Найти тему
Газета "Дзержинец"

Памятное историческое место

Судная изба

Село Денисово основано в 1778 году. Основателем деревни Денисово являлся, очевидно, Денис Владимиров, который по рассказам стариков, был переселён в Сибирь из Владимирской губернии. Братья Дениса, Кондрат, Степан и Макар поселились выше, по речке Топольчик основали, соответственно их именам деревни Кондратьево, Степаново и Макарово.

Старики предполагают, что братья Владимировы в какой-то мере были причастны к походам Ермака Тимофеевича под руководством, которого, произошло присоединение Сибири к русскому централизованному государству, за что они были пожалованы землёй с общей площадью 14 тысяч десятин. Факт пожалования земли подтверждался дарственной грамотой от имени царицы, составленной на древнеславянском языке.

О существовании дарственной записи знали не многие Владимировы, т.к. споров о праве на эту землю не у кого тогда не возникало. В начале XIX столетия в деревне Денисово насчитывалось лишь несколько дворов принадлежащих, исключительно, Владимировым. В 30-40 годах того столетия в деревню Денисово стали прибывать и селиться на жительство люди ссылаемые в Сибирь на вечное поселение, отбыв срок каторги в Троицком солеварном заводе.

Так появились в Денисово новые фамилии: Даниловых, Лупянниковых, Клыпиных, Туровых, Быстровых и др. Называли этих людей «поселенцами». Количество дворов в Денисово постепенно увеличивалось, и в 60 годах XIX века их уже насчитывалось более 30. Возрастала численность населения и в последующие годы. Сибирь оставалась, вплоть до 1917 года, местом ссылки политически неблагонадёжных людей.

В Денисово на самой старой улице села есть памятник – в ограде обелиск, напоминающий, что здесь стояла судная изба, и копия колодца. Судная изба – административное здание, в котором размещался староста деревни, хранились списки жителей и другие документы и работали приезжающие из волостного или уездного центра гражданские или полицейские чиновники. Судная изба – по сути, местная администрация – может рассказать о независимом и крутом нраве жителей.

Например, в здешней летописи упоминается такой случай. В начале ХХ века жил здесь человек по фамилии Федор Бочкарев – хулиган и конокрад. И до того он надоел местному населению, что однажды собрались все вместе и убили его. Приехали полицейский, волостное начальство, сели в судной избе, начали расследование, которое ни к чему не привело: все денисовское население, от стариков до младенцев, на вопрос «кто убил?» разом ответило: «Все убивали, каждый».

Более того, здесь был уникальный случай – местные жители сами на местном сходе, отменили подушевой налог и начали платить налог с хозяйства. А в январе 1919 года пришедшие в село белогвардейские каратели перед тем, как расстрелять людей на Росстани, в судной избе устроили показательное побоище. Родственников партизан – не важно, кто это: молодая женщина или старик – валили на лавки, пороли раскаленными шомполами. Очевидцы вспоминали, что все стены были в кровавых брызгах.

Колодец в ограде знаменателен тем, что напоминает о единственном строении деревни, уцелевшем после колчаковского погрома – белогвардейские каратели сожгли Денисово летом 1919 года. Когда горело село, партизаны отряды стояли в деревне Кондратьево, но идти против пулеметов и превосходящих сил противника не могли. Они пришли на пепелище, после отступления белых, разобрали женщин, детей, стариков оставшихся, распределили по родственникам в других деревнях. В декабре того же года, когда после Улюкольского боя нынешний Дзержинский район был полностью освобожден от белых, люди вернулись в деревню, в которой, кроме того колодца, ничего не осталось. Но это, казалось бы, чудовищное обстоятельство открыло новую страницу местной истории – Денисовскую коммуну.

#ГрантыПартнерство2023 #КЦПРОИ

Вероника Анатольевна ДЮБИНА,
директор Дзержинского районного краеведческого музея
им. А. С. Чупрова.