Роман "Смерть пахнет сандалом" Мо Янь (лауреат Нобелевской премии) демонстрирует читателю тёмные страницы истории последней императорской династии Цин в Китае конца XIX-начала XX века. Каждый персонаж становится живым отражением боли и надежды своего народа. Мужественный оперный певец Сунь Бин из низов противостоит ужасам колониализма и проявляет небывалую стойкость духа от лица всего китайского народа. Неприемлемая жестокость, с которой осуществляются наказания, шокирует, но в то же время показывает готовность человека принести себя в жертву, если это становится единственным возможным заявлением о несправедливости.
Китайская казнь — искусство
Никто в мире не может сравниться с китайцами в изобретательности по части казней и пыток, и эта книга лишний раз поможет в этом убедиться. Их фантазия по причинению наивысшего мучения шокирует, но еще больше поражает отношение к этому процессу зрителей и самих палачей. Еще из истории Франции мы знаем, что казнь — это не только прилюдное наказание, а еще и своего рода представление, спектакль, но китайцы превзошли всех в создании зрелищности.
Задача палача сделать все максимально театрально, а главное, чтобы казненный испустил дух не раньше определенного момента. Даже не представляете, какой для этого необходим опыт и подготовка в доставлении мучений. В книге очень подробно описаны казни пятиста усекновений и сандалового дерева. Впечатлительным натурам такое читать будет сложно, но это часть истории, настолько отдаленной и чуждой нам, что оторваться было просто невозможно (похоже ненароком готовлю себя к прочтению "Благоволительниц").
Еще напомню, что собака для китайцев — не только лучший друг, а еще 3-4 кг..., ну вы поняли. Готовка и подача этого блюда будет встречаться в книге примерно на каждой двадцатой странице😑.
Почему книгу стоит прочесть?
Яркая история любви, где люди неистово страдают за свой выбор, за свои убеждения, за веру и правду. Страдания становятся неотъемлемой частью истории и незаметно мы к этому относимся с пониманием и принятием. Возможно, еще свою роль сыграла мифологичность произведения с добавлением щепотки магического реализма. Своего рода авторская дань и принятие стороны угнетенного китайского народа.
Повествование ведется не линейно, от пяти главных героев, что позволяет увидеть картину не в плоскости, а в полном объеме. Погрузиться в историю любви, фанатичную преданность своему делу, чиновничью беспомощность и многое другое. Центральная фигура книги — слабая молодая женщина, судьба которой сыграла с ней злую шутку, объединив главных мужчин в ее жизни: отца, свекра и любовника. Один — приговоренный к жестокой казни, другой — палач, третий — глава уезда. Метания между выбором долга и сострадания, между страхом смерти и местью, между любовью к отцу и мужчине, без которого не можешь жить.
Впечатления
Книга написана прекрасным языком с какой-то долей притчевой назидательности и древнего сказания. Читалась легко, но при этом со смаком.
Автор искусно вплетает в текст элементы культурного наследия, передавая зрелищность исполнения казней и обычаев того времени. Каждая казнь становится не просто наказанием, а вполне ощутимым напоминанием о слабости и бесправии простого человека. При этом роман не только рассказывает о страданиях прошлого, но заставляет задуматься о справедливости, человечности и мужестве, которые живут в сердцах людей, готовых бороться за свою свободу.