протяжении последних двадцати четырех лет. Дух славянского народа, в результате тяжелого воздействия боев, будет серьезно подавлен, а с падением Ленинграда может наступить полная катастрофа» - заявил Гитлер, посещая в июле 1941 года группу армий «Север».
Паника, дестабилизация обстановки были целью врага. Одного не смог предвидеть Гитлер - русский дух оказался, действительно, непобедим!
В условиях начавшейся блокады, единственной надеждой на спасение стала узкая полоса "Дороги жизни», проходившей через Ладожское озеро. Казалось бы, непреодолимым препятствием в организации навигации станет непростой характер Ладоги. С давних пор озеро считается опасным для судоходства. До войны перевозки осуществлялись посредством каналов вдоль озера, построенными еще во времена Петра I, но в сложившейся на тот момент ситуации использовать их было невозможно.
Поэтому осенью 1941 года в кратчайшие сроки на Ладоге была создана инфраструктура для речного судоходства: проведены дноуглубительные работы, построены причалы в гаванях Осиновецкая и Гольсмана, возведена дамба в бухте Морье. Трасса Новая Ладога - Осиновец длинной порядка 160 км стала ниточкой надежды для жителей блокадного города. Уже 12 сентября водная «Дорога Жизни» начала свою работу.
Из дневниковых записей:
"...В этот день пароход "Орел" привел на западный берег Ладожского озера первые две баржи с зерном и мукой для Ленинграда. Команда, возглавляемая капитаном И.Д. Ерофеевым, самоотверженно преодолев штормующую Ладогу, у берега попала в безвыходное положение. Никак не удавалось пришвартоваться к неимевшему еще причалов мысу Осиновец. Баржи разбило, но груз, к счастью, удалось спасти."
Однако радоваться было преждевременно. Осенние шторма стали, пожалуй, главным врагом героической навигации 1941 года. В штормовую погоду баржи разбивало волной, срывало с якорей, выбрасывало на берег. Трагедия 17 сентября, произошедшая вблизи маяка острова Сухо, осталась в истории самой масштабной по числу человеческих жертв.
В роковую ночь Баржа №752 следовала в Новую Ладогу, на ее борту были выпускники Военно-морской медицинской академии, мирное население. В обратном направление в Осиновец следовали баржи №1240 и №4705 на борту которых были бойцы и вооружение, направленные в помощь Ленинградскому фронту.
Ни одной из барж не было суждено попасть в пункт назначения. Виновен ли в гибели людей шторм или халатность должностных лиц? Вопрос остается открытым и сегодня. Впоследствии в народе их назовут «баржами смерти», хотя были в этой трагедии и счастливые исключения.
Неонилла Самухина, исследователь Ладожской трагедии 17 сентября 1941 г., внучка погибшей на барже № 752 выпускницы Военно-морской медицинской академии Белянко-Ткаченко Антонины Васильевны:
«Размышляя о том шторме, который погубил столько людей на баржах № 752 и № 1240, ловишь себя на мысли, что тому, кто никогда не видел шторма на Ладоге, трудно даже представить себе и такой шторм, и тот ужас, который пришлось пережить нашим близким...»
Воспоминания очевидцев, тот самый ключ, который может помочь нам понять события, мысли, чувства людей отчаянно нуждавшихся в спасении.
Чернышев Анатолий Иванович, в 1941 году выпускник Военно-морской медицинской академии:
«Вот и наша группа на барже. Уже темно. Сидим внутри старой баржи. Пахнет навозом. Видимо, недавно перевозили скот. Теперь наша очередь. Подали команду. Баржу качает на волне. Снаружи свистит ветер. Пошли…
Невесело. Темно. В барже людей много. Люди угрюмы. Разговора не получается. Тяжело на душе. Ветер усиливается. Качка становится все более ощутимой. Баржа скрипит, а путь только что начат, скрипит во всех концах баржи. Иногда слышен слабый треск снастей. В барже тихо. Люди насторожились».
Из рапорта полкового комиссара Макшанчикова Военному комиссару ВВМУЗ ВМФ СССР корпусному комиссару тов. Лаухину доклад о катастрофе на Ладожском озере 17 сентября 1941 года. (рассекречено актом № 36/2004 г):
«Сначала дул очень небольшой ветерок, который постепенно стал крепчать, а часам к 3-м усилился настолько, что баржа стала сильно изгибаться на волнах, и, видимо, оттого, что разошлись швы, дала течь.
Пришлось пустить в ход местные водоотливные средства, которые оказались неисправными. Ветряной и ручной насосы были отремонтированы и пущены в ход, но по причине ветхости работали недолго, и минут через 30-ть окончательно вышли из строя. Для выкачки воды использовали ведра, которых нашлось только 4. Этими ведрами и выкачивали воду до того момента, когда баржа окончательно была залита водой (часов около 9-ти)».
