Найти в Дзене

Н1-Л3: мечта, которая не сбылась

В 1969 году на Луну высадились американские астронавты, однако не только у НАСА к тому времени были Лунные проекты и соответствующие им ракеты.

Сегодня я расскажу про одну из самых больших и мощных РН - Н1.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Н1 - Ракета для осуществления Советской Лунной программа, грузоподъёмностью в 90 (Н1) и 100 тонн (Н1Ф) соответственно. В качестве ПН выступал корабль Л3 и посадочный лунный модуль. Л3 представлял из себя модифицированный КК "Союз". Ракета выполнена по последовательной схеме расположения ступеней. Сама РН состоит из трёх ступеней и содержит ещё два разгонных модуля, где первые три ступени использовались для вывода корабля на орбиту, а 4 и 5 ступени для разгона к Луне к торможения у неё.

  1. ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ: Содержит 30 двигателей НК-15 с тягой в 155 тс каждый, и работающие на паре керосин-кислород. Стартовая тяга достигает от 2615 тс (Н1) до 5130 тс (Н1Ф), а масса составляет 1880 тонн. Также первая ступень оборудована решётчатыми рулями для стабилизации на этапе взлёта.
  2. ВТОРАЯ СТУПЕНЬ: На неё установлено 8 двигателей НК-15В. Тяга всех двигателей составляет 1432 тс, масса составляет 561 тонну. Ступень потребляет тоже топливо, что и первая.
  3. ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ: Содержит 4 двигателя НК-31 и имеет тягу в 164 тс и массу в 190 тонн соответственно.
  4. ЧЕТВЁРТАЯ СТУПЕНЬ: На четвёртой ступени стартовой массой 62 тонны, диаметром 4,1 метра был установлен 1 двигатель НК-19 (ранее — НК-9В) с тягой 45,5 тс. Ступень должна был отрабатывать 443 секунды при возможности многократных включений.
  5. ПЯТАЯ СТУПЕНЬ: На последней ступени стартовой массой 18 тонн, диаметром 4,1 метра был установлен 1 двигатель РД-58 с тягой 8,5 тс, который должен был отрабатывать 600 секунд при возможности многократных включений. На основе этой ступени впоследствии был создан разгонный блок ДМ нашедший широкое применение и после закрытия советской лунной программы.
Корабль Л3 (ЛОК)
Корабль Л3 (ЛОК)

ЗАКРЫТИЕ ПРОГРАММЫ И НАСЛЕДИЕ:

После 4 неудачных пусков были планы совершить ещё 2 беспилотных пуска, в том числе и запуск резервного лунного модуля для следующей пилотируемой миссии. После автоматических полётов должны были состоятся 5 пилотируемых миссий. Однако Лунная гонка была прекращена и два изделия Н1Ф были уничтожены, а 150 изготовленных двигателей НК-33 и НК-43 (высотный аналог НК-33) в КБ Кузнецова удалось сохранить до конца XX века, когда часть из них, а также лицензия на производство, были проданы американской компании «Аэроджет» и планировались к использованию в разрабатываемых ракетах-носителях.

На данный момент от проекта ракеты Н1 используется только один двигатель - НК-33. Этот двигатель применяется в первой ступени РН Союз-2.1В, планируется применение в РН «Союз-2-3». Применялся в первой ступени РН Антарес компании Orbital Sciences Corporation.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Ещё про РН: