Открываю цикл статей о старообрядчестве. Выдержки из книги Б.П. Кутузова "Церковная "РЕФОРМА" XII века".
справка: ( Борис Павлович Кутузов — известный историк и публицист, исследователь старообрядчества.
Он является многолетним головщиком (регентом) Спасского собора бывшего Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где возрождается традиция древнерусского церковного пения — знаменного распева.
здесь интервью 2018 года с Борисом Павловичем
https://rpsc.ru/publications/mir/kutuzov_interview/?ysclid=lyy1yvc1rt198058552
Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года торжественно отменил клятвы (анафематствования) на старые обряды и на придерживающиеся их. Старые русские обряды были признаны спасительными и равночестными новым обрядам. В докладе, зачитанном на Поместном Соборе, никонова реформа характеризовалась как "крутая и поспешная ломка русской церковной обрядности", предпринятая в силу ошибочного взгляда на обрядовые различия, как на различия в вере. Основания для замены двоеперстия на троеперстие объявлялись более, чем сомнительными, а воззрение на старые русские церковные обряды как еретические отвергалось, как неправильное и необоснованное. (Поместный Собор Русской Православной Церкви 30 мая-2 июня1971 г ).
Неожиданным это постановление Собора может показаться лишь незнакомым с проблемой, в действительности равночестность старых и новых обрядов признавалась церковными властями уже давно. И это не могло быть иначе, поскольку церковная жизнь русского народа, со времени принятия им крещения и вплоть до наших дней , зиждется на вере равноапостольных Владимира и Ольги, преподобного Сергия Радонежского, святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, этих несомненных двуперстников ( в этом смысле Русская Церковь укорена в старообрядчестве).
Уже в 1765 году в "Увещании православной кафолической Церкви) митрополита Платона (Левшина) ПРИЗНАВАЛАСЬ ПРАВОСЛАВНОСТЬ СТАРЫХ ОБРЯДОВ И СПАСИТЕЛЬНОСТЬ их употребления.
продолжение статьи здесь: https://dzen.ru/a/ZqjT9SJnfnW28Mp6