Найти в Дзене
365 историй

Как Мона Лиза стала самой известной картиной в мире

В Лувре полно шедевров, но только возле одного из-них не пробиться из-за постоянной толпы. Полотно Леонардо Да Винчи не самое впечатляющее, это небольшой портрет размером 77 х 53 см. То есть по сути такую картину можно представить даже в обычной панельной квартире. Масштаб подходящий. Безусловно, мастерство Леонардо бесценно, и в этой картине есть ряд гениальной изобретательности мастера. К примеру, он использовал технику сфумато, которая размывает границы, передавая градации света и цвета, что делает изображение более реалистичным. Он смог передать глубину пейзажа позади фигуры, зритель ощущает объем, "воздух", а кроме того, фигура выглядит очень естественной. Художник смог уловить мгновение улыбки, которая многим представляется весьма таинственной. Известно, что Леонардо работал над этой картиной несколько лет, постоянно ее совершенствуя. Леонардо сам привез ее во Франци, когда в 1516 году приехал по приглашению короля Франциска I и поселился в одном из замков Луары. Там же и ско
Оглавление

В Лувре полно шедевров, но только возле одного из-них не пробиться из-за постоянной толпы. Полотно Леонардо Да Винчи не самое впечатляющее, это небольшой портрет размером 77 х 53 см. То есть по сути такую картину можно представить даже в обычной панельной квартире. Масштаб подходящий.

Посетители фотографируют картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Джоконда) в Лувре в Париже, 17 апреля 2024 года. (Фото Антонина УТЦ / AFP) (Фото АНТОНИНА УТЦ/AFP через Getty Images)
Посетители фотографируют картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Джоконда) в Лувре в Париже, 17 апреля 2024 года. (Фото Антонина УТЦ / AFP) (Фото АНТОНИНА УТЦ/AFP через Getty Images)

Безусловно, мастерство Леонардо бесценно, и в этой картине есть ряд гениальной изобретательности мастера. К примеру, он использовал технику сфумато, которая размывает границы, передавая градации света и цвета, что делает изображение более реалистичным. Он смог передать глубину пейзажа позади фигуры, зритель ощущает объем, "воздух", а кроме того, фигура выглядит очень естественной. Художник смог уловить мгновение улыбки, которая многим представляется весьма таинственной. Известно, что Леонардо работал над этой картиной несколько лет, постоянно ее совершенствуя.

Как она попала во Францию?

Леонардо сам привез ее во Франци, когда в 1516 году приехал по приглашению короля Франциска I и поселился в одном из замков Луары. Там же и скончался спустя несколько лет. Он почти 15 лет работал над этим портретом, начал его по заказу Франческо дель Джокондо (якобы), но так и не закончил в срок, поэтому заказчик так и не дождался завершения работы. Не исключено, что последние мазки делали уже ученики великого мастера.

После смерти Леонардо портрет оказался в королевской собственности, и спустя 100 лет он оказывается в списке полотен замка Фонтенбло. Этот момент будет очень важным для последующей судьбы картины.

В конце 18 века она передана в Лувр.

И до начала 20 века среди широкой публики она была мало известна и почиталась только среди художников, которые пытались постичь технику Леонардо, а так же среди интеллектуалов. Массовый зритель картиной почти не интересовался: подумаешь, портрет какой-то итальянки.

Пикассо украл Мону Лизу?

Все изменилось в 1911 году, когда полотно исчезло. Произошло это примерно так, как показано в фильме "Старики-разбойники". Помните, там два героя просто сняли картину со стены, смотрителю сказали, что на реставрацию и улизнули.

Здесь висела Джоконда
Здесь висела Джоконда

Картину не сразу хватились, думали, что кто-то снял для фотографирования. Как покажут дальнейшие события, кражи из музеев особенно мелких предметов были довольно распространенным явлением. В такой дерзости даже был замечен молодой Пикассо. Он заполучил две иберийский статуэтки и использовал их в качестве моделей для своих картин.

