Давайте вместе попробуем объективно разобраться в этом вопросе. Прежде всего нужно понять о каком моторе речь идёт. У всех них-бензиновых атмосферных, бензиновых и дизельных турбированных совершенно разные характеристики мощности и крутящего момента при изменении частоты вращения коленвала двигателя.
Типичный график для бензинового атмосферного двигателя
Для атмосферного двигателя максимальная мощность достигается обычно при 6000 об., максимальный крутящий момент при 4000 об. мотора.
Бензиновый турбированный мотор
Для бензинового турбированного двигателя максимальная мощность так же достигается при 6000 об, полка крутящего момента на 1500-4000 об. Т.е. начиная с 1500 об. и до 4000 об. двигатель выдаёт высокий крутящий момент, максимальный который он способен выдать.
Дизельный турбированный мотор
Для дизельного турбированного двигателя максимальная мощность достигается на 3500 об., полка крутящего момента при 1750-2750 об.
Всё это ориентировочно и важно знать характеристики мотора на своей машине чтобы понимать что следует от него ожидать и правильно использовать его возможности.
Что значит правильно использовать его возможности?-к примеру при обгонах атмосферный мотор выдаст хорошую динамику примерно с 3500 об., при достижении примерно 5000 об. передачу следует повысить и разгон продолжить.
Для бензинового турбированного проще-он выдаст нормальную динамику уже с низов и повысить передачу можно при достижении 4000 об.
Турбированный дизельный выше 3000 об. можно не крутить.
По трассе М-4 как то шёл на Х2 из Анапы в спортивном режиме АКПП всю обратную дорогу в Москву. 1500 км, средняя скорость 95 км/ч, расход топлива 6,0 л/100км. При скорости 170 км/ч на 7-й передаче около 3500 об. мотора. 8-ю передачу не стал подтыкать, мотор полностью обкатан, такие обороты нормальны для него. На 8-й передаче можно было бы и дальше ускориться, динамика разгона вполне приличная.
Но чаще всего движение происходит в обычном режиме. АКПП сама переключают передачи, на МКПП это делает водитель.
Передаточные числа, количество передач в КПП сильно разнятся-единого рецепта на каких оборотах держать мотор при нормальном режиме движения предпочтительнее просто не существует.
Так при движении со скоростью 100 км/ч бензиновый турбированный мотор(150 л.с.) на моей машинке на 6-й передаче крутится около 2100 об. и всегда есть возможность ускориться. У супруги машинка с турбодизелем (150 л.с.) и 8-ст. АКПП- у неё при 120 км/ч менее 2000 об. мотор вращается.
Вообще высокие обороты двигателя при нормальном режиме движения (более 3500-4000 об.) не дают каких либо преимуществ при эксплуатации, давайте посмотрим на это с разных сторон.
1. Смазка деталей, механизмов-она зависит прежде всего от количества моторного масла попадающего к трущимся деталям. И главное здесь то в каком состоянии находятся масляные каналы-забиты они отложениями или чистые.Так при чистых каналах к деталям на низких оборотах попадёт масла больше чем при зашлакованных на высоких.При этом на низких оборотах мотор имеет менее напряжённый тепловой режим работы. Трущиеся детали движутся с меньшими угловыми и линейными скоростями.
2. Образование нагара на деталях- это прежде всего зависит от качества используемого топлива и технического состояние двигателя( попадает ли моторное масло в цилиндры).Часто к образованию нагара на клапанах приводит одновременно использование некачественного ( "палёного") бензина и езда на высоких оборотах. Сперва на клапанах появляется лёгкий нагар, далее проблема нарастает как снежный ком-клапана нагреваются до более высоких температур, маслосъёмные колпачки постепенно разрушаются от такого воздействия, в цилиндры попадает моторное масло, нагар ещё более быстро образуется.
При меньших оборотах коленвала двигателя ТВС в цилиндре сжимается поршнем с меньшей скоростью. Для бензиновых моторов уменьшается риск возникновения детонации. Увеличивается и продолжительность такта РХ, ТВС успевает более полно сгореть в цилиндре.
В общем на каких оборотах крутить мотор Вам решать, это зависит и от стиля езды-кто то предпочитает ездить спокойно, кто то любит динамичное движение. Однозначного ответа нет.
Каждый мотор обладает своими уникальными характеристиками. При внесении изменений в прошивку эти характеристики меняются и выдаются они на графике в удобоваримом виде. Для того чтобы более точно расшифровать график мощности и крутящего момента необходимо его масштабировать по вертикальной оси в соотношении Nmax/Pmax. В точке пересечения (на масштабированном графике) кривых момента и мощности (момент падает, мощность растёт) по горизонтальной оси определяем (ориентировочно) обороты мотора превышать которые не имеет смысла особого, разгонные характеристики машины не улучшаются. Примерно так.