Вопрос:
«Как может идти речь о свободе человека, если после смерти у него всего две двери – в ад или в рай?»
Ответ батюшки:
Да, в этом смысле свободы в бытии нет. Мы все родились, чтобы умереть. Где тут свобода? Смерть гарантирована всем и каждому без всяких вариантов. Дело в том, что ад и рай дают свободу как раз после этой неминуемой смерти, дают свободу выбора, которую осуществляют еще в этой жизни. Свобода между добром и злом.
Если ты в добре, то тебе хорошо, тебе и свобода-то не нужна. Допустим, двое молодых людей полюбили друг друга, построили семью, соединились, родили ребенка.
Потом им говорят:
«Что столько несвободного-то? Бросьте все. Ребенка сдайте в детский дом, сами разведитесь».
Они на такое предложение покрутят виском у пальца и скажут:
«Слушай, у нас есть один знакомый психиатр. Можем телефончик дать».
Вот так и здесь. Если ты в рай попал, тебе свобода выбора не нужна. Тебе хорошо, ты живешь своей максимально полной внутренней и внешней жизнью. То же самое, когда тебе благодаря христианскому образу жизни и покаянию пришла благодать Божия, которая как раз проявляется в любви, прежде всего, потому что Бог есть любовь. И тебе хорошо.
Какая свобода тебе нужна? Свобода в ад попасть?
Мне будет хорошо, но пусть мне будет плохо ради того, чтобы я взял свою свободу. Когда есть добро, любовь, свобода не нужна.
Имеется в виду не просто свобода, а именно свобода выбора. Какой может быть выбор между добром и злом? Если матери предложат дилемму, убить ребенка или пусть живет и радуется, разве есть у матери какая-то свобода выбора? Она будет думать, как реализовать свою свободу? Смешно. Она полицию вызовет на такое предложение.
Поэтому эта свобода, о которой идет речь, это псевдосвобода. Это свобода человека, который просто не знает, что есть добро по-настоящему. Он добро не стяжал, он его не осознал. Когда ты стяжаешь хоть немножко, ты видишь, что есть разница.
Что такой рай? А что такое ад? Может, там все лучше? Может, там драйва больше?
Когда человек вне Бога, тогда у него такая вот дилемма, потому что он не знает добра по-настоящему. Тот человек, который знает добро, выбирает только добро. Нет выбора между добром и злом, если можно выбрать только добро, в этом смысле свободы нет.
Хотя эта свобода выбора между добром и злом нам дана Богом по факту нашего бытия и по факту нашей жизни. Но это такая свобода, которая требует только один ответ – выбор добра. От добра самому человеку хорошо. От добра хорошо всем окружающим людям, если это истинное добро. А от зла всем плохо, и человеку, и окружающим.
Где тут выбор-то? Человек может выбрать зло только в одном случае, и он это делает, когда он не знает добра, он ожесточается и говорит:
«Пусть мне будет плохо, и всем окружающим тоже».
Как в одном из романов американских классиков, человек пошел топиться, но, будучи булочником, он в два пирожка или батона запихал крысиный яд. Кто попадет на это, тот помрет. Пошел и утопился.
Вот это выбор человека, который выбрал ад от собственного уныния, ожесточения, когда человек погряз в своих грехах. Тогда он во зле. Очень важный момент, что грех всегда несвободен. Алкоголик просто так пить бросить не может. Наркоман просто так бросить колоться не сможет. Курящий человек просто так бросить курить не сможет. У него не свобода, у него зависимость. То же самое можно сказать о гордости, тщеславии, сребролюбии и так далее.
Добрый человек в принципе может и употреблять наркотики, алкоголь, и делать грех или не делать грех. Только он на это не пойдет. Зачем ему приносить себе зло? В этом смысла нет. Поэтому он остается в добре.
Поэтому свобода выбора между добром и злом, с одной стороны, есть у нас, с другой стороны, это дилемма, которая имеет только одно решение – делать добро себе и окружающим.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст основан на видео с канала Экзегет.ру
Читайте еще: