Вот уже почти шестьдесят лет назад произошло событие, которое покорило весь мир: Юрий Гагарин, наш земляк, стал первым человеком, отправившимся в космос. Он совершил один виток вокруг Земли на корабле «Восток-1». Хотя успех этого полёта стал результатом работы тысяч советских специалистов, Гагарин провёл всё время полёта — час и сорок восемь минут — в полном одиночестве.
Однако, чтобы облететь Землю, не обязательно покидать атмосферу планеты. Существуют путешествия, которые можно совершать в пределах атмосферы, и они могут быть не менее опасными.
Прежде чем отправиться в одиночное кругосветное путешествие, важно понять, что для этого требуется не только решимость и желание увидеть мир, но и тщательная подготовка. Первым шагом на этом пути станет выбор маршрута.
География предлагает множество возможностей для таких путешествий — от хорошо проторённых маршрутов вдоль экватора до более сложных и экзотических путей через полярные регионы. Решая, куда отправиться, необходимо учитывать климатические условия, политическую обстановку в странах транзита и особенности природных ландшафтов.
Самостоятельное путешествие вокруг света потребует значительных финансовых затрат. Важно заранее спланировать бюджет и предусмотреть возможные непредвиденные расходы. Для этого помогут детальные исследования о стоимости жизни в странах планируемого маршрута, а также возможности экономии на проживании и питании.
Некоторые путешественники предпочитают использовать современные подходы, такие как краудфандинг или участие в международных волонтерских программах, чтобы не только сократить расходы, но и обогатить свой опыт.
Подготовка к кругосветному путешествию также включает физическую готовность к длительным нагрузкам. Регулярные занятия спортом, походы и велосипедные прогулки помогут укрепить тело и дух. Важно позаботиться о здоровье, сделать все необходимые прививки и собрать аптечку для экстренных ситуаций.
Также необходимо учитывать психологический аспект: способность длительное время оставаться в одиночестве требует определённой психической устойчивости и осознания своих возможностей.
Наконец, важно заранее ознакомиться с культурными особенностями и правилами поведения в тех странах, через которые пройдёт маршрут. Уважение к традициям и обычаям местного населения обеспечит более приятное и безопасное путешествие. Знание основных фраз на языке принимающей страны поможет установить контакт с местными жителями и создать позитивные впечатления.
Таким образом, тщательная подготовка и осознанный подход к каждому этапу кругосветного путешествия сделают это уникальное приключение не только возможным, но и по-настоящему вдохновляющим.
По морю
10 августа 1519 года началось первое кругосветное путешествие. Из Севильи в южные воды Атлантического океана отправились пять кораблей под руководством Фернана Магеллана. Через три года и один месяц одно из судов вернулось в Испанию под командованием капитана Хуана Элькано, так как сам Магеллан погиб на острове Мактан (ныне Филиппины).
Долгое время морские путешествия были единственным способом обойти весь земной шар. Джошуа Слокам, американец, стал первым, кто совершил кругосветное плавание в одиночку на паруснике «Spray» с 1895 по 1898 год, делая многочисленные остановки. И только спустя семь лет после полёта Гагарина, в 1968 году, удалось осуществить первое непрерывное одиночное плавание.
Британец Робин Нокс-Джонстон получил звание победителя в гонке The Sunday Times Golden Globe Race, организованной с целью определить, кто быстрее всех сможет без остановок обойти Землю по восточному маршруту. В этой гонке участвовали девять моряков, но не все достигли финиша. Семь участников сошли с дистанции: четверо прекратили гонку в Атлантическом океане, пятый не сумел обогнуть мыс Доброй Надежды, шестой сошёл с ума и покончил с собой, лодка седьмого участника затонула за 2000 км до финиша, а восьмой претендент на победу неожиданно повернул к Африке после мыса Горн, закончив своё плавание на Таити. Нокс-Джонстон оказался единственным, кто вернулся в британский порт Фалмут, откуда и стартовал, спустя 312 дней.
С тех пор одиночные кругосветные путешествия стали символом человеческой стойкости, мастерства и духа приключений. В конце XX — начале XXI века технологии и средства навигации значительно улучшились. Это позволило новым поколениям мореплавателей ставить новые рекорды. Благодаря развитию композитных материалов, спутниковой связи и системам автоматического управления, моряки получают возможность всё более эффективно планировать свои маршруты и справляться с вызовами океана.
