Найти тему
Cat_Cat

СТРАХ, ЛЮБОВЬ И ПРОПАГАНДА: МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ В СЕКТАХ И ТОТАЛИТАРНЫХ СИСТЕМАХ

Название этой книги крайне информативно. Там действительно есть страх – вас будут очень активно пугать. Там есть любовь, большая часть книги будет о в межличностных отношениях и дихотомии страх|любовь. Там есть пропаганда, её более чем достаточно, автор попытается сформировать у вас нужную ему позицию, не особо утруждаясь с правдоподобностью.

Пропаганда – прекрасное слово для этой книги. Введение и первая глава книги в полной мере соответствуют негативному значению слова «пропаганда». Автор произведения будет вас крайне активно пугать, ссылаясь на свой собственный опыт и на опыт других людей. Ведь секты очень близко, секты очень опасны. Секты коварны и жестоки… А ещё террористы. Теракт. Терроризм. Терроризируют террористы террористическим террором. Во введении и первой главе слова с корнем «террор» встречаются чаще, чем во всей остальной книге: в основном тексте корень «террор» встречается 48 раз, из них 15 раз во введении, и 19 раз с 1-й по 3-ю главы. Ведь терроризм – это очень страшно. Это очень рядом. Возможно, террорист уже рядом с вами, возможно, террорист уже запугивает вас, возможно, террорист уже нагнетает обстановку вокруг вас… Зачем столько внимания терроризму? А чем же ещё вас пугать, так вы лучше купите книгу.

Первая часть текста настолько сильно отличается от всего остального произведения, что я сочувствую людям, которые купили книгу, прочитав первые 10–20 страниц, они не получат того, что хотели купить. А те, кто положил книгу на полку, прочитав эти самые 10 страниц, потеряли возможность получить неплохое произведение, посвящённое историям людей, оказавшихся в секте.

При первом прочтении книга может показаться вам антинаучной. И у вас будут достаточно веские основания. Как минимум, автор прямо пишет о своей «конфронтации» с современной сектологией и научным миром в целом. Автор вводит собственные дефиниции для понятий «тоталитаризм» и «секта», причём объяснение данных терминов настолько расплывчатое, что они становятся невероятно удобными и легко используемыми. Отсутствие такого подхода у научного сообщества – один из аргументов, почему они, учёные, в сектах разбираются плохо, а вот автор конкретной книги – хорошо, ведь она знакома с сектами НА САМОМ ДЕЛЕ! С точки зрения автора рецензии, в этот момент Толя Фоменко от радости засосал Глебушку Носовского от подобной риторики. Процитируем совсем небольшой фрагмент: «Я взялась за перо, потому что уверена: людям нужен доступный и понятный источник информации, обобщающий результаты различных исследований, опыт очевидцев и последние теоретические открытия, словом, все, что позволило бы как следует разобраться в феномене психологического манипулирования. С помощью этой книги я хочу вплести свой голос в стремительно растущий хор, который старается привлечь к себе внимание и перекричать глупые и бессмысленные вопли — «мнение», превалирующее в академической среде». Совсем на манипуляции не похоже, никак. Однако автор даёт и объяснение своей точки зрения. С ней вы можете ознакомиться непосредственно в книге.

Как вы видите, автор книги очень чётко подчёркивает «свой голос», «своё я» и своё мнение в целом. Сейчас самое время рассказать об этом лидере борьбы с сектантством.

Александру Стайн величаво называют «мировым экспертом по идеологическому экстремизму, опасным социальным отношениям (включая культы и экстремистские группы)». Она была почётным научным сотрудником Университета Сассекса (обращаем внимание на прошедшее время), была доцентом двух менее статусных университетов. Откуда тут статус «мирового эксперта» мог взяться, сказать откровенно сложно. Если говорить про опубликованность и цитируемость, не считая той книги, рецензию на которую вы сейчас читаете, цитируемость трудов нашего автора крайне небольшая. Цитируемость этой книги, да, существенна, но это публицистика, и науку в книге найти нелегко. Возможно, «мировой эксперт» определяется по выступлениям в СМИ, тут вопросов нет, выступлений в СМИ действительно много: The Independent, NBC, BBC, The Daily Telegraph, Rolling Stone, The Daily Mail и Psychology Today – чего не отнять, того не отнять.

Сама автор 10 лет была в секте в Миннеаполисе, потом успела из секты выйти и взяла на себя миссию по спасению человечества. При этом, чтобы мои слова не выглядели совсем уж обвинительно, Александра действительно говорит про значимые вещи в рамках втягивания людей в секты, ведь её повествование действительно основано на истории личности.

Сторителлинг – это одна из сильнейших сторон этой книги, я бы сказал, сильнейшая. У автора есть однозначный литературный талант. Истории людей чувственны, проникновенны. Ты им действительно сочувствуешь и даже сопереживаешь, когда автор погружает читателя в воспоминания людей, переживших далеко не самые приятные минуты, месяцы и годы своей жизни. Личный опыт автора, дополненный жизненной ситуацией её респондентов, создаёт достаточно увлекательный сюжет книги. Это не совсем то, чего ожидаешь от такого произведения, но за неимением лучшего приходится довольствоваться предложенным.

