«Когда ты долго смотришь в бездну, бездна также смотрит в тебя».
Фридрих Ницше
Фильм, который я пересмотрела в рамках авторских лекций о режиссерах, на которые хожу регулярно, думаю, вы помните, я о них рассказывала.
Темой последней был Джеймс Кэмерон, снимающий исключительно высокобюджетные, масштабные блокбастеры (редкость – историческая драма «Титаник»), с большим перерывом между фильмами. Каждый его проект, несмотря на дороговизну – чрезвычайно успешен и окупается просто невероятно. При затратах, скажем, в 200 000 000 $ - кассовые сборы могут составлять по несколько миллиардов $.
После лекции, как обычно - просмотр какого-то фильма с уже полученными знаниями (кстати, это всегда очень круто, как и всегда очень интересно, почему организаторы выбирают ту или иную картину, и, как и всегда, из зала звучит этот вопрос). Почему не «Титаник» или «Аватар», не «Чужие» или «Терминатор»? Почему «Бездна»?
Да потому, что это объективно классный фильм, который стоит несколько в сторонке от всемирного успеха синих жителей Пандоры на.ви, робота и Сары Коннор, или Джека и Роуз на двери в ледяной воде. Опять же, про «Титаник» интересный момент – почему премьера фильма состоялась в Калининграде и как Кэмерон присутствовал на ней лично в том кинотеатре, где сейчас проходят лекции, я писала отдельную статью:
🎬Бездна (1989)
The Abyss
Это научно-фантастический триллер-боевик, четвёртый в фильмографии Кэмерона и удостоенный премии «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Смотрели мы режиссерскую, полную версию, со всеми сценами, первый раз я видела сокращенный вариант -дцать лет назад и мало что помнила вообще из сюжета. Кстати, многие из присутствующих смотрели фильм впервые.
Американская атомная подводная лодка «Монтана» c баллистическими ракетами и 156 членами экипажа столкнулась с неизвестным объектом в Каймановом жёлобе и затонула. Для проведения спасательной операции отправлена команда спецназа, но направлена первоначально на экспериментальную подводную нефтяную платформу, владельцев которой практически обязали предоставить свои услуги водолазов и участвовать в операции.
«Морских котиков» возглавляет лейтенант Хайрем Коффи (Майкл Бин), старший рабочий на платформе - Вирджил «Бад» Бригман (Эд Харрис), владелец платформы – его жена Линдси, с которой они находятся на стадии развода (Мэри Элизабет Мастрантонио). Общего языка эти трое, как и все остальные члены команды, найти не могут. А тут еще шторм, атомные боеголовки и неизвестные светящиеся существа под толщей воды – враги или друзья?
Фильм снят для конца 80-ых грандиозно. Спецэффекты поражают (опять же, для того времени). Мы об этом говорили на лекции, кстати. Кэмерон стал культовым режиссером, имея в копилке не больше десятка работ, в том числе благодаря своей дотошности к деталям, стремлению к правдивости и идеальному кадру. Понятно, что графика в сравнении с тем же «Аватаром» - земля и небо. Но. Сделано качественно, нет вот этих, знаете, границ резких, и ничего не выглядит инородно и неестественно. Сейчас многие современные фильмы в разы хуже снимают в плане спецэффектов, увы.
В «Бездне» прослеживается всё то, что так любит Кэмерон: цифровизация, красивый визуал, сильная женщина, экологическая тематика.
Интересные факты:
- Подводные съёмки производились на недостроенной атомной электростанции Чероки, в резервуаре глубиной 12 метров, заполненном 34 миллионами литров воды. На тот момент это была самая большая подводная съёмочная площадка;
- Весь актёрский состав прошел курс квалифицированных ныряльщиков;
- Съёмочная бригада в ходе работы проходила декомпрессию;
- Показано экспериментальное «дыхание» при помощи жидкости (когда лёгкие заполняются жидкостью, насыщенной растворённым кислородом);
- Практически все, даже самые сложные сцены актеры выполняли сами, без участия каскадёров – и когда платформу затапливает, и когда Линдси тонет, и когда у утонувшего члена экипажа изо рта выползает краб;
- Для создания пришельцев использовали сотни оптоволоконных пучков, которые соединялись на спине фигуры в общий кабель и подсвечивались мощным проектором с движущимися разноцветными светофильтрами;
- Впервые в мировом кинематографе использована технология компьютерного синтеза изображения (сцена с водным объектом-щупальцем, пришедшем на контакт с членами экипажа), впоследствии использованная Кэмероном во второй части «Терминатора».
Смотреть или нет? Конечно, да. Это очень добротная фантастика с хорошим смыслом, прекрасной актерской игрой, трогательными моментами и шикарным визуалом. И рекомендую именно режиссерскую версию, в ней другой финал!