60 лет легендарному альбому «Битлз». Полный разбор «A Hard Day's Night» песня за песней

307 прочитали
Как только «Битлз» достигли определённого уровня успеха, вопрос съёмок фильма с их участием возник сам собой. Поп-музыка была ориентирована на скоротечную подростковую моду.
  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

Как только «Битлз» достигли определённого уровня успеха, вопрос съёмок фильма с их участием возник сам собой. Поп-музыка была ориентирована на скоротечную подростковую моду. Казалось, «Битлз» достигли пика, а их поклонники скоро их покинут. Значит, нужно ковать железо!

Режиссёр Ричард Лестер умел визуализировать музыку и создавать приятные фильмы для достижения коммерческого эффекта.

Фильм «Вечер тяжёлого дня» стал в своем роде анархическим триумфом в стиле поп-арт: камера запечатлела безумие битломании в слегка эстетском чёрном-белом изображении. Но кино не было тем средством, к которому «Битлз» проявляли какой-либо реальный интерес — в отличие, например, от Синатры и Элвиса.

Иное дело — музыка! Песни, написанные для фильма, были дополнены новым авторским материалом для выпуска очередного альбома. Которому суждено было стать одним из величайших достижений «Битлз».

«A Hard Day's Night» — единственная пластинка группы, полностью состоящая из песен Джона Леннона и Пола Маккартни, написанных ими или по отдельности, или обоими. Проявляя чудеса производительности, эти двое «выпекали» хиты и для себя, и для других исполнителей, с каждой новой мелодией оттачивая мастерство.

В написании баллад произошел скачок вперёд — и скоро мы в этом убедимся, послушав несколько вещей Пола Маккартни. Лучшие песни Джона Леннона на пластинке — быстрые, агрессивные, изобретательные, наполненные моментами потрясающей красоты.

Это звук настоящих «Битлз» — без перепевок чужого материала, зато с аккордами, смелость которых удивила Боба Дилана, мощью вокальных гармоний, и блестящим звучанием нового 12-струнного «Рикенбекера» Джорджа Харрисона. Самый прямой и честный альбом группы.

Сначала вы поражаетесь изяществу, компактности и цепкости мелодий. А потом задаётесь вопросом: как им это удалось?

«A Hard Day's Night»

  • Запись: 16 апреля 1964 года

Идеальное начало: вступительный аккорд выбивает пыль из динамиков. У Рихарда Вагнера был знаменитый аккорд «Тристан», но его знают лишь любители оперы. Аккорд, с которого стартует «A Hard Day's Night», служил посланием для молодых людей по всему миру.

Открывающий номер пластинки — две жгучие минуты, насыщенные перкуссией (включая бонги и ковбелл!), идут по спирали, объединяя два наброска, написанные Ленноном и Маккартни (каждый поёт свой отрывок).

Название и для фильма, и для альбома, и для песни придумал Ринго Старр. Вечер после тяжёлого дня — состояние, которое «Битлз», затянутые в водоворот изматывающей битломании, отлично знали по себе. И лишь любимая способна вдохнуть жизнь в работягу, который весь день работал, как вол...

«I Should Have Known Better»

  • Запись: 13 июля 1964 года

Считается, что к фолку «Битлз» обратились лишь в 1965 году. На самом деле и в более ранних их работах присутствует влияние народной музыки — пусть не Боба Дилана, но незамысловатых мелодий скиффла, с которых ливерпульские ребята когда-то начинали. Отличная песня «I Should Have Known Better» со звучной ленноновской губной гармошкой и акустической гитарой — один из примеров.

«If I Fell»

  • Запись: 27 февраля 1964 года

«Битлз» начинались как группа Леннона. Но этот альбом больше, чем любой другой, был альбомом Леннона. Именно его песни задают настроение, и каждая из них прекрасна. «If I Fell» построена на необычной гармонической прогрессии, а Леннон и Маккартни во время записи вокала использовали один микрофон для достижения эффекта полного слияния голосов.

«I'm Happy Just to Dance with You»

  • Запись: 1 марта 1964 года

На альбоме нет песен Джорджа Харрисона, который пока не был уверен в своих способностях сочинителя. Но есть одна с его вокалом. Джон и Пол написали легкомысленную «I'm Happy Just to Dance with You» специально для него.

Сами авторы ценили её не особенно высоко, но динамичная аранжировка в сочетании со спокойным вокалом придают мелодии оригинальность. Необычность ещё в том, что песня начинается не с куплета или припева, а с последних четырёх тактов бриджа.