Однако кругосветные путешествия по-прежнему остаются настоящим испытанием на прочность и выносливость. Примером этого может служить французский моряк Фрэнсис Жуайон, который в 2008 году установил рекорд по самому быстрому одиночному плаванию вокруг света на тримаране IDEC. Ему понадобилось всего 57 дней, чтобы пройти это испытание. Подобные достижения подчёркивают, насколько важны технологические и инженерные новшества в современном парусном спорте.
Тем не менее, дух пионеров и их героические подвиги остаются в центре внимания и сегодня. Современные кругосветные гонки, такие как Vendee Globe, продолжают привлекать внимание международной аудитории, демонстрируя силу и выносливость участников. Гонка известна своей жестокой природой, требуя от моряков абсолютного мастерства и полной самоотдачи.
Любовь к морю и стремление к пределам человеческих возможностей по-прежнему вдохновляют будущие поколения к морским приключениям. Как подметил философ Жан Поль Сартр, «Каждое великое дело начинается с мечты». Эти мечты продолжают жить в сердцах современных мореплавателей, побуждая их бросать вызов океанам и самим себе, прокладывая свои уникальные маршруты через безбрежные морские просторы.
По воздуху
Сравнивая первые морские экспедиции с кругосветным плаванием Магеллана, можно заметить, что между ними существует значительный временной разрыв — примерно 4500 лет. Он начинается с колонизации островов Океании, которая произошла в третьем тысячелетии до нашей эры.
С другой стороны, между первым полётом человека на воздушном шаре, организованным братьями Монгольфье в 1783 году, и первым кругосветным воздушным путешествием, организованным в 1924 году, прошло всего 141 год. Тогда четверо американских военных на модифицированном самолёте Douglas World Cruiser совершили 175-дневную экспедицию вокруг света.
Через 11 лет после этого состоялось первое одиночное кругосветное путешествие по воздуху. В 1933 году пилот из США Уайли Пост облетел Землю за 7 дней, 19 часов и 49 минут.
Однако ещё дольше пришлось ждать беспосадочного кругосветного полёта: в 1949 году группа из 14 американских пилотов на бомбардировщике Boeing B-50 Superfortress преодолела расстояние в 37 742 км за 49 часов и 1 минуту, но полёт проходил только в Северном полушарии.
И только в XXI веке был совершён одиночный беспосадочный перелёт по всему миру на воздушном шаре (точнее, на розьере — особенном аэростате с двумя камерами: одна с горячим воздухом, другая с лёгким газом или газовой смесью). В 2002 году легендарный исследователь Стив Фоссетт на гигантском аэростате «Дух свободы» провёл в воздухе 14 дней, 19 часов и 50 минут, достигнув высоты 10 580 метров и скорости 322 км/ч.
В 2016 году российский путешественник Фёдор Конюхов повторил этот подвиг на аналогичном аэростате, завершив полёт за 11 дней и установив действующий мировой рекорд.
Воздушные путешествия продолжают развиваться с нарастающей скоростью. Благодаря новым технологиям и материалам перед исследователями и пилотами открываются невероятные возможности. Достижения Фоссетта и Конюхова послужили вдохновением для будущих проектов в области кругосветных путешествий и привели к значительным прорывам в воздушной навигации и безопасности.
Были разработаны и испытаны новые типы аэростатов и самолётов, позволяющие пилотам совершать более длительные и безопасные полёты. Не менее важным достижением в области воздушных путешествий стало постепенное уменьшение размеров и повышение эффективности летательных аппаратов.
Исторические прорывы в области беспосадочных перелётов на воздушных шарах задали тренд на создание более экономичных и экологически чистых способов передвижения. Современные технологии, такие как солнечная энергия и новые композиционные материалы, позволили разработать аппараты, которые могут находиться в воздухе долгие месяцы без дозаправки, обеспечивая бесперебойные исследования и наблюдения.
Сегодня кругосветные воздушные путешествия уже не ограничиваются только самолётами и аэростатами. Одним из самых перспективных направлений является развитие воздушных дронов и беспилотных летательных аппаратов. Используя передовую технологию автономного управления, эти инновационные устройства способны выполнять сложные полёты и исследовательские задачи.
Эти прорывы в технологии позволяют взглянуть на мир с совершенно нового ракурса и обеспечивают устойчивое развитие авиации и воздушных путешествий для будущих поколений.
По суше
Путешествие вокруг света — это увлекательное приключение, которое привлекает внимание многих людей. Однако, если раньше для этого было достаточно сесть на корабль и отправиться в путь, то сегодня всё больше людей выбирают сухопутные маршруты.
