Аутизм отмечается примерно у 1% жителей Земли. Симптомы аутизма вариативны и имеют разную степень выраженности. Помимо трудностей адаптации и социализации, проблем коммуникации и речевых расстройств, отмечаются стереотипии в поведении, моторные проблемы и другие особенности развития. Когда таким детям в школе нужен тьютор и можно ли обойтись без него? Рассказывает Елена Викторовна Ушакова, кандидат психологических наук, директор ИСОП МГПУ.
Кто такой тьютор?
Среди педагогических работников образовательной организации, реализующей в том числе инклюзивное образование, тьютор занимает значимое место.
Не так давно в образовательной практике тьюторами выступали родители, не имеющие профессиональной подготовки. С одной стороны, нельзя не согласиться, что родитель достаточно хорошо знает своего ребёнка и может организовать помощь и поддержку. Но всегда ли эта помощь будет адекватна возможностям и потребностям ребенка? С другой стороны, родитель должен оставаться для ребёнка родителем с его любовью, заботой, помощью и поддержкой.
Должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования в 2008 году и внесена в Единый квалификационный справочник.
Разнообразие признаков аутизма формирует спектр аутистических расстройств, что и отражается в названии – расстройства аутистического спектра, а сокращенно РАС. Именно разнообразие признаков аутизма и вариативность их сочетания определяет уникальность каждого такого человека. Сразу на ум приходит популярная цитата специалиста в области аутизма «Если вы знаете одного человека с аутизмом – вы знаете только одного человека с аутизмом» (Стивен Шор).
С утверждением профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» в 2017 году, в котором была представлена обобщенная трудовая функция «Тьюторское сопровождение обучающихся», к тьютору стали предъявляться требования как к педагогическому работнику, обладающему конкретными квалификационными характеристиками и выполняющему определённые виды профессиональной деятельности. Так, тьютор осуществляет сопровождение обучающегося или группу обучающихся с учетом особенностей их поведения, интересов, способностей, возможностей, ресурсов и дефицитов развития. Также тьютор участвует в организации образовательной среды, подбирает и адаптирует педагогические средства, взаимодействует с педагогами, управленческой командой школы и родителями по вопросу реализации индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы и оценки их эффективности. Таким образом, тьютор призван осуществлять профессиональную педагогическую поддержку обучающегося или группы обучающихся временно или постоянно вне зависимости от нозологической группы, педагогам и родителям.
Зачем нужен тьютор для ребёнка с аутизмом?
У ребёнка с аутизмом на первый план выступают:
- трудности социального взаимодействия (вплоть до полного погружения в себя);
- эмоциональная и поведенческая отгороженность;
- проблемы адаптации к новым условиям жизни и деятельности.
В семье, как правило, родители стараются создать условия для адаптации ребёнка к новым условиям, ежедневно наблюдая за ребёнком и его реакциями, определяют наиболее эффективные средства взаимодействия, его социализации. В образовательной организации этим занимается коллектив педагогов.
Для ребёнка с РАС в детском коллективе важен рядом человек, который поможет адаптироваться ко всему новому: новому пространству, новым играм и игрушкам, новым занятиям, новому общению, новым правилам и обязанностям, новым впечатлениям и пр.; поможет регулировать своё поведение, ощущать себя в безопасности. В ходе занятий и уроков важен взрослый, который поможет справиться с трудностями, организовать учебное место, услышать и понять учителя, выполнить задание, применяя адекватные возможностям ребёнка (детей) психолого-педагогические методы и приёмы, мягко преодолеть проблемы общения и многое другое. Таким взрослым в образовательной организации может стать тьютор.
Поддержка тьютора для ребёнка с РАС — необходимое дополнение к помощи воспитателя, учителя и педагога-психолога. Тьютор выступает посредником между ребёнком с РАС и воспитателем/учителем, сверстниками, родителями.
Тьютор устанавливает доверительные отношения с ребёнком, оказывает существенную поддержку обучающемуся с РАС в период адаптации дошкольника к новым условиям в группе, школьника к обучению в школе; способствует проявлению его самостоятельности. А этот период может быть довольно длительным: ребёнка в образовательной организации ожидает много нового. Это принятие и осмысление школьной жизни, освоение важных социальных навыков, универсальных учебных действий. Но это не может означать, что тьютор на протяжении всего обучения станет неотъемлемой частью жизни и деятельности обучающегося.
Идеальная формула тьюторского сопровождения – чем старше ученик, тем меньше он нуждается в тьюторе.
Усилия педагогов и родителей направлены на то, чтобы сделать тьютора для обучающегося не нужным. Поэтому в образовательной организации часто прибегают к ротации тьюторов, а эффективность тьюторского сопровождения оценивается исходя из степени включенности его в деятельность обучающегося на каждом году обучения.
Кто принимает решение о тьюторском сопровождении?
Образование детей с РАС осуществляется в образовательных организациях, которые в том числе реализуют адаптированные образовательные программы. Для обучающихся с РАС создаются специальные условия, без которых затруднено или вовсе невозможно овладение образовательной программой.
В качестве одного из таких условий может выступать тьюторское сопровождение. Такие условия определяет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Просто запрос родителей или их аргументы, адресованные управленческой команде школы, здесь не помогут. Но если в заключении ПМПК указаны формулировки «тьютор», «тьюторское сопровождение», то образовательная организация обязана обеспечить выполнение рекомендации после получения заявления родителя о создании специальных условий в соответствии с заключением ПМПК. В этом случае родитель уверенно может отстаивать права своего ребёнка, в том числе на создание специальных условий.
Всегда ли ребёнку с РАС нужен тьютор? Нет. Есть дети, которым для включения в коллектив и дальнейшего обучения достаточно помощи обычных педагогов.
В практике деятельности образовательных организаций мы можем увидеть рекомендации тьюторского сопровождения на определенное время специалистами психолого-педагогического консилиума (ППк). При этом ППк нужно убедительно аргументировать необходимость тьюторского сопровождения для администрации.
Решение о введении в штатное расписание тьютора принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или с учетом рекомендаций психолого-педагогического консилиума образовательной организации.
Тьютор может быть как штатным сотрудником образовательной организации, сотрудником, имеющим расширение профессиональных функций, так и внешним сотрудником, работающим по договору.
Принимая во внимание вариативность состояний обучающихся при расстройствах аутистического спектра, в том числе разной степени выраженности поведенческих проблем, можно говорить о различных моделях реализации профессиональной деятельности тьютора – индивидуальная помощь и поддержка со стороны тьютора, тьюторское сопровождение группы обучающихся.
На практике тьютор способен оказать поддержку при возникающих у учеников с РАС и их одноклассников трудностях. Поэтому не пренебрегайте возможностью обратиться в ПМПК, при необходимости обращайтесь к специалистам ППк образовательной организации и аргументируйте! Для родителей детей с РАС крайне важно занять позицию не «против всех», а наоборот, конструктивно обсуждать ситуации, касающиеся их детей, и при необходимости добиваться права на тьютора для своего ребёнка.