«And I Love Her»

  • Запись: 2527 февраля 1964 года

Лишь в пятой песне альбома Пол Маккартни выступает в роли основного автора и сольного вокалиста. И как он это делает! Загляденье. «And I Love Her» — истинное украшение всей пластинки, мелодия, которая у иной другой группы была бы хитом на все времена. К этой интонации смиренной, открытой искренности Пол в дальнейшем будет возвращаться снова и снова.

«Tell Me Why»

  • Запись: 27 февраля 1964 года

Самый джазовый номер альбома с бодрым ритмом и «шагающей» басовой партией. Сочиняя «Tell Me Why», Джон Леннон ориентировался на манеру своих любимых американских девичьих поп-групп.

«Can't Buy Me Love»

  • Запись: 29 января, 25 февраля 1964 года

Песня-легенда! Для закрытия первой стороны альбома «Битлз» выбрали боевой номер, который стартует сразу с припева и содержит довольно тяжёлое и где-то даже панковское для своего времени гитарное соло.

Именно «Can't Buy Me Love» может претендовать на статус гимна советских битломанов. Она прозвучала в заставке передачи Валентина Зорина «В объективе Америка» и в мультфильме «Скамейка». А в перепевке злого колдуна в исполнении Валентина Гафта проникла в фильм-спектакль «Калиф-аист».

«Any Time at All»

  • Запись: 2 июня 1964 года

Первая сторона пластинки состояла из песен, вошедших в фильм «Вечер тяжёлого дня» и выдержанных в более жизнерадостном ключе. Вторая сторона отражает большую склонность к самоанализу, исследуя чувства беспокойства, тревоги и сомнения.

«Any Time at All» — драматичный поп-шедевр Джона Леннона, посвящённый дружбе между мужчиной и женщиной без каких-либо дополнительных целей и условий, кроме благополучия другого человека.

«I'll Cry Instead»

  • Запись: 1 июня 1964 года

Ещё одна песня, отражающая влияние корневых жанров: фолка, кантри, рокабилли. Но в фирменном битловском духе. Текст же звучит почти как крик о помощи: Джон Леннон описывает чувство разочарования в успехе и ощущение, что он потерял свою свободу. На смену свободе и веселью первых дней славы пришли взрослые проблемы, фрустрация и давление со стороны фанатов и начальства.

«Things We Said Today»

  • Запись: 23 июня 1964 года

И снова Пол, и снова триумф. Он написал «Things We Said Today» во время отпуска на Виргинских островах США, играя на дешёвой акустической гитаре в каюте яхты, чтобы отвлечься от морской болезни.

Сам автор назвал эту песню «ностальгией из будущего», когда герой проецирует себя в грядущее и чувствует ностальгию по моменту, в котором живёт сейчас. Игры со временем в тексте дополнены завораживающими сменами мажора и минора.

«When I Get Home»

  • Запись: 2 июня 1964 года

Та самая песня, которую советские редакторы решили удалить из отечественного издания «A Hard Day's Night». И правда, номер во многом проходной, хотя и в нём можно найти немало приятного. Леннон даёт громкого рок-н-ролла в духе американских хитов того времени, но с необычной последовательностью аккордов.

«You Can't Do That»

  • Запись: 25 февраля 1964 года

Снова Джон Леннон ругается со своей воображаемой пассией на почве излюбленного мотива — ревности. На жёсткий ритм, блюзовые аккорды и рифф 12-струнной гитары положены угрозы, мольбы и параноидальные измышления уязвленного любовника. «You Can't Do That» рассматривалась в качестве сингла, пока Маккартни не написал «Can't Buy Me Love».

«I'll Be Back»

  • Запись: 1 июня 1964 года

Напоследок «Битлз» припасли настоящий шедевр. В этой песне Леннона обращают на себя внимание пронзительная лирика о разбитом сердце, трагическое звучание акустических гитар в стиле фламенко, два разных бриджа и отсутствие припева. Для парней, которые пожинают плоды свалившейся на них славы, это было довольно мрачное прощание и признак приближающейся зрелости.

«I'll Be Back» предвосхищает появление более тёмных и приглушённых тонов, которые проявятся в звуковой палитре «Rubber Soul» и последующих альбомов. Затухающий финал, который колеблется на контрасте между светом и тенью, мажорной и минорной тональностью, оставляет ощущение длинного многоточия.

Позже «Битлз» заявили, что любовь, которую мы принимаем, пропорциональна любви, которую мы отдаём. Здесь — в июле 1964 года — были посеяны семена любви, которую музыка Джона, Пола, Джорджа и Ринго вызывает по сей день. Спустя долгие 60 лет после «Вечера тяжёлого дня».

Читайте также:

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!