Вчера журнал Nature опубликовал новость о том, что в океане обнаружилось место, где кислород необъяснимым образом образуется на дне. Это точно не фотосинтез, поскольку там тьма тьмущая. Явление тут же получило звучное название "темный кислород".
Интересно, что место такое одно единственное — зона Кларион–Клиппертон. Исследования в районах Южного, Северного Ледовитого и Индийского океанов и в Атлантике стабильно показывают уменьшение доли кислорода с погружением, а в этой зоне она, наоборот, растет.
Интересно это еще и тем, что зона Кларион–Клиппертон знаменита крупными залежами никеля, марганца, меди, цинка и кобальта. Сейчас там пока ведется разведка, причем ведется такими странами как Россия, Китай, Индия. На днях Индия подала заявку на получение лицензий на разведку железомарганцевых месторождений в этом регионе, пытаясь решить вопрос "кобальтовой зависимости" от Великобритании и других стран. США вести добычу не могут, поскольку они отказались ратифицировать Конвенцию ООН по морскому праву. У отказа был целый ряд причин, одна из них — возможность введения Международным органом по морскому дну экологических норм, которые могут пятствовать корпорациям, добывающим полезные ископаемые в океане. И они таки препятствуют.
Три года назад после семи лет обсуждения правил эксплуатации дна в регионе государство Науру, расположенное в зоне, поставило Международному органу ультиматум: либо вы завершаете принятие правил и процедур, необходимых для перехода к работам в районе в течение двух лет, либо мы с нашими канадскими друзьями все равно начнем это делать, руководствуясь теми правилами, которые будут приняты к текущей дате.
Экологи подняли шум, Samsung и BMW, обязались избегать использования металлов, полученных из конкреций. В 2022 году Майклу Лоджу, главе Международного органа, были высказаны сомнения в его непредвзятости по вопросу безопасности добычи в зоне. Тот психанул и высказал все, что думает об экологах, обвинив их в "экологическом абсолютизме и догматизме, граничащем с фанатизмом”. Работы, тем не менее, так и не были начаты.
Чтобы добавить красок контексту происходящего конфликта, скажу, что по прогнозам Международного энергетического агентства спрос на кобальт, никель и другие минералы, необходимые для изготовления аккумуляторов, питающих электромобили, может вырасти на 600% к началу 2040–х. На кону стоят очень большие деньги, а в зоне Кларион–Клиппертон пересекаются интересы очень больших людей. Страсти накаляются, вопрос о начале добычи стоит очень остро, и чем дальше, тем острее он будет.
И вот, надо же, ровно в этой зоне океаническое дно породило чудо. Британский эколог "внезапно осознал, что в течение восьми лет игнорировал... потенциально удивительный новый процесс на глубине 4000 метров на дне океана”. Ранее он считал данные, полученные из зоны ошибочными и не принимал в расчет. Еще один аргумент для экологов чтобы притормозить добычу в регионе.