В условиях давления санкций, после начала СВО, экономисты с интересом ожидали перемен в отраслях отечественной экономики, которые завязаны на международное разделение труда. В последние пару месяцев появились первые примеры того, как будет работать инвестиционная и промышленная политика, помимо импортозамещения.
Минпромторг планирует инвестировать в развитие промышленного кластера в Саудовской Аравии. Об этом заявил глава Минпромторга Денис Мантуров: «Прорабатываются варианты создания там (в Саудовской Аравии) российского промышленного кластера. При этом мы учитываем логистические особенности развивающихся там специальных экономических зон, их специализацию, а также условия размещения резидентов».
Создание в чужой стране российского промышленного кластера сулит неплохой выгодой: снижение ставки подоходного налога до 5% сроком на 20 лет, обнуление пошлин, нулевой НДС для товаров внутри зоны.
Ещё два примера предоставил «Норникель»:
Глава «Норникеля» Владимир Потанин сообщил о планах переноса медеплавильного производства из Норильска в Китай. Заявлено, что решение уже согласовано со всеми руководящими структурами. Медный завод в Норильске (80% производства меди всей группой «Норникеля») будет закрыт в пользу будущего совместного предприятия с китайцами, в рамках которого предполагается к 2027 году построить в Китае медеплавильный завод, куда из России будет поставляться рудный концентрат.
Также, по итогам визита в Москву короля Бахрейна вице-премьер Александр Новак сообщил, что «Норильский никель» будет строить в Бахрейне завод по производства платины. «Норникель» – четвертый в мире производитель платины с долей мирового рынка 12%. Доля российской компании на рынке палладия составляет 41%. Подробности бахрейнского проекта пока неизвестны, равно как и то, кто будет партнером российской компании в стране. В самом «Норникеле» заявление Новака пока никак не прокомментировали. Но скорее всего, из России в Бахрейн будут поставлять концентрат, из которого уже на месте будут производить готовую бахрейнскую продукцию.
В обоих случаях перенос производств происходит под давлением санкций, которые обрывают доступ к необходимым технологиям, а также препятствуют сбыту продукции на международные рынки.
Параллельно с развитием импортозамещения, критически важные предприятия, глубоко завязанные на глобальные цепочки поставок, выгоднее разместить на территории стран с лучшими условиями торговли, так как российской маркировки на продукции не будет.
В случае Китая играет роль и доступ к западным технологиям, либо к китайским аналогам, которые позволят не только возобновить, но и повысить качество и выпуск продукции. Однако, такие тенденции указывают и на возможную деградацию экономики на территории РФ, в случае если такая форма развития передовых производств окажется единственной.
Автор: Андрей Савенков (https://t.me/venik0id)