Найти тему

Есть повод поговорить...

Сегодня есть повод рассказать и вам узнать об современных подростковых писателях – у одного из них сегодня день рождения!
Как показывает моя библиотечная практика, подросткам и родителям их имена мало известны – а жаль.
Возьмите на заметку! Рекомендую!
Причём и родителям тоже – многое узнаете и многое поймёте.

Итак, знакомьтесь:

Ева Немеш (псевдоним Екатерины Немешаевой), современный российский автор повестей и рассказов для подростков, трёхкратный лауреат премии «Книгуру».
Кроме писательства, Ева преподаёт английский язык и ведёт детскую литературную мастерскую.

обложка книги
обложка книги

Самые популярные её книги:

«Белый голубь, чёрный слон» 12+.

Девочка Лёля 12 лет живет в небольшом приморском поселке Алексино с папой. С мамой они в разводе. Мама всё время в экспедициях, а папа механик на круизном лайнере.
В первое плавание Лёля пошла с ним.
Папа дарит тринадцатилетней Лёле судовой журнал для ведения дневника.
Он рассказывает, что судовой журнал обязательно есть у каждого капитана, чтобы фиксировать всё важное в ходе рейса.
«Себе-то ты капитан?».
С этого вопроса начинается дневник Лёли, который она будет вести сто дней.
Круиз по местам и городам и круиз внутри себя.
Постепенно записи из судовых, рассказывающих о маршруте, становятся записями дневниковыми, с размышлениями.
Она многое (и многих) теряет за эти 100 дней и много находит (себя в том числе).
Этот круиз закидывает её от папы к маме, а потом к бабушке в маленький северный городок за полярным кругом. И только-только девочка начинает адаптироваться, как надо с папой ехать в Санкт-Петербург и далее везде.

Лёля не жалуется, но созревает - ведь не чемодан же она, в конце концов!
"Мама, у меня не кипит, а подгорает! Как жить дальше? Где? К кому привыкать? От чего отвыкать?"
Потом случается болезнь. А потом случается трагедия.

И Лёля понимает, что все проблемы решаемы, пока человек жив.
Но ещё потрясающее открытие для нас всех (не только детей): оказывается, что можно многое узнать о человеке и многое сделать для него и после смерти.
Если порой тебе кажется, что ты никому особо не нужен, то ты – ошибаешься, потому что у многих, оказывается, что именно ты - часть жизни каждого из них.
Важное открытие для всех нас, независимо от возраста.
За такие открытия и люблю детские и подростковые книжки.

Роман в стихах, ритм-роман (так указано на обложке) «Сенсор» 12+.

обложка книги
обложка книги

«Пахнет псиной». Сборник рассказов, где главные герои – домашние и дикие животные. 12+

Почти все рассказы основаны на реальных фактах, автор вдохновлялся новостями и историями волонтёров и зоозащитников, своими личными наблюдениями. Такими как, например, про приключения леопарда- невидимки, чуть не ослепшего совёнка, брошенного умирать в горах пса, оставленного в аэропорту кота, про красных тропических черепашек, массово выбрасываемых в пруд.
Как всегда и бывает в жизни, такие истории – это не только про животных, они про нас, про людей, нашу безответственность или умение любить и заботиться, помогать.

обложка книги
обложка книги

Повесть «Субтитры». 12+

Не забыть включить субтитры! – встречали такое предложение при просмотре роликов на «Ютубе» или фильмов?
Они ведь не только для нашего с вами удобства.
Они помогают, прежде всего, слабослышащим или глухим людям.
А еще субтитры часто дают дополнительную сопутствующую информацию – такую, которая иногда и не показана в видео/аудиоряде.

Часто субтитры содержат подтекст, который помогает раскрыть содержание. Иногда неоднозначное.
Как в повести «Субтитры».

Нестандартный формат текста в повести – это расшифровка записей видеоподкаста.
Здесь и рекламные паузы, и ссылки на видео, которое надо не забыть включить.
Такая форма выбрана осознанно, учитывая интерес подростков не только к такому формату просмотра роликов «Ютуба», но и как открытая площадка для самовыражения.

