Государство– это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.
Основные признаки государства:
1. Территориальная целостность.Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть. С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому понятия "государство" и "страна" во многом совпадают.
У государства есть пространственные пределы:
· Политическое пространство – это где государство осуществляет свою власть.
· Юрисдикционное пространство – там, куда распространяются права.
2. Наличие подданства или гражданства – отличие государства от кровно-родственных связей в государственном пространстве. Гражданство – это политико-правовая связь между гражданином и государством, заключающая в правах и обязанностях.
2. Публичная (государственная) власть. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т.п.).
Характеристики публичной государственной власти:
· она является публичной (политической) властью, так как оторвана от общества, возвышается над ним и одновременно представляет интересы всего общества и выступает от его имени;
· публичная государственная власть реально воплощается в профессиональном слое управленцев (чиновников), состоящих на государственной службе, работающих в государственных органах, которые в совокупности образуют государственный аппарат (механизм);
· олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие.
· государственная власть осуществляется государственными органами, которые используют при этом имеющиеся экономические, организационные и иные ресурсы;
· реализация государственной власти обеспечивается ее авторитетом, политическим и правовым сознанием населения, управленческими технологиями и в конечном счете государственным принуждением. Решающая роль в осуществлении принуждения принадлежит специальным формированиям и учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).
3. Государственный суверенитет - это политико-правовое свойство (признак) государства, выражающее верховенство и независимость государственной власти. Страна, его не имеющая, - это колония либо доминион.
Верховенство государственной власти внутри страны означает:
а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, на все организации и учреждения, политические партии и общественные объединения;
б) уникальность ее властных полномочий, в силу которых органы государственной власти могут отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон;
в) наличие у государственной власти таких средств воздействия, которыми не обладает никакая другая власть (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).
Независимость государственной власти проявляется в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои вопросы, осуществлять любую законную деятельность как внутри государства, так и вне его.
4. Наличие позитивного права – государство обладает монополией на здание НПА, которые издаются государством и обеспечиваются его структурами.
5. Неразрывная связь государства и права.Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.
6. Система налогов, сборов, займов. Государство само по себе не является производителем материальных благ, поэтому для содержания государственного аппарата, силовых структур, а также для выполнения ряда социальных функций (поддержка образования, здравоохранения, культуры) оно устанавливает налоги, подати, пошлины и другие денежные сборы.
Сущность государства – смысл государства, то, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Иными словами,
Сущность государства – это легитимная и обеспеченная соответствующими средствами власть.
Вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.
Данная проблема является дискуссионной:
1) теория элит (XX в.)– что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.
2) технократическая теория – властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.
3) демократическая доктрина– первоисточником и первоносителем власти является народ, государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.
4) марксистская теория – политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Государствоесть машина (орудие), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.
Государственная власть– это реальная власть, в которой сливаются воедино сила, материализованная в специальных государственных учреждениях, и воля населения, опосредованная государством и объективированная в правовых нормах.
Значение государства:
1) Для общества- государственная власть д/б сильной и стабильной, чтобы она могла обеспечить социальное равновесие, баланс социально-классовых сил, создать условия для дальнейшего развития граж-данских институтов и всего общества.
2) Для населения– государство должно проводить организационные мероприятия по улучшению экономических условий существования, укреплению правопорядка, гарантий общественной безопасности. В демократических государствах население участвует в формировании властных структур посредством выборов, референдумов, опросов, а также через деятельность политических партий, профсоюзов, общественных объединений.
3) Для конкретного человека – создание условий, помогающих ему своими способностями и трудом достичь собственного и семейного благополучия, неукоснительного соблюдения и надежной защиты своих прав и свобод, личной безопасности и социальной перспективы.
В современных развитых странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а путем достижения общественного компромисса. Существование государства в наше время связано с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых, сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, просто она отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная черта государства. Важнейшую роль в этом процессе играет право.
На государство и его сущность наряду с общесоциальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные, религиозные и даже криминальные факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.