Обратите внимание на заставку перед началом фильма - каждой актрисе и её героине сопутствует какое-либо животное (оленёнок, леопард, кошка, обезьяна, лиса, овечка, сова, лошадь и даже корова…), и этот зверинец нам показывают не просто так. Между женщинами, как в дикой природе, происходит борьба не на жизнь, а на смерть. Кто кого изящней обхитрит, кто кого больнее укусит, кто кого друг с другом стравит, а кто выйдет сухим из воды и пойдет искать новую жертву. Мужчину, разумеется.
«- И ещё один материнский совет - не обсуждай это с подругами.
- Думаю, они знают.
- Неужели все?
- Наверное.
- Да, скорее всего. В таком случае, не следуй советам подруг, а то потеряешь и мужа, и дом. Я знаю женщин, милая, мы не меняемся».
Пикантные сцены, остроумные диалоги и тонкие монологи, ироничность сюжета – все это делает фильм актуальным до сих пор. А ведь речь, на минуточку, о 1939 годе!
Про женщин в кадре стоит сказать отдельно – шик, блеск, красота. Изюминки старого Голливуда: Норма Ширер, Джоан Кроуфорд, Полетт Годдар, Розалинд Расселл, Джоан Фонтейн, Рут Хасси. Смотреть – одно удовольствие.
Фишка фильма – он, в общем-то, об отношении к мужчинам и отношении мужчин к женщинам, но – ни один мужчина при съемках не пострадал не задействован! Мужчины где-то там, фоном, как тень, даже в пересказе ссоры хозяйки с мужем прислугой.
«Мужчинам можно верить не больше, чем говорящим попугаям».
🎬Женщины (1939)
The Women
Женщины, о которых пойдет речь, заняты тем, что воспитывают детей, ведут дом и хозяйство, ходят в салон красоты и ателье и ждут мужей с работы. Ну и сплетничают, конечно.
«Поступай как хочешь, но помни, что быть вместе до конца непросто».
Мэри Хейнс (Норма Ширер) уже десять лет счастлива в браке и воспитывает умницу дочь (Вирджиния Уайдлер). Но во время визита в салон красоты, её подруга Сильвия Фаулер (Розалинд Расселл) от маникюрши и сплетницы №1 узнает, что мистер Хейнс изменяет миссис Хейнс с некой Кристал Аллен, продавщицей духов (Джоан Кроуфорд). Разумеется, через пять минут об этом знает еще одна подруга Мэри - Эдит Поттер (Филлис Пова), а за ней и все остальные. Кроме самой Мэри, конечно.
Её Сильвия и остальные женщины «пощадили». Сильвия между делом во время обеда просто продемонстрировала ей свой новый маникюр – реклама сделала свое дело, Мэри отправилась в тот самый салон, где там самая маникюрша сообщила ей все последние городские сплетни, включая роман Кристал и мистера Хейнса (конечно, даже не подозревая, что перед ней жена этого самого Хейнса, а потом даже дав несчастной совет по доброте душевной):
«Кристал ужасная девица. Она очень умна и очень красива. Я думаю, Вам будет нелегко заставить мистера Хейнса бросить её. Простите, но это так, миссис Хейнс».
И теперь Мэри не знает, как ей быть. Она любит мужа, но отказывается мириться с его изменой, как большинство других женщин. И даже когда её мудрая мать пытается наставить дочь на путь истинный, Мэри не в силах усмирить гордость:
«- Я пережила тоже самое 20 лет назад.
- И папа??
- Мэри, он во многом был исключительный мужчиной, но, к сожалению, не во всем.
- И ты молчала?
- Молчала. У меня тоже была мудрая мать. Твоя история не нова. Через это проходят все.
- Но Стивен....
- Стивен - мужчина, вы женаты десять лет.
- Я ему надоела?
- Он себе надоел. Он устал от себя самого. Время идёт, и ему нужны новые впечатления. Он стареет, а хочет чувствовать себя юным.
- Мама, Стивен не стар.
- Конечно. Но мы, женщины гораздо изобретательнее. Когда мы надоедаем себе, мы меняем кухарку, начинаем ремонт, а мужчина не догадается поменять мебель в офисе, хотя это так просто. Они считают, что испытают новые эмоции, если увидят свое отражение в глазах другой женщины. Для него это тоже самое, что для тебя новое платье».
Мэри решается на развод и едет в Рино на поезде, куда съезжаются все ожидающие развода женщины, и живут в особняке/вилле/пансионате/ранчо или что-то вроде этого. Это, кстати, очень интересный момент, почему куда-то надо ехать, я даже поискала информацию.
«Пятьдесят лет назад дамы не разводились бы, а выжимали все из такой ситуации».
Оказывается, Рино в Неваде даже называли мировой столицей разводов. Как я поняла, в Рино было намного проще и быстрее всё оформить, чем в том же Нью-Йорке. Женщины жили в отеле, получали нечто вроде вида на жительство, потом подавали в суд и всё, развод в кармане всего за шесть недель. Самое забавное, что в одном месте собирались все «разведёнки» и тут же начинали сплетничать – либо о бывших, либо о будущих мужьях.
Иногда, как в фильме, ситуации были и вовсе комичны - Мириам Ааронс (Полетт Годдар) разводится, чтобы выйти замуж вновь, за мужа Сильвии, которая также вскоре приезжает на ранчо, ещё не зная, что встретится с соперницей…
«Мужчина, который придумает способ сохранить и жену, и любовницу получит премию, которую умникам в Швеции выдают».
Очень, очень классное кино! Нужно внимательно слушать, чтобы не пропустить ни одну деталь — это и правда шедевр. Это не реплики – это насмешки, издевки, придирки, яд, предательство, ложь, козни, перетекающие даже в драки.
«Тебе не кажется, что мы, жены, значим для наших мужей больше, чем их новые пассии? Мы ведь жены. Настоящая жена — это и мать, и друг, и даже сиделка, которой порой приходится применять уговоры и хитрость».
Фильм черно-белый, но есть цветная вкладка, такой мини-рай для женщин – что-то среднее между домом мод и ателье, где модели демонстрируют наряды и где можно что-то выбрать и заказать. Это такой символ того, что в их обыденной жизни есть хотя бы такое яркое пятно, где мир меняется. Где нет измен, где все мужчины – прекрасные принцы…
«- Мама, я думала, что когда ты любишь кого-то, то любишь его всегда.
- В детстве все так думают, но вырастая понимают, что так не бывает».