Валерий Подмаско
Продолжим рассматривать бюрократическую подноготную первого советского танкового проекта «Рено-русский». Мы с вами рассмотрели такой важнейший конституционной орган Советской власти, как ВСНХ РСФСР. Теперь настала очередь Народного комиссариата по военным делам РСФСР. Итак…
Конституционные органы власти РСФСР:
Наркомвоен
Народный комиссариат по военным делам (Наркомвоен, НКВ) РСФСР был образован 23 ноября 1917 года (!) Вторым Всероссийским съездом советов. Первоначально он назывался «Комитет по военным и морским делам». Затем Наркомат дважды сменил свое название, став в январе 1917 года Народным комиссариатом по военным делам РСФСР, а в начале 1918 года единый Наркомвоен был разделен на Наркомат по военным делам и Наркомат по морским делам. В ст. 43 Конституции (Основного закона) РСФСР 1918 года упоминаются оба наркомата. Первым Наркомвоеном стал Н.К. Подвойский (1917-1918 гг.), вторым – Л.Д. Троцкий (1918-1923 гг.), который позднее стал и Наркомом по морским делам (Наркомвоенмор). Подвойский руководил Наркоматом в период пребывания Советского правительства в Петрограде, Троцкий – в Москве. Кстати, именно Троцкий и считается создателем Красной Армии (РККА).
В Наркомате было сосредоточено руководство и управление РККА. Большими полномочиями обладала Коллегия Наркомата. В составе Наркомата действовали центральные и главные управления. Некоторые из них подчинялись непосредственно Коллегии. Крупнейшими из них были: Управление по ремонтированию (конского состава) армии (УРА), Главное управление военно-воздушного флота (ГУВВФ), Главное интендантское управление (ГИУ), Главное артиллерийское управление (ГАУ), Центральное военно-техническое управление (ЦВТУ), Главное военно-санитарное управление (ГВСанУ), Главное управление по квартирному довольствию (ГУКД), Главное управление по заграничному снабжению войск (ГУЗС), Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ), Главное управление Генерального штаба (ГУГШ) и т.д. Нам на самом деле интересно только ЦВТУ, поэтому запомним эту аббревиатуру. Это Центральное управление было образовано 28 февраля 1918 года на базе ГВТУ (Главное военно-техническое управление) Военного министерства Российской Империи одновременно с ликвидаций последнего.
Главкам Наркомвоена подчинялись военно-промышленные предприятия соответствующего профиля. Однако состав предприятий, подчиненных военному ведомству, постоянно менялся, и это сильно усложняет изучение истории советского военно-промышленного комплекса 20-х годов прошлого века. Представляю, как это усложняло жизнь людей, вовлеченных в орбиту советского военно-промышленного производства.
Нужно отметить, что Генерального штаба в Советской России не существовало. Генеральный штаб РККА появился только в СССР 22 сентября 1935 года. Функции Генерального штаба РККА в РСФСР исполняли два главных штаба – Всероссийский главный штаб и Полевой штаб. Всероссийский главный штаб (Всероглавштаб) был учреждён 8 мая 1918 года приказом Народного комиссара по военным делам за № 339. Ему перешли полномочия Всероссийской коллегии по формированию Красной армии и существовавшие ещё органы военного управления Российской Империи: Главное управление Генерального штаба (ГУГШ), которое и являлось с 1863 года Генеральным штабом Российской Империи, а также Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ) и Управление по ремонтированию армии (УРА). Главное управление Генерального штаба было ликвидировано 8 марта 1918 года. Всероглавштаб был органом управления РККА. Вначале он напрямую подчинялся Коллегии Наркомвоена, а с 6 сентября 1918 года был передан в подчинение Революционного военного совета Республики (Реввоенсовет Республики, РВСР), в связи с чем его стали называть «Всероглавштаб Реввоенсовета Республики (РСФСР)» или «Всероглавштаб РВСР». Забегая вперед, отмечу, что Реввоенсовет Республики был чрезвычайным органом, стоящим выше Наркомвоена. Причем, Наркомвоен был исполнительным органом Реввоенсовета. Всероглавштаб тоже был исполнительным органом Реввоенсовета РСФСР, а в 1923 году он стал исполнительным органом Реввоенсовета СССР.
Высшим оперативным органом Главного командования Красной армии в годы Гражданской войны был Полевой штаб Реввоенсовета Республики. Он был создан 6 сентября 1918 года на базе Штаба упраздненного Высшего военного совета (ВВС) как исполнительный орган Реввоенсовета Республики. Отсюда и его первое название – «Штаб РВСР» или «Штаб Реввоенсовета Республики». 8 ноября 1918 года Штаб переименован в Полевой штаб Реввоенсовета РСФСР. 10 февраля 1921 года Полевой штаб Реввоенсовета РСФСР был слит с Всероглавштабом в единый Штаб РККА, который в 1924 году приобрел всесоюзный статус. Что характерно, все начальники Всероглавштаба и Полевого штаба Реввоенсовета РСФСР были царскими генералами, а после революции по тем или иным причинам перешли на службу в Красную Армию.
