Воображаемые друзья, рожденные из все еще необузданного детского творчества, где пустая комната и случайный набор предметов могут вдохновить на самые причудливые приключения, отвечают потребностям каждого юного ума в товарищах. Хитросплетениям этих невидимых сущностей и их взаимоотношениям с создателями-людьми посвящен анимационный фильм японского режиссера Йошиюки Момосе «Воображариум», который он адаптировал по британскому роману А.Ф. Харрольда 2014 года и иллюстрациям Эмили Грейветт к этому оригинальному произведению.
Ослепительно яркая и душещипательная фантазия Момоза выходит на американские экраны спустя всего несколько недель после недавнего гибрида живого действия и анимации Джона Красински «IF» и чуть больше чем за месяц до 20-летия шоу Cartoon Network «Forster's Home for Imaginary Friends», оба фильма о невероятно похожих мирах воображаемых друзей.
Среди меняющих форму пейзажей и звездного неба светловолосый мальчик Рудгер (озвученный на английском языке Луи Радж-Бьюкененом) представляет царство, где они с Амандой (Иви Киссел), девочкой, которая его наколдовала, проводят время вместе. Хотя Рудгер выглядит ровесником Аманды, он существует всего несколько месяцев - с тех пор, как умер отец девочки. Его присутствие оказывает Аманде утешительную поддержку, пока она справляется с горем. Они с Руджером пообещали защищать друг друга и никогда не плакать.
Анимация, созданная Studio Ponoc, компанией, создавшей «Мэри и ведьмин цветок», и укомплектованная несколькими художниками, прошедшими обучение на Studio Ghibli-, отличается удивительной плавностью, особенно в волшебных местах, где предметы на экране быстро трансформируются в соответствии с видениями ребенка. Момосе сам работал в отделе анимации над такими шедеврами, как «Могила светлячков», «Принцесса Мононоке» и «ДухІеѕѕ Away». Его опыт работы под руководством Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты отражается как в пронзительном, но не навязчивом обращении с материалом, так и в теплой эстетике.
Некоторые элементы и эффекты, например, стая птиц-оригами, делают очевидным использование цифровых технологий в дополнение к нарисованным вручную персонажам. Тем не менее, изысканно детализированные фоны в доме Аманды, который одновременно является книжным магазином, а затем в параллельной вселенной, где обитают воображаемые друзья, демонстрируют уровень мастерства художника. Один кадр «Воображариума» может затмить массовую, визуально не вдохновленную анимацию в некоторых американских предложениях, ориентированных на ту же демографическую группу.
Аманда живет со своей напряженной матерью Лиззи (Хейли Этвелл), которая потеряла связь с той свободной частью себя, которая позволила ей завести своего приятеля-фантазера, Фриджа, много лет назад. И поскольку взрослая жизнь сделала ее усталой и настороженной по отношению к причудливым идеям, Лиззи не слышит опасений Аманды по поводу визита злодея: Мистера Бантинга, своего рода воображаемого вампира, и его древней воображаемой спутницы: ужасающей длинноволосой мертвоглазой девушки в старомодном наряде, словно взятой из сверхъестественного фильма ужасов. Бантинг живет уже сотни лет благодаря энергии, которую он получает, поедая образы; чем эмоционально сложнее проглоченное им творение, тем интенсивнее становится его жизненная сила. Непоколебимая преданность Руджера Аманде разжигает его аппетит.
Когда несчастный случай разлучает Аманду и Руджера, последний переступает порог в мир, где прячутся воображаемые друзья, чьи хозяева забыли их, чтобы не исчезнуть совсем. В этот момент «Воображариум» открывает дверь для необходимости существенной экспозиции и начинает казаться запутанным повествованием. Правила, которым должны следовать воображаемые друзья, доносятся до нас в виде пояснительного диалога, и даже тогда возникает больше вопросов. Вышедшие из строя воображаемые друзья могут получить однодневную подработку в качестве временных товарищей по играм для детей, у которых по необъяснимой причине нет своего собственного. По мере того как появляется все больше воображаемых существ, некоторые из которых выглядят как люди, как Рудгер, а другие - как гибридные животные или неодушевленные гаджеты, наделенные разумом, сюжет превращается в тотальную битву между реальностью и фантазией, в которой некоторые узкие механизмы становятся мистическими.
Даже несмотря на недостатки писательского мастерства, «Воображариум» все равно дает впечатляющее разрешение, которое сближает Аманду и Лиззи. То, что фильм выходит на Netflix в те же выходные, что и «Гадкий я 4», иллюстрирует огромную интеллектуальную и художественную пропасть, разделяющую их подходы к семейной анимации. Если бы был интерес, американская студия могла бы снять голливудскую версию англоязычной книги А.Ф. Харрольда, но вместо этого юные зрители по всему миру получат очередной сиквел, где миньоны говорят на невразумительном тарабарском языке или кричат «Банан!».
В «Воображариуме» так точно подмечено, что эти несуществующие доверенные лица - внешнее проявление потребностей конкретного ребенка. Их присутствие может казаться им таким ярким, потому что они соответствуют их мировоззрению и их месту в жизни. Для Аманды храбрый Рудгер играет роль, которую когда-то играл ее отец. В образе этого игривого мальчика она нашла безусловного союзника, как для глупых игр, так и для серьезных размышлений, который не останется навсегда, а будет нужен ей до тех пор, пока она снова будет чувствовать себя на плаву.