Сотрудники и студенты Донбасской национальной академии строительства и архитектуры воевали за право Донбасса вернуться домой. Многие из них навсегда остались на поле боя. Но, не смотря на десятилетие войны, научное наследие университета удалось не только сохранить, но и преумножить.
Сейчас Юрий Новичков проректор ДонНаса, а в прошлом – командир пятого батальона с позывным Доцент. Наша гуманитарная миссия часто помогала его подразделению, поэтому мы решили рассказать его историю.
"Батальон сложился уникальный, воевали шесть кандидатов наук".
В начале СВО Юрию позвонили, сказали, чтоб пришёл вместе с сыном. Жена, приехав, увидела, как муж и сын молча собирают две сумки, спросила: «А вы куда?».
- «Нам позвонили, нам нужно».
Были слёзы, было тяжело. Но пришлось через это пройти, потому что иначе они поступить не могли.
Доцент попал на распределение вместе с другими сотрудниками. Когда спросили, кто из присутствующих раньше руководил коллективом, он, вместе со своим напарником, шагнули вперёд. Доцент стал командиром пятого батальона, а Мудрец, его коллега, стал помощником и на поле боя. Батальон сложился уникальный, воевали шесть кандидатов наук.
«Боль проходит со временем, но память должна остаться на века»
Начиная с 2014 года, многие сотрудники и студенты университета ушли в ополчение. А с началом СВО многих призвали. ДонНаса дала фронту самое большое количество воюющих, по сравнению с другими учебными заведениями Донецка. К сожалению, есть ребята, которые уже никогда не вернутся. Поэтому ко дню освобождения Донбасса сотрудники издали книгу «Пока мы помним, мы живём», чтобы память о погибших осталась на века.
По крупицам коллеги собирали данные о людях, с которыми работали и которые учились. Общались с родственниками, друзьями, сокурсниками. Запрашивали фотографии, истории из жизни. А потом воспоминания о погибших разместили на чёрных страницах книги. Самые тёплые и добрые воспоминания об их короткой, но очень яркой жизни.
Есть студенты и сотрудники, которые прямо сейчас находится на линии боевого соприкосновения. С ними Доцент не теряет связь. Ведь попасть туда не трудно, а вырваться очень тяжело, можно даже сказать, практически невозможно. Там совсем другая жизнь и совсем другие мысли.
«Это очень печально – знать, что ты был командиром подразделения и твои ребята не вернулись»
«А ты вернулся окончательно к мирной жизни? Или ты все еще на войне и все еще командир батальона?» - спросили мы у Доцента. «Я, наверное, и тут, и там. Невозможно вернуться полностью. Зная, что у тебя там остались ребята, те, которые уже не вернуться… это достаточно тяжело. Поэтому мы там, наверное, на всю нашу оставшуюся жизнь. Будем помнить всех ребят, которых с нами сейчас уже нет. Это очень печально – знать, что ты был командиром подразделения и твои ребята не вернулись.
Страшно было всем. Мы попали в такие условия, деваться было некуда. Или мы, или нас. Когда ты понимаешь, что если сейчас просто от страха обомлеешь, опустишь руки, то не станет ни тебя ни твоих товарищей, которые находятся рядом. Поэтому приходилось сжимать руки в кулаки. В то же время, чувствовали свою причастность к созданию истории. Чувствуем, что те страшные моменты, которые довелось пережить нашим предкам, достались и нам. И я целиком и полностью благодарен судьбе за то, что у нас сложилась очень хорошая команда, что мы смогли во многом наших ребят уберечь от различных нехороших моментов».
Инженерная элита на войне
Доцент с коллегами служили в Народной Милиции ДНР. Инженерная элита республики в условиях дефицита снабжения подразделений ДНР старалась сделать то, чего не хватает, из подручных средств. Например, собрали станины для пулемётов. Потому что, когда подразделение в первый раз выдвинулось на соответствующие позиции, станин для пулемётов не было. Тогда ребята применили свои знания и навыки. Все собрались, нарезали из коробок из-под сух пойка детали, выкройки, и с ними поехали на предприятие. Сварщики быстро поняли задачу и качественно сделали детали. В металлоломе нашли недостающие комплектующие и собрали добротные станины. Ребята, работающие на пулеметных расчётах, благодарили со слезами на глазах.
Прошло много времени, а бывшие сослуживцы общаются друг с другом, беспокоятся. Сотрудники вновь преподают, а некоторые бойцы вновь стали студентами. С такими ребятами более тесная связь, ведь вместе прошли огонь войны, многое знаете друг о друге. Сейчас Юрий вновь преподаёт. Как-то, идя по коридору, он встретил боевого товарища, который стал студентом и стоял среди одногруппников. Он выбежал из толпы, подбежал, начал обнимать с криками «Доцент, привет!». Другие студенты были немного шокированы, но после совместной службы устанавливается близкая связь, которую не разрушить.
"Впереди - восстановление республики".
Бывшие бойцы, которые поступили учиться, стали более упорными. Они понимают, что в этой жизни нужно чего-то достичь, и что профессия их сейчас крайне важна. Ведь впереди – восстановление республики.
С того момента как Донецкая народная республика окончательно и бесповоротно вернулась в состав российской федерации, Доннаса стал получать всю полагающуюся ему по закону помощь. Но десятилетие войны не прошли просто так. Сейчас студенты создают модели уникальных архитектурных объектов дома из картона, и с ними участвуют в соревнованиях на равне со всеми.
«Из Киева шло предписание "собирайтесь, уезжайте"»
ДонНаса уникален не только своими сотрудниками и студентами, вставшими на защиту Родины, но и испытательным полигоном опор ЛЭП и башенных сооружений. В России таких всего два – здесь, в Макеевке, и в подмосковном Хатьково. Это полигон, который позволяет в натурном варианте испытывать крупные строительные конструкции.
Поэтому, по словам Николая Михайловича Зайченко, ректора ДонНаса, 2014 год стал «рубиконом» проверки коллектива. Из Киева шло предписание «собирайтесь, уезжайте». В университете проводили собрание чтоб решить, оставаться или уезжать. И каждый задал два вопроса «Куда нам уезжать?» и «На что это всё оставлять? Мы тут годами научную базу создавали своими руками». Сотрудники решили оставаться здесь работать, сохранять и дальше преумножать.