Краткий обзор истории главных штабов РККА нам нужен только для того, чтобы понимать, в течение какого периода Наркомвоен руководил Красной Армией. Так вот, этот период был очень коротким: с 8 мая 1918 года, когда был создан Всероглавштаб, по 6 сентября 1918 года, когда Всероглавштаб был передан в подчинение Реввоенсовета Республики. Таким образом, после 6 сентября 1918 года передача каких-либо структурных подразделений в подчинение Всероглавштаба означало, что эти подразделения вышли из подчинения Наркомвоена. Вообще, Наркомвоен чуть ли не изначально был обделен властными полномочиями. Выше я сказал, что Троцкий считается создателем РККА. Действительно, роль Троцкого в создании была огромной, и это известно всем, кто знает историю Советской России и Красной Армии. Однако немногие знают, что специально для образования регулярной армии взамен революционного народного ополчения был создан особый орган – Высший военный совет (ВВС) РСФСР.
ВВС был образован 3 марта 1918 года (на следующий день после подписания Брестского мирового договора) решением Совнаркома РСФСР. На этот шаг Советское правительство подвигла поистине чрезвычайная ситуация: 18-25 февраля 1918 года во время наступления немцев в распоряжении Наркомвоена не оказалось вообще никаких вооруженных сил, способных оказать хоть какое-то сопротивление врагу. Наркомат по военным делам в то время в основном занимался расформированием и демобилизацией старой армии и очевидно был не готов к руководству процессом строительства регулярной Красной Армии. И большевики начали действовать по любимой схеме: они создали еще один орган военного управления. К его созданию Советская власть широко привлекала командный состав старой армии. Благо, что царские боевые офицеры охотно шли на службу к большевикам ради участия в вооруженной борьбе с немцами и австро-венграми. Первоначально в состав ВВС вошли: Военный руководитель, два политических комиссара и инспектора по отраслям военного управления. Военным руководителем ВВС был назначен бывший генерал Генштаба Российской Империи М.Д. Бонч-Бруевич (1870-1956 гг.).
С учреждением ВВС Верховный главнокомандующий Н.В. Крыленко (1885-1936 гг.) был освобожден от занимаемой должности, а сама должность была упразднена. Ставка верховного главнокомандующего, Военный совет, Канцелярия и Управление делами старого Военного министерства, комиссии Особого совещания по обороне государства и пр. были расформированы. Что же стало с Народным комиссариатом по военным делам? А его миссия с момента образования ВВС заключалась в разработке и проведении в жизнь решений и заданий ВВС. Иными словами, он превратился в исполнительный орган ВВС. Наркомвоен Подвойский в связи с нежеланием (!) подчиняться ВВС 13 марта 1918 года подал в отставку, которая была принята Совнаркомом как должное. Вот тогда-то Наркомом военных дел был назначен Троцкий.
Постановлением Совнаркома РСФСР от 19 марта того же года ВВС был поставлен «во главе дела обороны страны», на него возлагались задачи руководства, планирования и координации деятельности военного и морского ведомств, а также подбора высших командных кадров «по их познаниям и боевому опыту». В составе ВВС появились должности Председателя, членов Высшего военного совета и их заместителей. Председателем ВВС стал Наркомвоен Троцкий. Все инспектора, ранее входившие в состав ВВС, были переведены в образованный при нем штат инспекторов, контролирующих отдельные отрасли военного ведомства. Аппарат Совета получил название «Штаб Высшего военного совета». Он послужил основой для создания Полевого штаба Реввоенсовета Республики. Примечательно то, что почти все должности в Совете и его аппарате занимали бывшие генералы и офицеры Русской императорской армии, в том числе 13 генералов и офицеров Генерального штаба Российской Империи. Несмотря на сопротивление сторонников добровольческой Красной Армии, ее упразднение незамедлительно началось, и уже 21 марта 1918 года был издан приказ ВВС об отмене выборного начала в Красной Армии.
По всей видимости, ВВС выполнил поставленную перед ним задачу, ведь регулярная Красная Армия была создана, и 2 сентября 1918 года декретом ВЦИК ВВС был упразднён, а его функции были переданы только что созданному Революционному военному совету Республики (Реввоенсовет, РВСР). Таким образом, именно ВВС стал органом-предтечей знаменитого Реввоенсовета РСФСР, который занял его место.
А история Наркомвоена и Наркомвоенмора РСФСР завершилась 12 ноября 1923 года. В связи с образованием СССР на базе Народного Комиссариата по военным делам РСФСР и Народного Комиссариата по морским делам РСФСР был образован объединенный Народный комиссариат по военным и морским делам (НКВМ) СССР. Так военное и военно-морское ведомства Советской России навсегда ушли в союзное подчинение.
