Найти тему
Вечерняя Казань

Автоматизация покорила казанские дороги, но не до конца

Оглавление

Искусственный интеллект хоть и помогает закрывать «слепые зоны» на дорогах и кадровые дыры, тем не менее, его возможности не безграничны. За безопасность все так же продолжают бороться люди.

Павел Хацаюк /«Вечерняя Казань»
Павел Хацаюк /«Вечерняя Казань»

Чтобы дорога была безопасной, мало сделать ее ровной и оборудовать знаками, нужно чтобы все участники дорожного движения - и водители, и пешеходы, неукоснительно соблюдали правила. Хотя за последние годы культура поведения на дорогах улучшилась, что показывает статистика, но вопросы и проблемы еще есть, заявил руководитель исполкома Казани Рустем Гафаров.

Организация транспортной схемы в городе-миллионнике – задача непростая. Решать ее помогают новые технологии.

- Каждый год мы наращиваем количество датчиков, видеокамер, что позволяет в режиме реального времени контролировать ситуацию на дорогах и оперативно управлять транспортными потоками. С постоянным ростом автомобилизации это жизненно необходимо. Искусственный интеллект мы стараемся использовать и для других целей: для контроля состояния дорожной инфраструктуры и благоустройства, - отметил спикер.

Светофоры следят за пробками

Одним из основных элементов является автоматизированная система управления дорожным движением. На сегодняшний день в Казани работает одна из наиболее продвинутых из существующих систем пятого поколения. Принцип работы заключается в ежесекундном сборе искусственным интеллектом информации с 832 детекторов транспорта и 333 камер видеонаблюдения. Видеодетекторы ведут учет количества автомобилей, следят за транспортными потоками. Контроллер получает информацию о загруженности даже на соседних участках. На основе полученной информации система может изменить режим управления целыми группами светофорных объектов. Таким образом оптимизируется движение.

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Таких светофоров по городу 219 из 515 возможных. Еще 14 собираются подключить до конца этого года.

- Преимущество системы – круглосуточный контроль, исключение человеческого фактора и оперативность, - рассказал председатель городского Комитета по транспорту Алексей Сидоров.

Помимо прочего установлено 21 табло переменной информации. Все полученные данные транслируются в диспетчерский центр. Благодаря этому увеличивается пропускная способность и снижается загруженность на дорогах. Светофоры также с помощью специальных модемов могут заявлять в диспетчерский пункт о своей поломке, появилась возможность дистанционно внедрять планы координации и менять режим работы в зависимости от времени суток.

Аварийные участки не подвластны «умным» устройствам

Хоть светофоры и оснащены интеллектом, никто не дал им рук и ног, чтобы предотвращать ДТП. А в них за полгода погибли 16 человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатели снизились, но не намного. Всего произошло 553 аварии, травмы получили 662 человека. А в 2023 году дорожно-транспортных происшествий было 621, в них погибли 17 человек, а пострадал 731.

- У нас с вами задача не только ликвидация мест концентрации ДТП, но и недопущение появления новых мест, - заметил Гафаров.

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

По итогам 2023 года выявлен 71 аварийно-опасный участок, в 28 участков из них - концентрация ДТП, 18 признаны зонами аварийности, еще 18 – потенциально-опасные участки и семь – места, где погибли люди.

В числе самых аварийных участков: перекрестки улиц Толстого - Горького, проспект Победы – Минская, Ершова – Новаторов. Там за 150 миллионов рулей из республиканского бюджета установят 400 дорожных знаков, восемь информационных секций, 920 погонных метров ограждений, 89 светильников, 50 делиниаторов, 11 искусственных дорожных неровностей, сделают ремонт более 8800 «квадратов» покрытия, обновят два светофора, а также смонтируют пять комплектов ЛЭД-лент. Работы уже выполнены на 58 участках, что составляет 86 процентов от общего объема. На восьми ремонт доделают до 1 августа, а на оставшихся пяти – до 1 сентября, подчеркнул председатель комитета внешнего благоустройства Игорь Саляхутдинов.

