Нам очень повезло. В 90-е годы мы получили достаточно широкую библиотеку 8 битных игр сразу же. От простых, до очень продвинутых.
Но достаточно большая часть легендарных игр так и не дошли до нас по той причине, что их не копировали китайские производители пиратских картриджей и это происходило по разным причинам. Но все они так или иначе были связаны с деньгами и выгодой. Некоторые картриджи были слишком дорогими в производстве, для других не было замены неизвестным компонентам, какие то более строго охранялись законом и по итогу большинство из нас даже и не знали об существовании знаковых игр в те времена.
Metroid
Эта уникальная игра была выпущена в 1986 году. И казалось бы, задолго до того, как к нам в страну придет эта платформа в виде китайского клона японской 8 битной приставки Famicom, который будет называться Dendy и мы должны были поиграть в неё в 90-е. Но увы, картриджей с метроидом в то время не было у нас в продаже. Изначально метроид вообще выпускался для Famicom Disk System, но позже в 87 году был портирован и на приставку NES и казалось бы игре ничто не мешало стать популярной и на денди в странах СНГ, но похоже китайские производители пиратских картриджей сочли игру не достойной денежных вложений. Что она не оправдает потраченных денег. Вот и не было у нас таковых картриджей для нашей денди. А ведь Metroid это основоположник целого жанра. В честь этой игры его даже и назвали метроидвания.
Megaman (Rockman)
Я просто понять не могу по какой причине до нас не дошел Мегамен. Игра бы очень неплохо зашла детям того времени, но картриджей с Мегаменом трудно было найти в продаже, а может быть и вообще невозможно. Его не было и на многоигровках. Данная серия игр появилась очень поздно, когда мы уже перешли с Денди на Сегу.
Но другие игры на данном движке и от того же самого разработчика, Capcom у нас были. Например Черный плащ (Darkwing duck), Русалочка (Little mermaid), Чудеса на виражах (Tale Spin), Yo noid, Утиные истории (Duck tales), Чип и Дейл (Chip and dale) и некоторые другие.
Все эти игры имеют ту же основу, маппер для картриджа и движок, что и используется в Мегамене только с другими модельками и видоизмененными механиками. Техническая часть не являлась проблемой.
Видимо пираты решили, что игры по мультфильмам зайдут куда лучше и будут продаваться более успешно чем неизвестная на тот момент в наших странах игра про человекоподобного робота, на данный момент не набравшая популярности среди детей через мультфильмы или через кино, как прочие игры.
Лишь особые фанаты консоли продолжали изучать библиотеку NES уже после того как данная консоль отшумела. Новодельные картриджи уже стали включать в себя такие игры, но было поздно. Серия очень крутая, отличная механика, отличная музыка и приятная графика, но многие знают Мегамена сейчас лишь поверхностно и не проходили ни оной из частей этой игры.
Mr. Gimmick
С этой игрой все более очевидно. Препятствием для распространения в наших странах стала дорогостоящая начинка картриджа, дающая большие возможности этой игре на то время. Мы видим хорошую графику, более красивые заставки, улучшенный звук. Гимик очень впечатляет, но его у нас не было. Просто никто не продавал этот картридж, а ведь в противном случае она бы стала одной из любимых игр детей того времени, но увы. Гимика мы не получили.
То что не окупалось хотя бы минимально, то и не производилось и не продавалось у нас. Даже сейчас картридж с этой игрой будет очень дорогим. И я говорю даже не про оригинальный картридж а про реплику. Но мы можем поиграть в Гиммика на эмуляторе или через Флеш картридж, который надо сказать тоже удовольствие не особо дешёвое.
Castlevania 3 (Castlevania III: Dracula’s Curse)
Этой игры у нас не было по той же самой причине. Слишком дорогая начинка у картриджа, которая дает больше каналов для звука. Больше полифонии.
Хотя первая и вторая части кастельвании встречались у нас в продаже, но тоже достаточно редко. Я например с этой серией познакомился после 2000-х годов, когда уже никто из друзей в денди не играл. А в 90-е годы не помню что бы у меня был картридж с хотя бы одной какой либо частью этой игры.
Kirby’s Adventure
Великолепная игра, которой мы тоже не смогли увидеть в нужное время, когда денди правила на игровой арене и мы жадно поглощали уровни каждой найденной игрушки на картридже.
Мы изучали миры, приёмы, секреты. Кирби пришла к нас слишком поздно и виной тому возможно была опять же сложная начинка картриджа с этой игрой. Он включал в себя в том числе и батарейку для работы сохранений. Атак же причиной мог быть не особо известный в нашей местности персонаж, который не основан на мультиках который были популярны в то время.
Batman: Return of the Joker
Отличная игра от компании Sunsoft, которую тоже китайские пираты решили не производить и не продавать. Опять же из за слишком дорогой и сложной начинки картриджа.
Даже несмотря на то, что такого персонажа как Бэтмен в то время знал каждый ребёнок. Были мультики и про Бэтмена, так же были хорошие фильмы. Другие игры даже маскировались под Бэтмена, которые никак не относились к данной франшизе, но их обзывали Бэтменом для улучшения продаж. Например, так было с игрой Monster in my pocket, которую пираты назвали "Batman and Flash"
Именно так на тот момент мы её и называли, потому что не знали чем в реальности она является.
The legend of Zelda
Легенда о Зельде - сама по себе легендарная игра того времени, которую нам не суждено было увидеть.
Картридж был оборудован батарейкой, позволяющей сохранять игру и проходить её дальше даже после выключения консоли. Возможно это и стало причиной того, что данную начинку картриджа пираты не стали делать. А то чего не делали пираты мы и не могли купить. Не могли увидеть и поиграть. Лицензионных игр тогда просто не было у нас в стране. И эта очень интересная игра просто прошла мимо.
Её даже не помещали на картриджи в 2000-х годах. Даже сейчас Зельду не всегда можно увидеть на многоигровках, потому что без сохранений играть в неё будет трудно. Так же в комплекте с игрой должна была идти карта игрового мира, которую сейчас можно найти в интернете и распечатать самостоятельно, что я для себя и сделал.
Но вероятно в те времена пираты подумали что это будет серьезным ограничением для игроков. А для них придется встраивать в картридж батарейку. Это часто делает картридж слишком дорогим и уменьшает количество продаж.
Вот так.
Я озвучил лишь самые знаковые игры, которые сейчас считаются легендарными, а мы о них тогда и не знали совсем. Попросту не могли где либо купить их. Однако список недоступных для нас игр, которые мы пропустили в те годы куда больше. Нас обошла стороной большая часть хороших, японских, очень интересных игр.
Мы не увидели большую часть игр со световым пистолетом. Мы не видели множество дополнений для Famicom мы не увидели Аддон для дискет под названием Famicom Disk System. Благо сейчас у нас есть возможность ознакомиться со всеми подобными шедеврами через эмуляторы или через покупку данных консолей уже в наше время, когда часть всего этого стала чуть доступнее для нас.