Органы снабжения РККА
После переезда Советского правительства из Петрограда в Москву приказом Наркомвоена от 20 марта 1918 года № 223 для координации работы главных «довольствующих», т.е. снабженческих управлений, а также для обсуждения законодательно-организационных и важнейших финансово-хозяйственных вопросов был образован Военно-хозяйственный совет (ВХС) Наркомвоена. Это был совещательный орган при Коллегии Наркомвоена для обсуждения законодательно-хозяйственных мероприятий. При ВХС действовал Военно-хозяйственный надзор (!), ликвидированный в 1919 году. Помимо центрального аппарат, в подчинении ВХС состояли специально создаваемые окружные военно-хозяйственные совещания. В ведение ВХС были переданы 11 главков и центральных управлений Наркомвоена вместе с подчиненными им военно-промышленными предприятиями. ЦВТУ оказалось в их числе.
1 июня 1918 года приказом Наркомвоена № 414 ВХС был разделён на Военно-законодательный совет (ВЗС) и Центральное управление по снабжению армии (ЦУС). Первоначально ВЗС и ЦУС подчинялись непосредственно коллегии Наркомвоена.
ЦУС при учреждении были переданы все хозяйственные функции упраздненного Военно-хозяйственного совета. В задачи этого Управления входила организация планового снабжения частей Красной Армии, определение потребностей войск в вооружении, снаряжении, боеприпасах, технике и т.д., а также контроль за их расходованием. Возглавлял ЦУС Совет в составе двух комиссаров и главного начальника снабжения. Приказом Наркомвоена от 15 июня 1918 года № 445 ЦУС были официально подчинены главки и центральные управления бывшего ВХС Наркомвоена: Главное артиллерийское управление (ГАУ), Главное военно-хозяйственное управление (ГВХУ), Главное квартирное управление (ГКУ), Главное военно-санитарное управление (ГВСанУ), Главное управление Военно-воздушного флота (ГУВВФ), Ветеринарное управление армии (ВУА), Управление по ремонтированию армии (УРА), интересующее нас ЦВТУ, переименованное при переводе в ЦУС в «Главное военно-инженерное управление» («ГВИУ»), а также Центральная научно-техническая лаборатория военного ведомства, отдел по заграничному снабжению, Центральное распределительное бюро военного имущества и Технический комитет. Получился наркомат в наркомате. Очень странная конструкция.
Еще какое-то время ЦУС представляло собой арифметическую сумму ранее созданных главков, многие из которых были дезорганизованы сокращениями, последствиями эвакуации из Петрограда в Москву, а также реорганизацией, вызванной созданием ЦУС. Все усилия руководства ЦУС были нацелены на то, чтобы не только свести вышеперечисленные главки под одну крышу, но и образовать из них единое целое.
Вместе с главками в ведение ЦУС перешли и подчиненные им военно-промышленные предприятия. Однако к концу 1918 года в ведении ЦУС Наркомвоена находилась лишь меньшая их часть. Остальные находились в ведении ВСНХ. Летом 1918 года в ведении главков ЦУС начали формироваться объединения военно-промышленных предприятий и их правления, подобные тем, которые действовали в системе ВСНХ РСФСР. Например, в ведении Главного артиллерийского управления (ГАУ) ЦУС в августе 1918 года было образовано Центральное правление артиллерийских заводов (ЦЕПАЗ, ЦПАЗ). Часть артиллерийских заводов, например, Тульский, Симбирский и Ижевский, подчинялись непосредственно ГАУ ЦУС, а все остальные – ЦЕПАЗ ГАУ ЦУС. Нечто подобное наблюдалось и в других отраслях управления военным производством в составе военного ведомства.
Хоть как-то скоординировать деятельность махины военно-промышленных предприятий, разделенных между Наркомвоеном и ВСНХ, было очень сложно, если вообще возможно, особенно в условиях всеобщего дефицита, разрухи, голода и перегруженности военными заказами. Проблему пришлось решать сначала отдельными чрезвычайными мерами, а затем путем создания чрезвычайных органов управления. Именно с военной промышленности началось стихийное учреждение различных чрезвычайных органов. Первоначально это были комиссары с чрезвычайными полномочиями, которых посылали на конкретные предприятия, чтобы как-то наладить производство необходимой продукции. Затем создание чрезвычайных органов приобрело масштабы государственной политики. Так, после образования 2 сентября 1918 года чрезвычайного органа «Реввоенсовет Республики» ВЗС и ЦУС перешли в его подчинение. В итоге, в ведении Наркомвоена ВЗС и ЦУС находились только с 1 июня по 2 сентября 1918 года, т.е. всего три месяца! Вся дальнейшая история органов снабжения РККА протекала в подчинении чрезвычайных органов РСФСР, а затем и СССР. 18 апреля 1920 года ВЗС был упразднен приказом Реввоенсовета РСФСР № 587. ЦУС существовало дольше, но 27 сентября 1921 года на основании приказа Реввоенсовета Республики № 2125 Управление было переименовано в «Управление Главного начальника снабжений» («Главначснаб»), сохранив при этом свое подчинение Реввоенсовету РСФСР.
