4,2K подписчиков

“Власть пса” (2021, The Power of the Dog): Душа сурового ковбоя

115 прочитали

Премьера драмы “Власть пса” Джейн Кэмпион состоялась на кинофестивале в Венеции (78th Venice International Film Festival) 2 сентября 2021 года. Это было триумфальное возвращение Кэмпион в полнометражный кинематограф после 12-летнего затишья. Её предыдущий фильм вышел в 2009 году – “Яркая звезда” (Bright Star) о поэте Джоне Китсе c Эбби Корниш и Беном Уишоу в главных ролях.

Позже на церемонии Oscar 2022 года (The 94th Academy Awards) драма проходила по 12 номинациям (включая Фильм, мужская и женская роль, адаптированный сценарий, оператор, звук, монтаж), но выиграла только одна номинация. Джейн Кэмпион получила статуэтку в категории “Лучший режиссёр”.

Джейн Кэмпион и Бенедикт Камбербэтч на съёмочной площадке
Джейн Кэмпион и Бенедикт Камбербэтч на съёмочной площадке

Сценарий написан по одноимённому роману 1967 года Томаса Сэведжа (Thomas Savage). Главные роли в фильме исполнили Бенедикт Камбербэтч, Джесси Племонс, Кирстен Данст и Коди Смит-Макфи.

Сюжет

1925 год, Монтана. Братья Бёрбанки, Фил (Бенедикт Камбербэтч) и Джордж (Джесси Племонс), владеют самым крупным ранчо в округе. Они совершенно разные. Фил – грубый и жестокий, из двух братьев он настоящий ковбой, а Джордж – покладистый и тихий.

Однажды в ресторане Red Mill оба брата знакомятся с Роуз Гордон (Кирстен Данст), его хозяйкой, и её сыном Питером (Коди Смит-Макфи), который помогает ей. Фил был с ними очень груб, а Джордж выступает как утешитель, по-рыцарски приходя на помощь женщине и подростку. Позже Джордж и вовсе женится на Роуз, забрав её вместе с сыном на ранчо.

Суровый Фил не спешит принимать в семью новых людей. Он продолжает гнуть свою жёсткую линию, делая жизнь Роуз и Питера невыносимой.

Мысли и впечатления после просмотра

Драма “Власть пса” – это тревожное и вместе с тем визуально красивое кино, несмотря на ограниченный набор цвета в палитре. Камера оператора Эри Вегнер (Ari Wegner) погружает в мир пыльных, немытых мужчин-ковбоев во главе с их предводителем Филом Бёрбанком. Они перегоняют скот, кастрируют быков, купаются в лесном озере, но не принимают ванну, как все.

Kартинка составлена так убедительно, что словно ощущаешь запах ковбоя, который только что сошёл с лошади на пыльную землю.

"Власть пса" – фильм, заставляющий следить за происходящим внимательно, потому что несмотря на некую очевидность внутренних переживаний действующих лиц, есть какая-то недосказанность и загадочность. Фил и Джордж Бёрбанки – хозяева ранчо, они уже 25 лет к ряду перегоняют скот. Фил – это лидер (да и вообще он является источником напряжения для всех), а Джордж – молчаливый, он даже не обороняется, когда Фил его задевает, постоянно называя толстяком. Когда Роуз и Питер оказываются в доме братьев, женщина постепенно начинает злоупотреблять алкоголем, а Питер становится всё более подозрительным.

Джордж Бёрбанк и Роуз Гордон
Джордж Бёрбанк и Роуз Гордон

Казалось бы, это может послужить завязкой, и Джордж в какой-то момент совершит нападение на брата за все его колкости. Но – нет. В этой истории ставка сделана на другое. Здесь развитие кроется в другом, оно скрывается словно под слоем песка, который постоянно поднимает ветер и звенящие шпоры ковбоев на ранчо. Через весь сюжет идёт “сила пса”. И это понятие можно интерпретировать по-разному.

Я интерпретирую так. То самое напряжение, излучаемое Филом, доставляющее дискомфорт каждому, кто приближается к нему (даже если Фила нет физически рядом, есть его запах, потому что он не любит мыться); алкоголизм Роуз, который губит её; пугливый Джордж, который предпочитает отмалчиваться; истинная сущность Питера – он таит в себе более страшное начало, чем может показаться за его мягким лицом (сцены с кроликами довольно показательны – особенно, когда Питер сворачивает голову кролику, что безмолвно намекает об участи, ожидающей Фила).

Фил Бёрбанк и Питер Гордон
Фил Бёрбанк и Питер Гордон

Под “властью пса” кроется и стереотип о брутальности. Поскольку главный герой истории – ковбой Фил Бёрбанк, то не может быть сомнений в его мужественности, тем более, он всеми способами доказывает её (отсюда и его внутренний конфликт). Стереотипы в принципе сильно размывают достоверность суждений.

