Задержка речевого развития, ментальные и другие особенности могут стать причиной того, что ребёнку порекомендуют необычное учреждение. Однако многие родители против такого решения. Чего боятся мамы и папы, и стоит ли отдавать малыша в коррекционный сад, разбираемся в нашем материале.
Государственный, частный или специализированный? По словам логопеда-дефектолога, главного методиста центров «Детская академия речи» Варвары Данекиной, родители часто обращаются с таким вопросом. И однозначного ответа на него не существует. Когда же стоит задуматься, что ребёнку нужно пойти в коррекционный сад?
Какой детский сад выбрать
Для начала Варвара Данекина советует понять разницу между обычным государственным и специализированным. В первом случае учреждения не всегда обеспечены необходимыми методическими материалами.
И там редко работают воспитатели, которые имеют опыт общения с особенными детьми. Это же касается и частных детсадов – чтобы найти подходящий, придётся потратить немало времени.
«Но и платные услуги не гарантируют качественное обучение», – поясняет Данекина Добро.Медиа.
При выборе детского сада играют роль степень речевых нарушений, индивидуальные особенности малыша, наличие медицинского диагноза и, конечно, возможности взрослых.
Детям с задержкой речи сложно даётся коммуникация с педагогами. Ребятам с расстройством аутистического спектра (РАС) трудно взаимодействовать и с другими воспитанниками. И главный помощник здесь – тьютор или ассистент. Наличие такого специалиста в детском саду – большое преимущество.
План терапии и образовательный маршрут
Играет роль и профессиональный подход.
«Конечно, и в обычных садиках работают опытные педагоги и воспитатели. Но в коррекционном – это целая команда узкопрофильных специалистов – нейропсихологов, логопедов, дефектологов, неврологов. Такой штат сотрудников помогает ежемесячно корректировать план терапии и образовательный маршрут каждого воспитанника», – поясняет Варвара Данекина.
С этим согласна руководитель коррекционно-развивающего центра «Логопед в деле» Наталия Терентьева. По её словам, если у ребёнка есть нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и психического развития, требуется специализированная помощь.
«Коррекционный сад – место, где созданы все условия. Там работают тифлопедагоги, сурдологи и тьюторы, которые помогают детям с особыми потребностями. Для каждой группы, в зависимости от нарушений, созданы индивидуальные программы», – делится с Добро.Медиа Терентьева.
В государственных садиках психологи и логопеды часто работают с детьми по стандартному плану, как правило, в группах. Так как ребят много, педагогам сложно уделить внимание и заботу каждому. Поэтому большинству родителей приходится обращаться за дополнительной помощью.
«Зачастую дети с расстройством аутистического спектра (РАС) особенно привередливы в еде. Поэтому, если в саду есть возможность организовать питание в течение дня с учётом пищевых привычек или наличия аллергии у ребёнка – это ещё один существенный плюс», – говорит специалист.
Чего боятся родители?
Чаще всего, страх связан с социализацией ребёнка. Многим кажется, если малыш окажется в одном пространстве с детьми, которые имеют схожие речевые или поведенческие нарушения, станет ещё хуже.
«Родители думают, что среда нормотипичных детей – более располагающая, лёгкая, в ней проще догнать в развитии своих сверстников. Если возникают подобные сомнения, нужно понимать: всё, что необходимо ребёнку – методики, игры, обучающие материалы, находятся в одном месте. Это даёт возможность родителям не тратить время и силы на поиск дополнительных занятий, а экономить ресурсы», – считает Варвара Данекина.
Наталия Терентьева добавляет: самый распространённый стереотип, связанный с коррекционными детсадами: там изолируют детей от общества. По мнению Терентьевой, это не так. Садик помогает социализироваться и обучаться.
Тем не менее отдавать ребёнка в коррекционный детсад стоит только после консультации со специалистом. Если у малыша нет никаких нарушений, которые требуют особого подхода в обучении, то лучше остановиться на обычном учреждении.
На что обратить внимание при выборе детского сада
- Сопровождение. Большой плюс, если в детском саду могут предоставить услуги ассистента и тьютора. Такой специалист поможет малышу быстрее адаптироваться и найти общий язык с другими воспитанниками
- Профессиональный подход. Чем больше специалистов работает, тем лучше. Детям с неврологическими нарушениями нужны регулярные занятия с логопедами, дефектологами и психологами. Методическая база и маленькие группы – серьёзное подспорье в обучении
- Индивидуальный подход к детям, имеющим пищевую избирательность. Если в саду есть возможность организовать нужное питание – ещё один плюс
- Действующая лицензия. Документ даёт право на оплату услуг материнским капиталом: сегодня при выборе дошкольного учреждения это существенный бонус.
Ранее мы рассказывали, как выбрать рюкзак и форму для первоклассника.