В начале повести пусковое действие – эфир с главной героиней Лерой Хлебниковой, попавшей в аварию и потерявшей руку и слух. Инвалидность.
Лера рассказывает о своей жизни до и после катастрофы – о том, как трудно ей было вернуться в школу, как восприняли ее одноклассники и устроили травлю, что ей пришлось перейти на домашнее обучение.
А еще Лера снимает смешные ролики с танцующим попугаем – для девочки это одна из маленьких радостей жизни.

«Да, пять… Главных было пятеро.
Итак, их звали?..
Когда они поняли, что я плохо слышу – я тогда была без аппарата, – они специально на перемене… Ну, когда шумно и ничего не разобрать – все же орут, – становились рядом и начинали разговаривать. Может, какие-то гадости, может, вообще не про меня. Но они всегда дико ржали и следили за моей реакцией. Им ужасно нравилось, что я ничего не понимаю и начинаю психовать – морщусь, отворачиваюсь, что-нибудь роняю… И ещё всегда один из них снимал мою реакцию. Потом они подписывали картинки: «Хлебушко застыло», «Хлебушко прокисло», «Хлебушку подгорело». Они это всё в свою группу «Хлебушки» выкладывали.»

А с другой стороны, Лера теперь – популярный блогер с киберпротезом Лерум Ферум, и её позвали на интервью к другому популярному блогеру Саше Герцу, который зарабатывает на своих спикерах и рекламе.
Но всё так однозначно, потому что всё это идёт на помощь детям-инвалидам и не только.
Эта страшная история заставляет продюсера канала расследовать причины трагедии и создать свой подкаст.
Далее команда выезжает расследовать причины трагедии и отражает весь процесс в эфире.
Они берут интервью у других пассажиров автобуса, руководства автопарка, у спасателей и свидетелей.
Последняя съёмка – с мамой Леры, которая стала активным членом родительского движения против буллинга, и последняя глава «Субтитров», в которой герои обсуждают школьный буллинг, его причины и предлагают способы борьбы с ним.

Главная причина буллинга – не только агрессия детей, а чаще – равнодушие и бездействие взрослых.

обложка книги
обложка книги

В конце книги даётся рекомендация родителям, что делать, если ваш ребенок оказался объектом травли: действовать!
Само не пройдёт! Это не насморк!
Может окончиться плохо для жертвы.

  1. Выслушать и понять ребёнка.
  2. Идти в школу, разговаривать с классным руководителем и психологом, если не помогло – с директором. Настаивать на встрече с родителями обидчиков на собрании класса. Цель встречи – не решить конфликт, а лишь обозначить его наличие. Директор должен принять меры.
  3. Если школа бездействует, вы вправе собрать доказательства травли и обратиться в детскую комнату или комиссию по делам несовершеннолетних. На гонителей и их родителей составят протокол.

    Ева Немеш считает, что обидчики уверены в своей безнаказанности именно по причине бездействия взрослых, их нежелания видеть и признавать проблему и выносить сор из избы.
    Если же они увидят, что взрослые настроены серьёзно, то испугаются и перестанут.

    «Спасибо, что досмотрели. Нам важно ваше мнение. Подписывайтесь, оставляйте комментарии. Берегите себя!» (цитата из книги и блога).

    Совет родителям от писательницы по поводу чтения книг (цитата из интервью):

    «Читающие подростки уже, как правило, знают, что им нравится и что им нужно. У них есть список авторов, на которых они ориентируются.
    А если нечитающему ребёнку дать книгу, то будет, скорее всего, тяжело. Поэтому и стоит начинать вместе с родителями, причём читать по главам с обсуждением.
    Если ребёнка зацепит, если он увидит в истории себя, то с большой вероятностью сам возьмёт следующую книгу.
    А если нет, то, на мой взгляд, мало что можно сделать.
    Важно ещё, думаю, разрешать останавливаться.
    Если не пошло, не надо заставлять дочитывать, а лучше пробовать что-то другое.
    К сожалению, эксперименты с книжными магазинами — дорогое удовольствие, вот поэтому нужны библиотеки.
    Увы, в регионах не слишком много хороших библиотек с актуальным набором книг.
    А современная литература очень важна для подростков.
    В отличие от многих произведений из школьной программы, она им близка и понятна.
    Близкие герои и понятные ситуации способны сделать чтение невероятно увлекательным занятием. Ведь не секрет, что для многих детей чтение — что-то скучное и непонятное.»