То, что Джоконду не просто сняли для фото или чистки, а украли, установили, лишь когда пришел художник, который делал ее копию. Он попросил охранников установить, кто и когда ее унес, и тут стало понятно, что никаких распоряжений от руководства на ее счет не было, значит, это кража.

Началось расследование. И под подозрение попал Гильом Аполлинер, это он призывал очистить Лувр от старого искусства, чтобы дать дорогу новому. Однако доказательств его причастности к Джоконде не нашлось никаких, правда, попутно были раскрыты кражи тех самых иберийский статуэток. Оказалось, их таскал из Лувра любовник и сосед Аполинера бельгиец Жери Пьере. В некоторых мемуарах уже после смерти основных участников событий сообщалось, что Пикассо ему в этом помогал. В-общем, след Джоконды обнаружен не был, статуэтки по-тихому вернули в Лувр, Аполлинера отпустили, а Пикассо отделался легким испугом. Любопытно, что этот скандал так же способствовал известности будущего живописца.

Между тем, газеты всего мира подробно излагали события вокруг похищения. Публика запомнила не только название картины, но и ее ценность.

Иллюстрации в газетах того времени.
Иллюстрации в газетах того времени.

Даже в США следили за расследованием. Газета Нью-Йорк Таймс сообщала своим читателям:

Тем временем музей закрыт. Полиция все еще обыскивает его от подвалов до чердаков.
Огромное количество граждан стали любителями Шерлока Холмса и продолжают выдвигать самые необычные теории.
Час следует за часом, не принося ни малейшей подсказки, и общее чувство становится все более скептическим относительно шансов, что «Джоконда» когда-нибудь снова повиснет на своем привычном месте.

Где только не искали следы пропавшего шедевра, французы даже выдвигали версию, что Джоконду украли немцы, чтобы продемонстрировать никчемность французской полиции (до начала Первой мировой войны оставалось чуть меньше трех лет). Оказалось, что они просто копали не в ту сторону. На самом деле картину украл итальянец Перуджа, он был убежден, что это Наполеон увез Джоконду из Италии в качестве трофея. И как мы знаем, он ошибался, картину во Францию привез сам Леонардо, и судя по всему она находилась там вполне законно.

Итальянец Перуджа работал в компании, которая изготавливала защитные стеклянные короба для картин. И на суде он говорил, что им двигало исключительно чувство уязвленной национальной гордости. Хотя спустя два года он попытался продать шедевр флорентийскому антиквару за вполне себе ощутимые 500 тысяч лир.

 Монна Лиза была выставлена ​​публике в течение двух дней под пристальным наблюдением в галерее Уффици
Монна Лиза была выставлена ​​публике в течение двух дней под пристальным наблюдением в галерее Уффици

Он действительно, как в "Стариках-разбойниках" надел белый фартук, который был формой персонала, снял картину и попытался вынести через служебные помещения, а когда обнаружилось, что одна из дверей закрыта, то Перуджа начал было разбирать замок, и совсем было уже струхнул, когда с другой стороны подошел сантехник. Но напротив, услужливый сотрудник, не подозревая о истинных целях Перуджа, открыл ему дверь своим ключом.

Винченцо Перужда был осужден на 1 год тюрьмы, но отсидел только 7 месяцев. Как он рассказывал, все два года полицейских поисков Джоконда находилась в Париже, в его квартире, в сундуке с двойным дном. Картину он выбрал случайным образом, украсть шедевр с более внушительными размерами он бы не смог.

А Мона Лиза за два года стала невероятно популярной, после ее возвращения в Лувр потянулись посетители взглянуть на утраченный и столь счастливо возвращенный шедевр.

Сегодня картина остается одной из самых популярных в Лувре, но при этом и самой разочаровывающей.

«Леонардо да Винчи хотел установить непосредственную связь между картиной и человеком, ее созерцающим.. но Мона Лиза находится в глубине, за защитным стеклом, так что на первый взгляд она похожа на почтовую марку»
Венсан Дельевен , главный куратор итальянской живописи XVI века в Лувре, цитата по Telegraph

Говорят, что руководство музея планирует переместить шедевр в подземную комнату, чтобы туристы не загораживали селфи-палками другие работы итальянской живописи XVI века.