Потому отдельная ценность этой драмы заключается в том, что в ней проводится противопоставление между людьми и поднимается вопрос о том, совпадает ли настоящее лицо человека с тем, какой он внешне? Фил Бёрбанк – жёсткий, угрюмый, грубый погонщик скота, он говорит напрямую то, что думает. Он откровенно заявляет своё презрение в ресторане, когда видит то, на что сын Роуз обращает внимание. Умение Питера делать цветочки из бумаги и использование белой салфеточки для стола как страховка для поверхности на случай, если вино прольётся – это, по его мнению, пустая трата времени. А вот кастрировать бычков без перчаток, охотиться на оленя, жарить его печень прямо в лесу на углях – как раз так делают настоящие мужчины!

Если увлечься этими характеристиками, то можно решить, что Фил запросто может завладеть вниманием Питера и стать для него авторитетом, а не Джордж, который совершил рыцарский поступок, заступившись за Роуз, а потом и вовсе предложивший ей руку и сердце.

Самое интересное то, что характер Фила постепенно углубляется, когда его брутальность пошатывается в определённый момент. На самом деле Фил – человек ранимый и зависимый. Он полностью попал под власть Бронко Генри (его образ, кстати, тоже подходит под определение “власть пса”), с которым познакомился в том же возрасте, сколько на момент истории Питеру, и с тех пор не смог избавиться от мыслей о нём. Он лелеет мысли о Бронко, хранит его платок, а в тайнике лежат его, Бронко, журналы, отражающие его интересы, а не Фила. И Фил снова оказывается в той же ситуации, что и с Бронко, считая, что история может повториться с Питером.

Питер же за своей белой рубашкой, миловидной внешностью и простоватым лицом скрывает жёсткого и решительного человека с твёрдой рукой, которая не дрогнет (а даже подтолкнёт доплести верёвку, от которой Филу и суждено погибнуть). Противопоставление Фила и Питера отчётливо показывает, что нельзя поспешно делать выводы о личности человека по его внешним данным и поведению, которое может быть именно защитной реакцией.

Ситуация переворачивается, и то, что сначала казалось невероятным, становится очевидным: казалось, что Джордж по-рыцарски спас Роуз, но ей на помощь пришёл именно Питер, расправившись с Филом. И что самое странное – Питер взял на себя ответственность, посчитав, что Фила нужно тоже спасти. Возможно, он не считает, что он убил Фила. Возможно, он считает, что спас его от непроходящей боли и неприятия себя самого (то есть cвоей гомосексуальности).

Премьера драмы “Власть пса” Джейн Кэмпион состоялась на кинофестивале в Венеции (78th Venice International Film Festival) 2 сентября 2021 года.-5

Этот фильм глубоко уходит в тему ядовитой мужественности, интерпретируя её и через Фила с его угрюмостью, и через Питера, у которого ещё всё впереди (есть все задатки стать и тираном, и повторить путь Фила). В этом фильме прорисована траектория падения Фила Бёрбанка из-за его неспособности выразить свою истинную сущность. Отчасти название "власть пса" (рower of the Dog) относится к тёмной сущности, овладевшей Филом. Поскольку собака в Библии считалась грязным животным, слово "собака" применялась для унижения, Павел, например, называл лжеапостолов "псами". Фил отравляет жизнь близких, он испытывает удовольствие, внушая им мысли о том, что они ничтожны. Как им овладела чёрная сила, так и он позаботился, чтобы психологически унизить других. Он не чувствует своей ценности, потому хочет обесценить Роуз и Джорджа в их же собственных глазах.

Отдельно отмечу, что во "Власть пса" поднимается та же тема, что и в "Доме Гуччи" (House of Gucci) Ридли Скотта. Это – столкновение социальных кругов. Роуз и Питер Гордоны, которые были приведены в семейство Бёрбанк, являются обычной семьёй, а сами Бёрбанки – самые богатые люди в Монтане, они знакомы с губернатором. Такая интеграция не приносит радости Роуз, ей приходится постоянно пребывать в состоянии нелепой благодарности, что она на ранчо из милости, а не по праву благородного рождения. То, какое отношение ей демонстрирует Фил своим поведением, словно сообщает: “Помни об этом”.

Фильм определённо стоит просмотра и за счёт сюжета, и за счёт игры актёров. Особенно меня восхитило так, как английский джентльмен Бенедикт Камбербэтч перевоплотился в американского погонщика скота, как ему удалось передать вонь фермера и потайные страсти за копчёным на солнце лицом. Эти движения, грубый голос, надменность деревенского мужика просто поражают. Роль ему удивительно идёт, его образ становится ещё ярче и красивее от дополнительных штрихов – умение с лёгкостью воспроизводить мелодию свистом и на банджо, и на контрасте с грубостью наличие университетского образования и дар хорошо рассказывать истории.