Органы снабжения бронесил РККА
В составе ЦУС Наркомвоена существовал и действовал орган снабжения бронесил РККА. Этим органом было Главное военно-инженерное управление» (ГВИУ) – бывшее ЦВТУ.
В ведение сначала ЦВТУ, а затем и ГВИУ попал интереснейший орган военного ведомства – Центральный совет броневых частей (Центробронь). 20 декабря 1917 года в Петрограде открылся 2-ой Всероссийский броневой автомобильный съезд (съезд броневых частей Русской Армии), который избрал из числа своих депутатов Исполнительное бюро. Этот избираемый орган стал первым органом управления бронесилами Красной Армии (!?). Сначала Центробронь подчинялась Наркомвоену, а 15 июня 1918 года приказом Наркомвоена № 445 она была включен в состав ГВИУ. 30 августа 1918 года по приказу Наркомвоена № 832 на основе Центроброни было образовано Броневое управление (БУ) в составе ГВИУ. Затем Управление было переименовано в Центральное броневое управление (ЦБУ) ГВИУ. При этом Центробронь до октября 1918 года продолжала функционировать в качестве коллегиального совещательного органа при ЦБУ.
11 марта 1919 года приказом Реввоенсовета РСФСР № 499 на базе ЦБУ ГВИУ было образовано Главное броневое управление (Главбронь) ГВИУ, которое управляло броневыми частями Красной Армии, осуществляло техническое руководство изготовлением новой и восстановлением поврежденной боевой техники, наблюдало за использованием броневых частей в действующей армии и снабжало их броневым и автомобильным имуществом, руководило за формированием броневых частей и подготовкой кадров специалистов. Обращаю внимание читателей, что ЦБУ ГВИУ и те органы военного ведомства, которые его сменили, управляли не бронетанковыми войсками, а броневыми силами РККА, т.е. военными частями, вооруженными бронепоездами, бронеавтомобилями и танками.
17 марта 1920 года приказом Реввоенсовета при Полевом штабе Реввоенсовета было создано Управление инспектора броневых частей. Как вы понимаете, эта должность вообще не входила в систему Наркомвоена. Инспектор броневых частей являлся командующим бронечастями Республики и руководил ими в оперативном и строевом отношении, тогда как формирование бронечастей и их материально-техническое снабжение осталось в компетенции Главброни ГВИУ. С этого времени Главбронь ГВИУ превратилась в орган тылового обеспечения бронечастей РККА. Тогда же в марте 1920 года Главбронь ГВИУ была преобразована в Броневой отдел ГВИУ. Согласно другим источникам, Главбронь была преобразована в Броневой отдел еще в августе 1919 года.
Броневой отдел ГВИУ вошел в историю отечественного танкостроения уже потому, что в начале того же 1920 года провел первый в истории РСФСР конкурс на проект танка, в котором участвовало 12 проектов, разработанных конструкторскими бюро военно-промышленных предприятий разных ведомств. Кстати, по итогам этого конкурса 2 апреля 1920 года первая премия была присуждена проекту Ижорского завода «Теплоход АМ». Это была единственная удачная попытка наладить конкурсный порядок разработки проектов новой бронетехники силами самих военно-промышленных предприятий Советской России.
В теории именно Главбронь, а затем Броневой отдел ГВИУ должны были представлять военное ведомство РСФСР в качестве заказчика танка «Рено-русский». Что было на самом деле, мне установить не удалось. Вместо Главброни и Броневого отдела во многих публикациях по истории танка «Рено-русский» почему-то фигурирует «Центробронь», хотя эта структура была упразднена осенью 1918 года, а решение копировать трофейный французский танк «Renault FT» было принято 10 августа 1919 года. Кстати, последние танки «Рено-русский» были приняты заказчиком 21 июня 1921 года, когда Броневого отдела ГВИУ уже не существовало. Дело в том, что весной 1921 года на Броневой отдел обрушилась новая административная реформа: 6 мая приказом Реввоенсовета Броневой отдел был выделен в самостоятельное Управление начальника броневых частей РККА с подчинением начальнику Штаба РККА Реввоенсовета РСФСР. Создание Управления начальника броневых частей РККА было далеко идущим «организационно-штатным мероприятием», в результате которого Броневой отел вышел из подчинения ГВИУ ЦУС и вообще снабженческих органов военного ведомства и даже Наркомата по военным делам.