Сухопутное путешествие вокруг света — это не только интересный опыт, но и настоящий вызов. Ведь необходимо преодолеть огромные расстояния, столкнуться с различными трудностями и оставаться в одиночестве на протяжении всего пути.
Одним из самых ярких примеров такого путешествия является приключение Константина Константиновича Ренгартена, подданного российского императора. Он начал свой путь 15 августа 1894 года, выйдя из своей квартиры в Риге. За 4 года, 1 месяц и 12 дней он преодолел 26 877 км, пересекая Евразию и Северную Америку, а также Тихий и Атлантический океаны на пароходах.
Ещё одним интересным случаем является история Джорджа Шиллинга, американца, который отправился в путь на запад со своей собакой Кинг в мае 1897 года. Обратно он вернулся только в 1904 году, но его верный спутник Кинг умер ещё в 1900 году в Бомбее (ныне Мумбаи). Можно ли считать такое путешествие одиночным?
Ренгартена и Шиллинга часто называют первыми, кто обошёл Землю пешком, но не все с этим согласны. С момента выхода первого издания Книги рекордов Гиннесса в 1955 году появилось авторитетное определение кругосветного путешествия: оно должно начинаться и заканчивать в одной точке, быть непрерывным, проходить не менее 24 900 миль (примерно 40 077 км) и пересекать два диаметрально противоположных пункта.
В 2014 году была основана Ассоциация бега вокруг света (World Runner Association), которая установила более детализированные правила. По критериям Книги рекордов нельзя обойти вниманием британца Роберта Гарсайда, который с 20 октября 1997 по 13 июня 2003 года совершил одиночное кругосветное беговое путешествие, преодолев 48 тысяч километров и пересёк, в частности, австралийскую пустыню Налларбор. После нескольких лет проверки издатели Книги рекордов Гиннесса признали его достижения в 2007 году.
Путешествия по всему миру, совершённые разными людьми и в разные времена, всегда впечатляли и вдохновляли. Одним из таких удивительных путешествий является кругосветное путешествие турка Эрденa Эруча.
10 июля 2007 года он отправился в путь из порта Бодега-Бэй, что в Калифорнии, намереваясь преодолеть Тихий океан на гребной лодке. Он также использовал велосипед и каноэ в своём путешествии. В мае 2008 года, столкнувшись с тайфунами, ветрами и течениями, Эруч попросил помощи у филиппинских рыбаков, которые доставили его в Папуа — Новую Гвинею. Дождавшись окончания сезона тайфунов, он вернулся на ту же позицию и продолжил свой путь.
Путешествие Эруча заняло 5 лет, 11 дней, 12 часов и 22 минуты, и завершилось 21 июля 2012 года на том же пирсе порта Бодега-Бэй, откуда он начал свой путь. За это время он успел взойти на Косцюшко и Килиманджаро — высочайшие вершины Австралии и Африки соответственно.
Маршрут Эруча на политической карте мира к концу 2011 года включал в себя восхождения на Косцюшко и Килиманджаро, а также пересечение всех меридианов и дважды экватора. Он преодолел 66 299 км и прошёл через 12 пар диаметрально противоположных точек на Земле.
Другим примером удивительного путешествия является странствие южноафриканца Майка Хорна. В 2000 году он завершил своё кругосветное путешествие по экватору, начав и закончив его в Африке. Хорн пересёк Атлантический и Тихий океаны на своей парусной яхте, а сухопутные участки преодолел пешком и на велосипеде.
Не менее вдохновляющим является подвиг японца Наоки Имасу, который в 2011 году начал своё кругосветное путешествие на велосипеде. Он стремился проехать через все континенты, кроме Антарктиды, и за пять лет преодолел тысячи километров горных дорог, пустынных трасс и многолюдных городских улиц. В своём путешествии он сталкивался с различными трудностями, включая опустошительные погодные условия, грабежи и даже физическое насилие.
Польский путешественник Яцек Палевски также демонстрирует невероятное мужество и целеустремлённость. В 2017 году он решил обойти земной шар пешком, стартовав из Варшавы. Пройдя через Европу и Азию, Палевски встречал многие культуры и народы, неизменно привлекая внимание к вопросам экологии и важности сокращения углеродного следа.
Такие путешествия, выполненные разными способами и с разными целями, демонстрируют удивительные возможности человеческого духа. Они подчёркивают важность настойчивости и силы воли, а также привлекают внимание к важным социальным и экологическим вопросам. Независимо от выбранного маршрута или способа передвижения, такие путешествия становятся источником вдохновения для будущих поколений и напоминают нам, что границы возможного находятся лишь в наших умах.