Найти в Дзене

Как добиться тьютора ребёнку с РАС и зачем таким детям тьютор?

Аутизм отмечается примерно у 1% жителей Земли. Симптомы аутизма вариативны и имеют разную степень выраженности. Помимо трудностей адаптации и социализации, проблем коммуникации и речевых расстройств, отмечаются стереотипии в поведении, моторные проблемы и другие особенности развития. Когда таким детям в школе нужен тьютор и можно ли обойтись без него? Рассказывает Елена Викторовна Ушакова, кандидат психологических наук, директор ИСОП МГПУ. Среди педагогических работников образовательной организации, реализующей в том числе инклюзивное образование, тьютор занимает значимое место. Не так давно в образовательной практике тьюторами выступали родители, не имеющие профессиональной подготовки. С одной стороны, нельзя не согласиться, что родитель достаточно хорошо знает своего ребёнка и может организовать помощь и поддержку. Но всегда ли эта помощь будет адекватна возможностям и потребностям ребенка? С другой стороны, родитель должен оставаться для ребёнка родителем с его любовью, заботой, пом
Оглавление

Аутизм отмечается примерно у 1% жителей Земли. Симптомы аутизма вариативны и имеют разную степень выраженности. Помимо трудностей адаптации и социализации, проблем коммуникации и речевых расстройств, отмечаются стереотипии в поведении, моторные проблемы и другие особенности развития. Когда таким детям в школе нужен тьютор и можно ли обойтись без него? Рассказывает Елена Викторовна Ушакова, кандидат психологических наук, директор ИСОП МГПУ.

Фото: shutterstock.com
Фото: shutterstock.com

Кто такой тьютор?

Среди педагогических работников образовательной организации, реализующей в том числе инклюзивное образование, тьютор занимает значимое место.

Не так давно в образовательной практике тьюторами выступали родители, не имеющие профессиональной подготовки. С одной стороны, нельзя не согласиться, что родитель достаточно хорошо знает своего ребёнка и может организовать помощь и поддержку. Но всегда ли эта помощь будет адекватна возможностям и потребностям ребенка? С другой стороны, родитель должен оставаться для ребёнка родителем с его любовью, заботой, помощью и поддержкой.

Должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования в 2008 году и внесена в Единый квалификационный справочник.

Разнообразие признаков аутизма формирует спектр аутистических расстройств, что и отражается в названии – расстройства аутистического спектра, а сокращенно РАС. Именно разнообразие признаков аутизма и вариативность их сочетания определяет уникальность каждого такого человека. Сразу на ум приходит популярная цитата специалиста в области аутизма «Если вы знаете одного человека с аутизмом – вы знаете только одного человека с аутизмом» (Стивен Шор).

С утверждением профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» в 2017 году, в котором была представлена обобщенная трудовая функция «Тьюторское сопровождение обучающихся», к тьютору стали предъявляться требования как к педагогическому работнику, обладающему конкретными квалификационными характеристиками и выполняющему определённые виды профессиональной деятельности. Так, тьютор осуществляет сопровождение обучающегося или группу обучающихся с учетом особенностей их поведения, интересов, способностей, возможностей, ресурсов и дефицитов развития. Также тьютор участвует в организации образовательной среды, подбирает и адаптирует педагогические средства, взаимодействует с педагогами, управленческой командой школы и родителями по вопросу реализации индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы и оценки их эффективности. Таким образом, тьютор призван осуществлять профессиональную педагогическую поддержку обучающегося или группы обучающихся временно или постоянно вне зависимости от нозологической группы, педагогам и родителям.

Зачем нужен тьютор для ребёнка с аутизмом?

У ребёнка с аутизмом на первый план выступают:

  • трудности социального взаимодействия (вплоть до полного погружения в себя);
  • эмоциональная и поведенческая отгороженность;
  • проблемы адаптации к новым условиям жизни и деятельности.

В семье, как правило, родители стараются создать условия для адаптации ребёнка к новым условиям, ежедневно наблюдая за ребёнком и его реакциями, определяют наиболее эффективные средства взаимодействия, его социализации. В образовательной организации этим занимается коллектив педагогов.