Должен отметить, что в подчинении Броневого отдела ГВИУ ЦУС, а затем в подчинении Управления начальника броневых частей РККА находились некоторые военно-промышленные предприятия. Однако из пяти военных заводов, которые планировалось привлечь к реализации танкового проекта «Рено-русский», ни один не находился в составе военного ведомства РСФСР, т.е. не подчинялся Броневому отделу ГВИУ. Не подчинялись они и Управлению начальника броневых частей РККА Реввоенсовета РСФСР. Все интересующие нас заводы находились в ведении либо ВСНХ, либо в ведении чрезвычайных органов снабжения РККА. Поэтому, чтобы завершить коллективный бюрократический портрет родителей танка «Рено-русский», нам необходимо обратиться к истории высших чрезвычайных советских органов РСФСР и чрезвычайных органов снабжения РККА, в частности.
Чрезвычайные органы РСФСР
Советскую власть довоенного образца невозможно себе представить без чрезвычайных органов. 10 июля 1918 года была принята первая Конституция (Основной закон) РСФСР, которая не предусматривала образования каких-либо чрезвычайных органов. По идее, большевикам сразу после принятия своей Конституции следовало привести в соответствие с ней весь свой госаппарат. Но летом 1918 года экономическая ситуация в стране начала резко и круто ухудшаться. В частности, начал ощущаться острейший недостаток в снабжении Красной Армии всем необходимым. К этому времени были использованы все запасы военного имущества, которые были накоплены Российской Империей, а произвести это же военное имущество экономика страны была не в состоянии. Ситуация усложнялась отсутствием должной координации между советскими органами управления производством и органами распределения. Первым начинает бить тревогу ВСНХ, и именно ВСНХ предпринял первые попытки решить проблему путем создания чрезвычайных органов и применения чрезвычайных мер. Так 16 августа 1918 года при ВСНХ создается Чрезвычайная комиссия по производству предметов военного снаряжения, которая 2 ноября того же года была переименована в «Чрезвычайную комиссию по снабжению Красной армии» («Чрезкомснаб»). На нее была возложена миссия контроля и согласования деятельности всех военных заводов. Вопросы организации производства по-прежнему оставались в компетенции ВСНХ и местных совнархозов.
К осени 1918 года ситуация в стране становится просто катастрофической, и 2 сентября ВЦИК РСФСР издает постановление о превращении Советской Республики в «военный лагерь». Это постановление стало основанием для образования целого ряда чрезвычайных органов управления с широчайшими полномочиями. Первым из них стал Революционный военный совет Республики (Реввоенсовет Республики, РВСР, Реввоенсовет РСФСР) (1918-1923 гг.). Это был коллегиальный орган военной власти, обладавший широчайшими чрезвычайными полномочиями в области военного управления, который стоял над Наркоматом по военным делам. После образования Реввоенсовета Республики Наркомвоен перестал возглавлять то, что мы называем «военным ведомством». Его сменил Реввоенсовет. Поэтому неудивительно, что с момента своего создания Реввоенсовет начал устанавливать собственный контроль, в первую очередь, над центральными военными органами РСФСР.
Помимо центральных советских органов, Реввоенсовету Республики были подчинены местные реввоенсоветы, которые юридически и фактически подменяли собой советы рабочих и крестьянских депутатов на территориях, освобожденных от Белых и интервентов. Председателем Реввоенсовета Республики по должности являлся Народный комиссар по военным делам (Л.Д. Троцкий), который несмотря на свою конституционность, фактически являлся исполнительным органом чрезвычайного органа – Реввоенсовета. В 1923 году в связи с образованием СССР Реввоенсовет РСФСР был переименован в Революционный военный совет СССР. Таким образом, Реввоенсовет РСФСР был превращен в Реввоенсовет СССР, лишив Советскую Россию сомнительной чести иметь в своем госаппарате такой чрезвычайный орган. В результате образования СССР Советская Россия вообще лишилась своего военного ведомства.
В том же 1918 году, спустя два месяца после образования Реввоенсовета, на основании того же постановления ВЦИК РСФСР о превращении Советской Республики в «военный лагерь» был образован еще один чрезвычайный орган – Совет Рабочей и Крестьянской Обороны (СРКО, Совет обороны), который возглавил и военное, и военно-промышленное ведомства. Причем, по объему своих полномочий Совет обороны стоял и над Наркомвоеном, и над Реввоенсоветом и руководил ими. Совет обороны был призван руководить не только вооруженной защитой советского государства, но и одновременно координировать оборонную деятельность центральных советских хозяйственных и финансовых ведомств. Совет обороны был наделен огромными властными полномочиями в деле мобилизации сил и средств на военные нужды для защиты Советской Республики и одновременно обладал статусом постоянной комиссии Совнаркома РСФСР (?!). Председателем Совета обороны был председатель Совнаркома РСФСР тов. Ленин. Председатель Реввоенсовета – Наркомвоен Троцкий – входил в состав Совета обороны по должности. В апреле 1920 года Совет Рабочей и Крестьянской Обороны был преобразован в Совет труда и обороны (СТО) РСФСР. В 1923 году при образовании СССР Совет труда и обороны РСФСР был ликвидирован и образован Совет труда и обороны СССР. Последний был упразднён постановлением ЦИК СССР от 28 апреля 1937 года, и его функции были переданы Экономическому совету и Комитету обороны при Совнаркоме СССР. Таким образом, в связи с образованием СССР Советская Россия вообще лишилась высших чрезвычайных органов – Реввоенсовета и Совета труда и обороны.
