Роман Уразов — основатель студии «The Mix Room», звукорежиссер и продюсер, который работал с Tesla Boy, Манижей, Brazzaville, Дэвидом Брауном и другими топовыми музыкантами.
Чем отличаются российский и американский подход к звукозаписи?
Роман Уразов: Отличие в культуре, в культуре всего: как ты заходишь в студию (громко или тихо), опаздываешь ли ты, как приходят к тебе музыканты (прорабатывали ли они свои партии заранее) и так далее. Из всего этого собирается огромная культура и огромный пласт звукозаписи.
Ещё одно радикальное отличие в подходе, которое я на себе заметил, — русский язык очень богатый и сложный. И мы слишком сложно думаем. Есть такой термин, «overthinking» — вот это мы делаем постоянно, по крайней мере я и мои коллеги. Объясню: допустим, мне нужно было записать акустическую гитару. Я приходил, ставил каких-то семь микрофонов, из-под плеча, в подмышку, с головы, оверхеды, румы и прочее. Так я пытался решить множество проблем: свои неумения, возможно, неумения музыканта, недостатки комнаты, звукозаписывающего тракта. А в Америке люди приходят в хорошую комнату, приходит хороший гитарист, ему ставят один микрофон (если это, допустим, не соло, а в рок-музыке акустическая гитара) и просто классно записывают один источник на один микрофон.
Ещё — принятие решений в момент записи, когда ты и только ты несёшь полную ответственность за то, что происходит в студии, как ты запечатляешь материал. В Америке тебе надо отдать максимально готовый материал, финальный продукт. У нас больше привыкли обрабатывать уже после записи.
Как ты считаешь, Dolby Atmos — это дань моде или уже новый стандарт?
Роман Уразов: Я думаю, что в ближайшие год-два это закрепится достаточно мощно, потому что никакая другая технология до этого не была настолько доступна людям. Ты берёшь телефон, включаешь любой стиминговый сервис вроде Netflix или Apple Music и слышишь бинауральный ререндер. Звуки могут находиться сбоку, сверху, справа, слева, даже звуча из динамиков телефона. Ты надеваешь наушники, слышишь бинауральный ререндер атмоса для наушников, и у тебя тоже какое-то восприятие звука вокруг есть. И этот алгоритм постоянно дорабатывается: те миксы, которые я делал 2 года назад, сейчас звучат гораздо лучше в наушниках. Уже есть саундбары, новые макбуки, которые поддерживают атмос. Так что, мне кажется, что с доступностью технологии и с тем, как её «пушат» большие бренды, у Dolby Atmos точно есть будущее.
Ну и что касается мультимедийного контента, стриминга сериалов и кино: сейчас смотреть это всё не в атмосе просто бессмысленно — даже в наушниках.
Можешь рассказать про свой студийный сетап? Почему ты выбрал именно его?
Роман Уразов: Мы придумали сделать студию такой, чтобы в ней можно было и сводить, и записывать всё, кроме барабанов, делать какой-то продакшн, работать с артистами. Поэтому было важно, чтобы она была комфортной и красивой.
Теперь о технике. У нас здесь мониторы ATC SCM 45A, и к ним мы добавили сабик — немножко свели его в той частоте, в которой низ в АТС начинает уже чуть-чуть падать, где начинает его не хватать.
Консоль у нас Neve VR 60, 88-го года. Она была сделана для Studio 56 в Санта-Монике — это любимая студия Куинси Джонса. Спустя какое-то она переехала в Нью-Йорк и довольно долго находилась там у продюсера Криса Зейна. Этот чувак делал крутые инди-банды, которые мы все слушали, — Passion Pit, Holy Ghost!, Friendly Fires и так далее. В какой-то момент он выставил консоль на продажу, а мы её перехватили и увезли из Нью-Йорка в Петербург.
По остальной части у нас есть два стареньких 192-х конвертера, которые работают с HD Native-интерфейсом. Они, конечно, уже отжили свой век в плане прогресса конвертеров. Но на них сделано множество культовых записей, и поэтому мы пока работаем на них. Для записи аналоговых миксов с пульта у меня есть двухканальный конвертер Burl, который позволяет нам c 99%-ой точностью запечатлеть всё, что происходит на пульте.
А микрофоны какие используешь?
Роман Уразов: С 2014 года мы используем микрофоны Союз.
На 017 TUBE я обожаю писать виолончель и акустическую гитару, не раз записывали фортепиано, и звук был очень крутой.
023 the Bomblet — это мой go to микрофон для kick out или гитарного комбика. При записи гитары я часто его смешиваю: у меня есть старинный Shure 56-й — это который прадедушка 57-го. Они потрясающе смешиваются. Ещё иногда бэк-вокалы на the Bomblet пишу, иногда лиды для очень ярких вокалистов.
Кстати, у the Bomblet есть поразительная способность при записи электрогитар: ты можешь его эквализировать, как хочешь. У него нет мусора, он очень даёт мягкий, круглый, просто огромный звук. Если ты пишешь перегруз, то потом можешь прибавить 8 или 10 дБ какого-нибудь верха, и звук станет более открытым, в нём не будет никаких жужжаний. Другого подобного микрофона я не знаю — ленточные такого эффекта не дают.
Дай совет начинающим, молодым звукорежиссёрам, которые думают развиваться в этом направлении.
Роман Уразов: Слушайте много крутой, хорошо сделанной музыки. Не бойтесь экспериментировать, доверяйте своему вкусу, потому что в конечном счёте это станет вашей особенностью, отличительной чертой. Все проходят через фазы копирования: у меня было огромное количество попыток подражания Крису Лорду-Элджу, Тони Мазерати, Майклу Брауэру, кому угодно. В итоге из этого всего собрался Роман Уразов. И продолжает дальше собираться.
Ещё надо смотреть на себя со стороны. Какой вы человек? Не каждый артист захочет приходить и отдавать большие деньги ради того, чтобы находиться в студии с человеком со сложным характером. Да, подстраиваться эмоционально — это тяжело. Мы все специфические. Есть артисты, с которыми у меня натуральный коннект, а есть другие, к которым нужен особый подход. И ты его ищешь, чтобы им было комфортно. Нужно быть на одной волне, нужно проникнуться тем, что делает другой человек. Иначе вся магия теряется.
Ну и, конечно, записывать, сводить, общаться.
Микрофоны СОЮЗ:
Сайт: https://clck.ru/3C53uY
VK: https://vk.com/soyuzmicrophones
Telegram: https://t.me/soyuzmics
YouTube: https://clck.ru/3C53zm