Для ребёнка с РАС в детском коллективе важен рядом человек, который поможет адаптироваться ко всему новому: новому пространству, новым играм и игрушкам, новым занятиям, новому общению, новым правилам и обязанностям, новым впечатлениям и пр.; поможет регулировать своё поведение, ощущать себя в безопасности. В ходе занятий и уроков важен взрослый, который поможет справиться с трудностями, организовать учебное место, услышать и понять учителя, выполнить задание, применяя адекватные возможностям ребёнка (детей) психолого-педагогические методы и приёмы, мягко преодолеть проблемы общения и многое другое. Таким взрослым в образовательной организации может стать тьютор.

Фото: shutterstock.com
Фото: shutterstock.com

Поддержка тьютора для ребёнка с РАС — необходимое дополнение к помощи воспитателя, учителя и педагога-психолога. Тьютор выступает посредником между ребёнком с РАС и воспитателем/учителем, сверстниками, родителями.

Тьютор устанавливает доверительные отношения с ребёнком, оказывает существенную поддержку обучающемуся с РАС в период адаптации дошкольника к новым условиям в группе, школьника к обучению в школе; способствует проявлению его самостоятельности. А этот период может быть довольно длительным: ребёнка в образовательной организации ожидает много нового. Это принятие и осмысление школьной жизни, освоение важных социальных навыков, универсальных учебных действий. Но это не может означать, что тьютор на протяжении всего обучения станет неотъемлемой частью жизни и деятельности обучающегося.

Идеальная формула тьюторского сопровождения – чем старше ученик, тем меньше он нуждается в тьюторе.

Усилия педагогов и родителей направлены на то, чтобы сделать тьютора для обучающегося не нужным. Поэтому в образовательной организации часто прибегают к ротации тьюторов, а эффективность тьюторского сопровождения оценивается исходя из степени включенности его в деятельность обучающегося на каждом году обучения.

Кто принимает решение о тьюторском сопровождении?

Образование детей с РАС осуществляется в образовательных организациях, которые в том числе реализуют адаптированные образовательные программы. Для обучающихся с РАС создаются специальные условия, без которых затруднено или вовсе невозможно овладение образовательной программой.

В качестве одного из таких условий может выступать тьюторское сопровождение. Такие условия определяет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Просто запрос родителей или их аргументы, адресованные управленческой команде школы, здесь не помогут. Но если в заключении ПМПК указаны формулировки «тьютор», «тьюторское сопровождение», то образовательная организация обязана обеспечить выполнение рекомендации после получения заявления родителя о создании специальных условий в соответствии с заключением ПМПК. В этом случае родитель уверенно может отстаивать права своего ребёнка, в том числе на создание специальных условий.

Всегда ли ребёнку с РАС нужен тьютор? Нет. Есть дети, которым для включения в коллектив и дальнейшего обучения достаточно помощи обычных педагогов.

В практике деятельности образовательных организаций мы можем увидеть рекомендации тьюторского сопровождения на определенное время специалистами психолого-педагогического консилиума (ППк). При этом ППк нужно убедительно аргументировать необходимость тьюторского сопровождения для администрации.

Решение о введении в штатное расписание тьютора принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или с учетом рекомендаций психолого-педагогического консилиума образовательной организации.

Тьютор может быть как штатным сотрудником образовательной организации, сотрудником, имеющим расширение профессиональных функций, так и внешним сотрудником, работающим по договору.

Принимая во внимание вариативность состояний обучающихся при расстройствах аутистического спектра, в том числе разной степени выраженности поведенческих проблем, можно говорить о различных моделях реализации профессиональной деятельности тьютора – индивидуальная помощь и поддержка со стороны тьютора, тьюторское сопровождение группы обучающихся.

На практике тьютор способен оказать поддержку при возникающих у учеников с РАС и их одноклассников трудностях. Поэтому не пренебрегайте возможностью обратиться в ПМПК, при необходимости обращайтесь к специалистам ППк образовательной организации и аргументируйте! Для родителей детей с РАС крайне важно занять позицию не «против всех», а наоборот, конструктивно обсуждать ситуации, касающиеся их детей, и при необходимости добиваться права на тьютора для своего ребёнка.

 Е.В. Ушакова, кандидат психологических наук, директор ИСОП МГПУ. Фото из личного архива Е.В. Ушаковой
Е.В. Ушакова, кандидат психологических наук, директор ИСОП МГПУ. Фото из личного архива Е.В. Ушаковой