После образования высшего эшелона чрезвычайных органов чрезвычайщина пошла вглубь и вширь. 9 июля 1919 года декретом ВЦИК «в целях объединения всего дела снабжения Красной армии..., поднятия производительности заводов, работающих на оборону, а также быстроты и правильности распределения предметов снабжения как в тылу, так и на фронте...» был создан еще один важный чрезвычайный орган советской власти – Чрезвычайный уполномоченный Совета рабоче-крестьянской обороны по снабжению Красной армии и Красного флота (ЧУСО, Чусоснабарм). Как вы понимаете, это был уже не коллегиальный, а единоличный орган чрезвычайной власти. Первым Чусоснабармом был А.И. Рыков (1881-1938 гг.), который одно время совмещал эту должность с должностью Председателя ВСНХ. Чусоснабарм подчинялся Совету Обороны (СТО) РСФСР и по должности входил в его состав. Именно присутствие Чусоснабарма в Совете обороны делало последний одновременно военным и военно-промышленным органом. Миссия Чусоснабарма заключалась в организации эффективного снабжения Красной Армии. Поэтому ему подчинялись все военные органы снабжения, а также уже упомянутая Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной Армии (Чрезкомснаб) ВСНХ, Центральный отдел военных заготовок (Центровоензаг) ВСНХ и все военно-промышленные предприятия, хотя организация военного производства по-прежнему оставалась в компетенции ВСНХ. На всех фронтах Гражданской войны назначались чусоснабармы фронтов, являвшиеся полномочными заместителями Чусоснабарма СТО Республики. Одновременно чусоснабармы фронтов входили в состав фронтовых реввоенсоветов.
16 августа 1921 г. постановлением ВЦИК Чусоснабарм был упразднен, а функции по организации военного производства переданы Главному управлению военной промышленности (Главвоенпром, ГУВП) ВСНХ, а функции по снабжению Красной армии и флота – Главному начальнику снабжений. Таким образом, Чусоснабарм приказал всем долго жить спустя два месяца после приемки последних готовых танков «Рено-русский». 28 марта 1924 года Главный начальник снабжений был переименован в Начальника снабжения РККА Реввоенсовета РСФСР. 16 сентября 1924 года в связи с образованием СССР и общесоюзного Наркомата по военным и морским делам приказом Реввоенсовета СССР № 1166 Начальник снабжения РККА стал именоваться Начальником снабжений РККА и РККФ.
Чрезвычайные органы управления военпромом РСФСР
Первый в Советской России специализированный орган управления всем военно-промышленным комплексом страны возник в ведении Чусоснабарма. Это был Совет военной промышленности (Промвоенсовет, СВП), учрежденный 12 сентября 1919 года приказом Чусоснабарма № 75 «в целях согласования работы военной и гражданской промышленности и ликвидации параллелизма в их деятельности и для объединения руководства военными заводами на условиях плановости». Промвоенсовет, как и его начальник – Чусоснабарм, находился в подчинении СТО РСФСР и не входил в систему Реввоенсовета РСФСР.
В связи с образованием Промвоенсовета большинство предприятий военно-промышленного комплекса Советской России были выведены из подчинения ГВИУ ЦУС Реввоенсовета РСФСР и ВСНХ РСФСР. В 1920 г. в ведение Промвоенсовета было переведено свыше 130 военных заводов и мастерских, а в начале 1921 года – более 150. В подчинении ГВИУ ЦУС остались, в основном, авторемонтные и авто-броне-ремонтные заводы и мастерские (всего около 30 предприятий). Часть автомобильных и авторемонтных заводов и мастерских находились в ведении Центральной автосекции (ЦАС) ВСНХ (всего 39 предприятий), на которую возлагалось руководство развитием автомобильного транспорта и производством автомобилей, а также их распределение между советскими ведомствами.
Во главе Промвоенсовета стояла коллегия из пяти членов, включая председателя. Личный состав коллегии был утвержден Чусоснабармом по соглашению с ВЦСПС (!). Председателем Промвоенсовета назначили П.А. Богданова (1882-1939 гг.). Новый коллегиальный орган сразу же вписали в структуру уже существовавших на то время советских органов управления промышленностью и снабжения РККА: Председатель Промвоенсовета вошел по должности в состав Президиума ВСНХ. При этом начальник ЦУСа Реввоенсовета РСФСР по должности вошел в коллегию Промвоенсовета. Функции и полномочия Промвоенсовета были определены Положением о Совете военной промышленности, которое было утверждено Чусоснабармом. В Положении о Промвоенсовете и в его статусе было много интересного. Например, согласно Положению, он в случае необходимости мог использовать не только свой аппарат, но и аппараты главков и центров, ему не подведомственных, что свидетельствует о его чрезвычайном статусе. 4 августа 1920 года постановлением Совета труда и обороны РСФСР Промвоенсовет со всеми подчиненными ему учреждениями и заводами был милитаризован.