Бюджет на безопасность

Ежегодно из городского бюджета выделяют средства на повышение безопасности дорожного движения. В этом году сумма составила 15 миллионов рублей. Средства пойдут на установку 15 проекторов неподвижных изображений (пешеходные переходы) на наиболее аварийных участках. Также поставят 35 светофоров типа Т7 около образовательных учреждений, с их помощью водители будут знать, что приближаются к нерегулируемому перекрестку или пешеходному переходу. Помимо прочего появятся еще 43 устройства голосового сопровождения пешеходов-инвалидов по зрению.

Автор фото: kzn.ru
Автор фото: kzn.ru

На остатки средств установят светофоры на пяти улицах: Академика Глушко, 8; Короленко, 73 и Дубравная, 12, на пересечении улиц Тэцевская и Хлебозаводская. Светофор типа Т7 поставят в районе инженерного лицея-интерната КНИТУ-КАИ имени Туполева на Гагарина, 65. Дорожные знаки и дополнительные искусственные неровности тоже войдут в бюджет.

Однако городские финансы не справятся со всем потоком необходимого для казанских дорог. Поэтому из республиканской казны выделили еще десять миллионов рулей. Деньги направят на закупку свыше 1500 дорожных знаков и установку 34 г-образных опор с дорожными знаками «пешеходный переход» над проезжей частью и «движение по полосам».

Всего в Казани насчитывается порядка 50 тысяч дорожных знаков. На содержании находятся 475 светофоров, 40 светофоров типа Т7, 21 табло переменной информации, 252 прибора звукового оповещения для инвалидов по зрению, 40 проекторов неподвижных изображений. Работает и специальная бригада, которая принимает обращения от жителей по поводу неисправности светофоров или знаков. Всего с начала года специалистами МКУ «АСУДД» восстановлено и заменено 2036 дорожных знаков, отработано 866 заявок о неисправности светофоров, покрашено 82 шкафа управления светофоров.

Такое обилие знаков и светофоров порождает другую проблему. У водителей и пешеходов просто «разбегаются глаза», становится не понятно, каким указаниям нужно следовать.

- На перекрестке порядка 30-40 опор, которые можно оптимизировать, уменьшить «визуальный мусор», который со временем будет отвлекать и мешать дорожникам и автомобилистам пересекать эти перекрестки, - заметил руководитель казанского исполкома.

В связи с этим он предложил создать рабочую группу для решения ситуации.

Наземный электротранспорт полностью подчинился бескондукторной системе

Острый кадровый дефицит породил новую веху в транспортной отрасли Казани. Все троллейбусы и трамваи перешли на бескондукторную систему оплаты. Но опять же, механизм не может определять, кто оплатил проезд, а кто проехал «зайцем». Из-за этого и провалился подобный эксперимент в автобусах. Убытки там выросли в три раза.

Автор фото: МУП «Метроэлектротранс»
Автор фото: МУП «Метроэлектротранс»

Тем временем, контролеры на электротранспорте за прошедшую неделю выявили 398 «зайчиков», а это всего 0,8 процента от всего пассажиропотока. В МУП «Метроэлектротранс» заявили, что хороших результатов удалось добиться в том числе благодаря поэтапности перехода. Транспорт переводили постепенно, а со всеми безбилетниками вели разъяснительную работу.

В транспортной отрасли уровень соискательской способности составляет 3,4 – это значит, что на одну вакансию приходится меньше четырех резюме. А число предложений от работодателей – девять процентов от общего объема. Директор ГКУ «Центр занятости населения Казани» Тимур Муллин напомнил, средний рост зарплат по вакансиям составил 19 процентов к прошлому году. Сумма сейчас - порядка 70 тысяч рублей. Но и это не привлекает соискателей, даже социальный пакет уже «не соблазняет», добавил Гафаров.

Бюджетным предприятиям сложно конкурировать с коммерческим сектором по условиям труда. Из-за дефицита властям пришлось сократить число обновляемых автобусов, так как их количество больше, чем самих водителей. Система без кондукторов там «не прокатила». Такими темпами автобусы останутся единственным «человечным» транспортом в Казани, хоть и в меньшинстве.

Автор материала: Екатерина Петрова