Чернышев Анатолий Иванович, в 1941 году выпускник Военно-морской медицинской академии:
«На что же надеяться? Волна, ветер, обваливается обшивка. Трещат доски. Воды много. Люди выходят на палубу через трап на корме и в носу. Плавают бревна, брусья, доски. Кто был ближе к выходу, все уже на палубе. Наша группа в несколько человек осталась в центре баржи. Выхода нет. Вода поднимается, а вместе с ней и мы карабкаемся вверх, к подшивке. А там? Кто-то вверху нашел топор. Прорубили отверстие в решетчатой палубе, и мы поодиночке выбрались наверх. Как-то сразу стало светло, после мрака в трюме.
На палубе почти все лежат, только одиночки что-то ищут и бродят, как тени. Волны одна за другой проходят через баржу, на гребнях своих унося укачавшихся людей. Не хочется верить, что всех ждет такая глупая смерть. Один за другим скрываются люди в холодной ладожской воде, и лишь фуражки остаются еще плавать».
Из рапорта полкового комиссара Макшанчикова Военному комиссару ВВМУЗ ВМФ СССР корпусному комиссару тов. Лаухину доклад о катастрофе на Ладожском озере 17 сентября 1941 года. (рассекречено актом № 36/2004 г):
«Вместе с верхней палубой, смытой с баржи, были смыты и люди, которые, отдалившись от баржи, плавали на обломках. Вот этих – то людей, плавающих на обломках, и стал спасать «Орел», подняв на борт 216 человек. Остальные, кто держался на поверхности воды, постепенно застывали и тонули, или погибали, спасая других».
Чернышев Анатолий Иванович, в 1941 году выпускник Военно-морской медицинской академии:
«И вот вдали увидели корабль. Появилась надежда. Появились планы, как спасать людей… Подняли белую простыню на палке.
Идут минуты, десятки минут, часы… а корабль не хочет нас замечать. Баржа разваливается. Начинается отчаянная борьба за жизнь. Плывут голые, одетые, на бревнах, досках к буксиру, надеясь там найти спасение.
Появились «мессершмитты». Буксир ощетинился пулеметным и винтовочным огнем. Команда спасает плавающих и отбивает налет самолетов».
Из рапорта полкового комиссара Макшанчикова Военному комиссару ВВМУЗ ВМФ СССР корпусному комиссару тов. Лаухину доклад о катастрофе на Ладожском озере 17 сентября 1941 года. (рассекречено актом № 36/2004 г):
«Стоит отметить, что случаев паники, переходящей в животный страх, почти не наблюдалось.»
Впоследствии среди причин произошедшей трагедии указывались просчеты с предсказанием погоды, перегруженность баржи, технически не готовой к плаванию в условиях осенних ладожских штормов, потерянные 4 часа времени хорошей с точки зрения навигации погоды, потраченные на поиск буксира.
Шитиков Евгений Александрович в 1941 году вице-адмирал ТОФ ВМФ:
«Надо сказать, что командование Ладожской флотилии сделало выводы из катастрофы баржи № 752 и еще баржи с двумя пулеметными батальонами, направлявшейся в Ленинград 17.09.1941 года. Впредь было запрещено отправлять людей на ненадежных баржах, а только на боевых кораблях. Это резко уменьшило количество подобных катастроф с гибелью большого количества людей».
В 1942 году группа гидрографов обнаружила остов баржи № 752 у острова Птинов. В ней находились останки людей и оборудование Гидрографического управления ВМФ, перевозившееся на барже. Гидрографы похоронили останки у северо-восточной части острова Птинов, где теперь установлен памятный камень.
Но что же в ту трагическую ночь происходило на баржах №1240 и №4705 на которых также были люди? В этом нам еще предстоит разобраться. Невольно задаешься вопросом, как могли бы сложиться события нашей истории если баржи смогли бы выстоять в смертельной схватке с ладожской волной, попасть в места назначения? Могло бы вооружение и бойцы и пришедшие на помощь Ленинградскому фронту помочь раньше прорвать блокаду, спасти тысячи жизней изнемогающих от голода людей. А как сложились бы судьбы женщин и детей эвакуированных в более безопасное место? Сколько жизней смогли бы спасти врачи…? Ответы на эти вопросы мы не получим уже никогда…
Игорь Свеженцев, участник экспедиции «Черные глубины Ладоги»:
«Все мы знаем «Дорогу Жизни». Это страницы блокадного дневника. Наша задача их приоткрыть. Это погружение не только в толщу вод Ладоги, но и в нашу историю. На какой бы глубине не залегло прошлое мы должны извлечь его на свет, чтобы знать и помнить о мужестве, подвигах и трагедиях нашего народа».