В ведение Промвоенсовета начали собирать все специальные заводы, обслуживающие артиллерию, флот, авиацию, саперные войска и интендантство. В связи с этим в подчинение Промвоенсовета оказались: Главное правление государственными объединенными машиностроительными заводами (ГОМЗЫ), до ноября 1919 года подчиненное Отделу металла ВСНХ; Центральное правление артиллерийских заводов (ЦЕПАЗ), ранее подчиненное ГАУ ЦУС Наркомвоена (Реввоенсовета); Центральное правление военно-морских заводов (ЦЕПВМОРЗ, или ВОМОРПРОМ), образованное 23 декабря 1919 года в системе Промвоенсовета Чусоснабарма по образцу ЦЕПАЗ; Главное управление авиационной промышленности (Главкоавиа), созданное 28 июня 1918 года в ведении Отдела металла ВСНХ и переведенное в подчинение Промвоенсовета 24 декабря 1919 года; Центральное правление военных заготовок обозного и инженерного имущества (ЦУПВОЗ), созданное в ноябре 1918 г. при ВСНХ как Отдел военных заготовок (ЦОВЗ), реформированный в феврале 1920 года приказом Чусоснабарма в ЦУПВОЗ и переданный в ведение Промвоенсовета.
Каждому правлению и главку были подчинены профильные заводы, арсеналы, фабрики и мастерские. Под контролем Промвоенсовета действовали предприятия, находившиеся в подчинении отделов, секций, главков, а также промышленных объединений ВСНХ РСФСР, таких как Отдел металла ВСНХ (до ноября 1919 года), Главцветмет, ЦАС (Центральная автосекция), Петротяжпром Петроградского совнархоза и пр.
Промвоенсовет создавал свои отделы (филиалы) в тех регионах, где находились его предприятия. Так были созданы и активно действовали Петроградский, Южный и Урало-Сибирский отделы. Кроме того, в Нижнем Новгороде, Ярославле, Казани и Самаре действовали уполномоченные Промвоенсовета. По мере необходимости Промвоенсовет учреждал специальные бюро и комиссии, которые выполняли секретные инновационные задания в области военного производства. Таким образом были учреждены: Матвальбюро, Танкбюро, Комиссия по постройке катеров особого назначения и др.
В целом, руководство Промвоенсовета стремилось к укреплению плановости в работе военно-промышленного комплекса РСФСР. Это плановое начало Промвоенсовета вступало в противоречие с чрезвычайностью Чусоснабарма, которому Промвоенсовет подчинялся. Если Промвоенсовет был нацелен на развитие военно-промышленного комплекса, то Чусоснабарм все возникающие проблемы решал «здесь и сейчас», часто не заглядывая даже в ближайшее будущее.
Постановлением Совнаркома РСФСР от 17 марта 1921 года и приказом Чусоснабарма от 18 апреля 1921 года № 117 Промвоенсовет был переподчинен Президиуму ВСНХ РСФСР, а 6 июня 1921 года на базе Промвоенсовета создано Главное управление военной промышленности (ГУВП, или Главвоенпром) ВСНХ РСФСР.
Как мы видим, в составе Промвоенсовета не существовало главка, который бы отвечал за производство танков. Тем не менее осенью 1919 года было учреждено уже упомянутое мною «Танкбюро», функционал которого в точности мне не известен. Танкбюро изредка упоминается то там, то тут, но составить ясную картину его деятельности не представляется возможным, хотя можно уверенно утверждать, что Танкбюро безуспешно пыталось наладить производство танка «Теплоход АМ» по проекту Ижорского завода. Об участии Танкбюро в реализации проекта «Рено-русский» поговорим чуть ниже.
Деятельность Танкбюро Промвоенсовета была прекращена 6 июня 1921 года в связи с преобразованием Промвоенсовета, который тогда уже находился в ведении ВСНХ, в Главное управление военной промышленности (Главвоенпром, ГУВП) ВСНХ РСФСР. Кстати, военное ведомство приняло последние танки «Рено-русский» (21 июня 1921 года), когда Промвоенсовета уже не существовало два месяца.
