Челябинск – конечный пункт Транссибирской магистрали. Или начальный, если смотреть из Москвы. 9 марта 1891 года Александр III указом повелел «строить сплошную через всю Сибирь железную дорогу» от Челябинска до Владивостока.
Мягкие скоростные поезда
Торговый и аграрный город стал активно развиваться благодаря строительству Транссиба. До запуска в 1913 году северного участка железной дороги через Екатеринбург Челябинск был центром промышленных связей с востоком. Уже тогда город наладил производство сельхозтехники. Механический завод Столля поставлял плуги в Казахстан, Сибирь, Среднюю Азию. Его можно считать пращуром нынешнего тракторного завода, прозванного за вклад в Победу Танкоградом. Во время Великой Отечественной войны в Челябинск было эвакуировано 329 предприятий, менее чем за два года возведён металлургический комбинат (ЧМК).
Многие читатели знают шутливый девиз железнодорожников: «Каждому пассажиру по мягкому месту!» А челябинцам приписывают не совсем приличный металлургический слоган, основанный на разных значениях слова «плавки». С 1943 года ЧМК выплавил более 300 млн тонн стали. В перечне продукции комбината 100-метровые рельсы для скоростных трасс РЖД.
На службе Ветхого завета
Первый поезд прибыл в Челябинск 25 октября 1892 года. Завершилась прокладка путей с европейской стороны по Самаро-Златоустовскому участку. И если старт строительства Транссиба навстречу из Приамурья был дан с большой помпой, то здесь, на Урале, практически без остановки продолжились работы на восток до Омска и Новониколаевска (Новосибирска).
Одновременно с деревянным вокзалом была построена водонапорная башня, куда вода поступала современным на тот момент способом из насосной станции. Сохранять здания терминалов для истории никому в голову не приходило. Так что сопутствующие объекты водоснабжения зачастую служат памятниками железнодорожной мысли. Челябинская водонапорная башня XIX века – точнее, её останки – до сих пор находится возле багажного отделения.
Воды из старой башни хватало только для заполнения котлов и помывки «железных коней». В 1912 году была построена ещё одна водокачка в самой высокой точке тогдашнего Челябинска. Мрачный восьмигранный объект на улице Воровского кто-то сравнил с жилищем графа Дракулы. Возможно, из-за стонов, доносившихся из «весёленького» комплекса горбольницы напротив.
Эта больница была открыта 23 февраля 1828 года изначально в другом месте. Возглавил её Василий Григорьевич Жуковский, прибывший в Челябинск за 40 с лишним лет до этого из Санкт-Петербурга. Он работал подлекарем в экспедиции, присланной для выяснения причин неизвестной болезни, которая уносила жизни людей и крупного рогатого скота. Авторы Ветхого Завета описали симптомы подобного бедствия как одну из десяти казней египетских. Знали бы они, что способы лечения будут найдены в Челябинске. Лекарь Степан Андреевский для убедительности заразил себя спорами сибирской язвы, как он назвал заболевание. А лечил его помощник Жуковский. Это был первый в мире случай врачебного подвига подобного рода.
Грецкий и Боумэнов
Среди выдающихся челябинских спортсменов можно выделить волейболистку Екатерину Гамову и воспитанника хоккейного «Трактора» Сергея Макарова как спортсменов всех времён в своих видах. Хотя с Макаровым за это звание могут небезуспешно поспорить Бобров, Харламов, Мальцев, да и вообще в советском хоккее невозможно изолировать звезду от партнёров по пятёрке. Из иностранцев в номинанты может записаться, пожалуй, только внук белоруса Терентия Грецкого Уэйн.
Пятёрка Крутов – Ларионов – Макаров – Фетисов – Касатонов заставила задуматься о смысле заокеанского хоккея в принципе. «Мы шайбу видели только в момент вбрасывания», – позже писали их соперники. В финале Кубка Канады – 1981 будто воплотился в реальную жизнь известный рефрен: «Король умер, да здравствует король!» 27 августа Харламов погиб в автокатастрофе, а 13 сентября Макаров со товарищи разгромил в Монреале канадцев с Гретцки во главе – 8:1. Заслуженный тренер Канады Скотти Боумэн после того матча попросил называть себя Боумэнов и замыслил русскую пятёрку-мечту в НХЛ.
Сергей Михайлович, кстати, тоже корнями из Белоруссии. Отца его после войны направили на Урал. За карьеру Макаров забросил 714 шайб – лучший результат среди советских хоккеистов.
Проводник Бендер
С 1934 по 1937 год заместителем директора по снабжению Челябинского тракторного завода работал Осип (Остап) Шор. К тому времени его литературный двойник Остап Бендер уже покорил читателей романа своими похождениями.
Как известно, идею романа «12 стульев» молодым репортёрам Ильфу и Петрову предложил Валентин Катаев в редакции «Гудка». Все они ранее были членами одесского литературного кружка, в который входил и поэт Натан Шор (Фиолетов). Его брат тоже обладал ярким воображением, но предпочитал футбол и активную криминальную деятельность. Причём по обе стороны закона. До революции Осип-Остап вертелся в кругу воров и мошенников, а с 1919-го работал инспектором уголовного розыска. Боролся с бандой Мишки Япончика.
Ильф и Петров почти дословно использовали рассказы Шора о периоде вояжа в Петроград, когда Остап представлялся художником, гроссмейстером, пожарным инспектором, эмиссаром «заграницы, которая поможет». Были в жизни афериста и арест, и лагеря, а умер Великий комбинатор в Москве в 1978 году…
На Урал Шора позвал тоже земляк, директор тракторного завода, который в отличие от рабочих знал, кто скрывается за обычными ФИО Осип Беньяминович Шор. Удивительно, что в Челябинске равнодушно относятся к такому гражданину. И не предпринимают усилий для его раскрутки. В советское время можно было объяснить молчание дракой Шора с сотрудниками НКВД, прибывшими арестовывать директора. Да и сейчас кое-кто считает, что не всё в этой истории чисто, и даже ставит под сомнение сам факт трудоустройства такого работника.
Даже если бы так и было, что с того! В Румынии, например, посещение замка того же Дракулы, совсем уж не существовавшего, обходится туристу в 25–30 евро. У нас же Ильф и Петров предложили читателям не вампира-аристократа, а народного, классово ориентированного Робин Гуда. В 1935 году проводился опрос среди школьников на тему: «Кто твой любимый литературный герой?» Предполагалось получить ответ: Павел Корчагин. Но вышло: Остап Бендер. К слову, Бендер под занавес романов планировал стать управдомом. А его прототип после войны 15 лет проработал проводником поезда Москва – Ташкент.
Игорь Тимашев