Найти тему

Спасти «Бедных-несчастных»: Почему «умное кино» тупеет?

Оглавление

Недавно прогремели «Бедные-несчастные» греческого режиссера Йоргоса Лантимоса, собравшие престижные премии (включая несколько «Оскаров», «Золотых глобусов» и пр.), восторженные отзывы критиков и простых зрителей и, наконец, неплохую кассу для так называемого «авторского кино». «Авторское» или «умное» кино в нашем массовом сознании всегда воспринималось как нечто «не для всех». Подобные ленты могут оценить только истинные профессионалы, киногурманы. И всё из-за глубоких смыслов и сложных отсылок. Однако в последние годы наметился странный перекос. Интеллектуальное кино стало сильно глупеть. Вот несколько доказательств на примере того самого Лантимоса.

Официальный постер "Бедных-несчастных" как бы уже намекает, что мозгов будет мало
Официальный постер "Бедных-несчастных" как бы уже намекает, что мозгов будет мало

Тема борделя раскрыта

Забавно читать отзывы других обзорщиков на том же Дзене про то, какой-де фильм «Бедные-несчастные» сложный и многоуровневый, какие там отсылки и аллюзии на «Франкенштейна» Шелли или на миры Уэллса или … Но при этом мои «коллеги» деликатно умалчивают, что примерно час от общего хронометража занимают пастельные сцены и прочая обнажёнка.

У нас ведь тут фильм про становление личности в трудную викторианскую эпоху, правильно? Ну так где это становление? Почему главная часть пути — это бордель, в котором работает героиня, а также ее бурная жизнь с любовником. И это еще подают как новаторское кино? Описывать самую древнюю профессию в мире — это теперь «ново и свежо»?

Пример "новаторства" режиссера. К сожалению, кадр пришлось сильно порезать, чтобы выставить сюда
Пример "новаторства" режиссера. К сожалению, кадр пришлось сильно порезать, чтобы выставить сюда

Ладно, оставим. Ведь у героини под конец похождений появляется другая, настоящая профессия — врача. Но что именно в медицине заинтересовало девушку нам не расскажут. Потому что это, видимо, не так важно. Да и преодолевать ей ничего не пришлось. Нам обещали сложный путь, но де-факто никаких преград перед героиней никогда не возникало. Хочешь учиться — учись, хочешь путешествовать — путешествуй. Так в чем тогда проблема? Героиня всегда поступала, как хотела, и никакая стимпанк-викторианская эпоха ей ни разу не помешала.

Все деньги ушли на название

А это уже камень в огород «Священного оленя» того же Лантимоса. Полное название фильма — «Убийство священного оленя». Ну, каково, название действительно интригует. Сначала думаешь, что речь пойдет о каких-нибудь жестоких культах, как в «Солнцестоянии» Ари Астера. Потом, когда тебя встречает обычная бытовая обстановка, думаешь, что это про судьбу «рогоносца». Ну, и здесь — мимо. Ответ прост: название вообще никак не связано с сюжетом. Там даже типичной сцены с промелькнувшим перед машиной оленем не будет — забудьте. Это просто малобюджетный хоррор на тему больниц и странных болезней, который любителям жанра не скажет абсолютно ничего нового.

Вот таким сложным и награжденным фильм хочет казаться
Вот таким сложным и награжденным фильм хочет казаться

А вот малобюджетность лезет из всех щелей: ощущение, что режиссер снимает у себя дома и на заднем дворе. Бесконечные комнаты и паузы, в которых ничего не происходит, — давящая обстановка создается не за счет сюжета, а за счет отсутствия какого-либо движения на экране. Видимо, все деньги ушли на название.

А вот так фильм выглядит на самом деле
А вот так фильм выглядит на самом деле

Название умное, а вот кино снова — нет. Конечно, можно самим что-нибудь придумать, помочь режиссеру, найти какую-нибудь отсылку. Но зачем? Умное кино на то и умное, что должно обогащать зрителя, а не требовать с него идей.

Йоргос Лантимос на фоне деревьев. Видимо, идет по следу очередного бедного-несчастного оленя
Йоргос Лантимос на фоне деревьев. Видимо, идет по следу очередного бедного-несчастного оленя

Куда катимся?

Куда — и так понятно. Другой вопрос: почему? Возможно, дело в «тусовке», которая хвалит и награждает тех, кто ей друг, независимо от качества продуктов этих «друзей». Но богема была всегда, и киноиндустрии это не мешало. Одно можно сказать точно: сегодня фильмы для массового зрителя оказываются намного умнее и душевнее, чем поделки для интеллектуалов.

На этом всё! Ставьте лайки и подписывайтесь на наш в меру умный канал

Мы на других площадках:

Livelib: https://www.livelib.ru/author/2146330-najdenova-roksana-romanovna

Литрес: https://www.litres.ru/book/r-r-naydenova/docheri-persefony-69850234/?ysclid=ltty90ryll462728711

Литрес (самиздат): https://www.litres.ru/author/roksana-naydenova/

Wildberries: https://www.wildberries.ru/catalog/151478876/detail.aspx