Ведомственная принадлежность предприятий-участников
танкового проекта
Нас с вами интересует всего пять военных заводов, которые изначально планировалось привлечь к реализации первого танкового проекта РСФСР. Это Путиловский, Обуховский, Ижорский, Сормовской завод и АМО. Путиловский, Обуховский и Ижорский заводы находились в Петрограде, Сормовский завод – в Нижнем Новгороде, а завод АМО – в Москве. Ни одно из этих предприятий не принадлежало к военному ведомству РСФСР и не подчинялось ни Броневому отделу ГВИУ ЦУС Наркомвоена (Реввоенсовета РСФСР), ни Управлению начальника броневых частей РККА начальника Штаба РККА Реввоенсовета РСФСР. Путиловский завод находился в подчинении Петротяжпрома Петроградского совнархоза (это система ВСНХ), Ижорский и Обуховский – в подчинении ЦЕПВМОРЗа Промвоенсовета Чусоснабарма СТО РСФСР, АМО – в подчинении ЦАС ВСНХ (опять ВСНХ), а Сормовский завод с 3 мая 1918 года находился в ведении Отдела металла ВСНХ РСФСР (снова ВСНХ) и позднее был подчинен Временному центральному правлению Объединенных национальных машиностроительных заводов группы «Сормово-Коломна» ВСНХ, которое 19 ноября 1918 года было переименовано в Главное правление Государственными объединенными машиностроительными заводами («ГОМЗЫ») (еще раз ВСНХ), а в ноябре 1919 года Сормовский завод вместе с ГОМЗЫ перешел из подчинения ВСНХ в подчинение Промвоенсовета Чусоснабарма.
Итак, если за начало отсчета времени реализации танкового проекта «Рено-русский» взять 1 сентября 1919 года, то на эту дату в подчинении Промвоенсовета Чусоснабарма состоял только Ижорский и Обуховский заводы, но т.к. Обуховский завод очень скоро был исключен из списка исполнителей, я больше не буду его упоминать. Итак, АМО, Сормовский и Путиловский заводы входили в систему ВСНХ, но в ноябре 1919 года Сормовский завод, входивший в состав ГОМЗЫ, перевели вместе с ГОМЗЫ в подчинение Промвоенсовета Чусоснабарма. В результате, с ноября 1919 года в подчинении Промвоенсовета состояли Ижорский и Сормовский заводы, а в подчинении ВСНХ – АМО и Путиловский завод. Если за дату окончания танкового проекта принять 1 декабря 1920 года (в этот день руководство Сормовского завода отрапортовало о его завершении самому тов. Ленину), то получается, что за время с ноября 1919 года по ноябрь 1920 года до момента завершения проекта ведомственное распределение исполнителей более не изменялось. Учитывая подчинение объединению ГОМЗЫ головного предприятия танкового проекта, т.е. Сормовского завода, мы могли бы рассчитывать на особую роль ГОМЗЫ в проекте. Действительно, сохранилось много документов, которые убедительно свидетельствуют о том, что ГОМЗЫ активно участвовало в проекте. Но об этом мы поговорим позже, когда перейдем к рассмотрению хода реализации проекта.
Используя крайне отрывочные упоминания о Танкбюро Промвоенсовета в отечественной исторической литературе, мы можем предположить, что Промвоенсовет участвовал в танковом проекте «Рено-русский» через свое Танкбюро. В литературе даже встречаются утверждения о том, что Танкбюро и было создано специально под танковый проект «Рено-русский», что Промвоенсовет именно на Танкбюро возложил организацию производства копий Renault FT и координацию своих решений и действий с решениями и действиям военного ведомства в лице Главброни (Броневого отдела) ГВИУ ЦУС Наркомвоена. Однако мне не удалось найти какие-либо свидетельства реального участия Танкбюро в реализации танкового проекта.
Главбронь, а затем Броневой отдел ГВИУ и Управление начальника броневых частей РККА должны были бы иметь к танковому проекту «Рено-русский» самое непосредственное отношение. Эти органы снабжения броневых частей РККА действительно сыграли большую роль в истории Сормовского завода и в истории первого танкового проекта. Однако в воспоминаниях участников проекта Броневой отдел ГВИУ, как я уже сказал, почему-то фигурирует под названием «Центробронь». Кроме этого, имеющиеся источники не позволяют юридически точно определить качество, в котором Броневой отдел ГВИУ и Управление начальника броневых частей РККА выступали на Сормовском заводе. Ясно только то, что служащие и рабочие Завода воспринимали Броневой отдел ГВИУ и Управление начальника броневых частей РККА, а также его представителей как «власть» и подчинялись этой власти.
Вот такая бюрократическая подоплека первого танкового проекта Советской России. Не подумайте, что танку «Рено-русский» не везло. В Советской России непрерывные бюрократические преобразования имели такие масштабы, что практически любой проект начинал один орган, а продолжали и завершали его либо преемники, либо вообще невесть кто, скрывающийся за невоспроизводимой аббревиатурой. Причем все описанные мною бюрократические кульбиты – это только часть того, что происходило с советским госаппаратом в течение каких-то 4 лет: с 1918 по 1921 год. Непрерывная бюрократическая чехарда, которая непрерывно трясла советский госаппарат, предельно затрудняет задачу изучения управленческой составляющей танкового проекта. Из-за нее сегодня понять, кто на самом деле руководил первым советским танковым проектом, очень трудно, если вообще возможно, но мы попытаемся сделать это в следующей части этой статьи.
Все фотографии из общедоступных источников
Продолжение следует