Именно в рамках сторителлинга интересна третья глава, посвящённая вербовке. Вы тут не найдёте систематизации механизма вербовки, существенного научного анализа, но вот процесс расписан достаточно качественно, для художественного произведения, конечно. При этом, сама структура попадания в секту показана весьма интересно. Автор ведёт нас от первой заинтересованности, проводит через стадию знакомства, поглощения, изоляции. Подробно рассказывает о том, как, по мнению автора, отключается критическое мышление, и как работают механизмы влияния на тех, кто попадает в секты. Самое важное, что автор подводит людей к идее о том, что попадают в секту в зависимости от жизненной ситуации, а не от типа личности. Это тезис очень спорный, но у автора есть обоснование, познакомитесь с ним самостоятельно.

Главы 4 и 5 в основе своей посвящены механизмам изоляции попавшего в секту человека, причём изоляции с использованием ресурсов, которыми обладает человек. Не только и не столько материальных ресурсов, сколько моральных и интеллектуальных. Автор достаточно подробно рассказывает о том, что такое изоляция. Это ещё одна весьма интересная часть, но, к большому сожалению, это тоже чистой воды «художка», да, нам рассказывают интересные истории с некоторыми социологическими аспектами, но научного изучения тут не наблюдается: индивидуальные примеры вместо существенного обобщения. С кем и как занимался сексом Кит Ранье и другие лидеры сект – вот это то, что действительно важно для автора. Однако эти вопросы раскрываются в том числе и для того, чтобы наглядно показать, как разрушается личность человека в секте, как его лишают воли. Поднимаются автором и такие ключевые вопросы, как соотношение «секта – семья», «секта – ребёнок». Много внимания уделяется и статусу человека, который из секты ушёл, а главное – человеку, который ПОКА в секту ещё не попал.

Слово «пока» – оно тут не случайно. Давайте познакомимся с ещё одной цитатой: «Необоснованная уверенность в собственной защищённости как раз и делает нас уязвимыми для культов: из-за своей самоуверенности мы можем отмахнуться от знаний, необходимых для развития способности к сопротивлению». Возможно, это глубокая личная травма автора, но на протяжении всей книги вас будут пугать тем, как легко в секту попасть. Ведь травматичная привязанность… это ещё одна авторская черта.

Привязанность – любимое слово автора книги. 517 упоминаний в тексте по корню «привязан». Именно привязанность будет заполнять практически всё произведение. Привязанность и дихотомия страха и любви. Привязанность к семье, к секте, к работе, к людям. Травматичная, надёжная, опасная, безопасная. Связь привязанности и ПТСР, коллективная привязанность… Если вы хотите почитать про привязанности, эта книга для вас. Привязанность тут очень похожа на «тоталитаризм», под неё можно подвести вообще всё. Если вы думаете, что автор для вас разберёт данный термин «до атомов», покажет его работу и вы сможете понять всю глубину привязанности – увы, этого не будет. Захотите углубиться – вам придётся самостоятельно изучать соответствующую литературу или просто поверить на слово автору этого текста. Автор не слишком озабочен существенным анализом, больше его интересует включение в текст семейного насилия, различных видов неравенства и многих других социальных проблем, которые активно упоминаются по ходу текста. Автор ведь борется со злом, зачем ей себя ограничивать?

Поведём итог. Перед вами публицистическое произведение, которое корректнее называть мемуарами (а то и художественной литературой в наиболее привычном смысле слова). Основная и наиболее качественная часть книги – истории из жизни тех людей, которые так или иначе столкнулись с сектами. Это главный «плюс» этой книги. То, как живут эти люди, как к ним относится общество, – тема интересная, важная. Если бы автор сосредоточила внимание именно на этом, книга могла бы существенно выиграть. Автор действительно знакома с сектами и приоткрывает нам дверь в эти тайные сообщества.

Но вот на приоткрытой двери всё и заканчивается. Если читатель с этой темой не знаком совершенно, ему будет очень интересно, всё, сказанное автором, для него будет ново. Если же есть общее знакомство с темой, то просвещения в книге становится уже совсем немного. Постоянное «пугание» и нагнетание сильно перевешивает те положительные части, которые в этом произведении есть, безусловно. Назвать его «психологической» литературой я тоже не могу, для психологии тут слишком много политики и слишком мало теории. Для себя я определился: это мемуары, мемуары, в которых автор честно пытается нас предупредить об опасности. И заработать.

Если вы готовы читать истории людей, которые очень сильно приправлены псевдонаучным стилем изложения, вам книга вполне может понравиться. Если же вы хотите научного анализа проблемы, будьте готовы к тому, что книга вас разочарует. Не стану ещё раз перечислять недостатки этого произведения, но для меня главным недостатком стала именно невысокая научность. Попыток проанализировать научную историографию автор просто не предпринимала, выходить за рамки англо-американской даже публицистической литературы автор не пыталась. Да и правильно, зачем? Ведь можно же ещё несколько раз уравнять секты и терроризм, а потом приплести домашнее насилие...

При этом как художественно-мемуарное произведение книгу вполне можно прочитать, написана она весьма неплохо.

Я данное произведение литературного жанра преимущественно ругаю, но вот кого я действительно могу похвалить – это издательство «Альпина Паблишер», переводчика Ивана Богданова и редактора Любовь Макарину. Книгу действительно очень приятно читать. В некоторых моментах я обращался к первоисточнику, чтобы убедиться, что некоторые мысли автора – не ошибка перевода. Перевод книги и её техническое оформление сделаны весьма качественно, что в настоящее время действительно стоит подчеркнуть как плюс книги.

Читайте хорошую литературу, любите Кошку. Кошка – не секта. Хотя…

Автор: Кирилл Латышев.