Найти тему

14 апреля 1930. Маяковский: кто виноват?..



В Маяковского трудно не влюбиться, но еще труднее не разлюбить его - и поэта, и человека. Собственно говоря, именно об этом свидетельствуют все до единого документы, составившие солидный фолиант, в 2005 году впервые предложивший вниманию заинтересованного читателя полный свод материалов следственного дела 50 из архива Николая Ежова, дела о самоубийстве «лучшего и талантливейшего» поэта революции, ранее представлявшего одну из бесчисленных страшных тайн советской власти.

Издание, о котором идет речь, на академическом уровне подготовлено С.Е. Стрижневой, директором Государственного музея В.В. Маяковского, куда в 1995 г. новые российские власти благосклонно передали таинственные документы.
В книге приводятся фотокопии всех документов «дела», начиная с известного предсмертного письма «товарищу правительству», даются их расшифровки, подробнейшие комментарии едва ли не к каждой строчке, несколько фотографий, из которых одна, сделанная сразу после рокового выстрела, право, страшна, акты судебных экспертиз, проведенных в 90-е гг., несколько крайне любопытных свидетельств современников, близко знакомых с поэтом, характерологический очерк весьма негативного свойства о психотипе Маяковского, написанный в середине 30-х гг. неврологом и психологом Г.И. Поляковым, а также воспоминания современников (от Вероники Полонской до Валентины Ходасевич), живо обрисовывающие печальные последние дни Владимира Маяковского. История же самого «Дела 50» подробно изложена во вступительной статье от составителя.

-2

Если читать книгу последовательно и внимательно, обнаруживаются следующие вещи:

- Никакого дружеского, любовного, да и творческого окружения у Маяковского не было и быть не могло, учитывая его собственный характер и характер эпохи; реальное окружение Маяковского - подлецы или в лучшем случае корыстолюбцы.

- Самоубийственный выстрел Маяковского подобен вовсе не «Этне в предгорье трусов и трусих», как в поэтическом порыве сформулировал Борис Пастернак, а скорей - гаденькой шалости чеховского злого мальчика, каковым, судя по всему, этот большой дядя оставался до последней минуты.

- Сколь бы ни клялись составители книги беспристрастием, документы отчетливо свидетельствуют не только о слабостях, капризах, истеричности самого Владим Владимыча, но в еще большей мере - о крайне неблаговидных ролях, сыгранных и в его, так сказать, общем воспитании, и в роковой истории наиближайшими поэту Бриками.

В предсмертном письме покойник завещал: «не сплетничайте», просил правительство позаботиться о пяти его/не его женщинах и сетовал на то, что не успел доругаться с рапповцем Ермиловым. Иными словами - просил о вещах априори невозможных. Правительство, натурально, позаботилось сжечь труп, руками Лили Брик и других чекистов подчистить архив, крепко припугнуть последнюю любовницу поэта и высечь «лучшему и талантливейшему» покойнику каменного истукана.

Сама же Лиля Юрьевна как бы и не заметила опечатки машинистки, отстучавшей в четвертом абзаце предсмертного письма вместо «...моя семья это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская» - «...моя семья это Лиля, Брик…» и т.д..

Что касается Полонской, бывшей во время романа с поэтом юной актрисой Художественного театра и женой Михаила Яншина, то она, намаявшись с живым Маяковским, коли судить по ее собственным мемуарам, в которых больше скрыто, чем рассказано, а также по некоторым заметкам современников, еще сильнее настрадалась из-за своего увлечения после смерти «лучшего и талантливейшего» от того самого правительства и главного его исполнителя по делу 50 - все той же Лили Юрьевны. Подробности, впрочем, приводить не буду: они и неприглядны и заняли бы слишком много места. И главное - покойник просил не сплетничать.

Так к какой же категории отнести материалы фундаментальной этой книги: к категории необходимых документов для восстановления исторической справедливости или все к тем же сплетням - спросит недоумевающий читатель. Мал ли и мерзок первый поэт революции, как все мы, или не как все - по-своему?

Думаю, что и мал, и мерзок, и не как все, но не сплетничать невозможно, хотя бы уже потому, что не любивший сплетен покойник сам же и провоцировал их всю недолгую свою жизнь, истерично и исступленно выворачивая на общее обозрение странноватую свою личную жизнь. Да и смерть тоже. Не его вина (может, единственная), что стыдливые наши власть предержащие постарались на полвека упрятать эти грязные простыни в спецхран.

Простите, поклонники не понятого родной страной (или, наоборот, слишком хорошо понятого: «Не знаю, как с точки зрения поэзии, а с точки зрения политики он совершенно прав!» - цитирую Ленина по памяти, но за смысл ручаюсь). Грешен: давно разлюбил и уплыл от пристани «Маяковский». А был ли влюблен? Был. Мальчишкой. Впрочем, как раз для мальчишек-то, укушенных музой, он, Маяковский, и осуществлял свою добычу радия… Но мальчишки взрослеют, нацепляют на нос «очки-велосипед» и делается им в этой заводи и скучно, и грустно.

Все сказанное вычитывается из этой книги, хотели того издатели или нет.
С другой стороны, вполне допускаю, что можно вычитать из нее вещи и полностью противоположные тем, что вычитал я. Бумага терпит, документ позволяет и даже предполагает разные трактовки. То бишь сплетни.

А как вы хотите: публичный человек, по сути, ничем не отличается от публичной женщины - переходит из рук в руки. И пусть свои маниакально мыл он по сто раз в день, чужие вовсе не обязаны быть чистыми. Тем паче в случае с Маяковским, служившим не только поэзии, но и власти, которую, пусть на первых порах, но может, и на последних тоже, считал единственно справедливой. Выстрел роковой, впрочем, наводит все же на мысль, что скорее просто – безальтернативной.

© Виктор Распопин

Иллюстративный материал из открытых сетевых ресурсов, не содержащих указаний на ограничение для их заимствования.