Найти тему
Швеция в разрезе

Взглянуть под другим углом

На самом деле надо было раньше переиначить формат канала, но лучше поздно, чем никогда.

Сейчас по мнению некоторых моих соотечественников ситуация в Швеции для них выглядит вот так:

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Попробую разогнать этот туман хоть немного.

Хотелось бы с юморком, но шведский юмор настолько специфичен, что боюсь, даже английский на его фоне покажется вполне обычным, всем понятным и офигеть каким смешным. Поэтому статья будет очень скучная.

Начнем с самого веселого о шведском народе - он доверчив и покорен. Представьте себе туманное летнее утро, бабку в косыночке, которая ведет на верёвочке телка, чтобы сдать его пастуху. А, может, и не пастуху вовсе, а на убой. Но телок всё равно идёт. Бабке он доверяет, как себе. Так вот. Бабка в нашем случае - это шведское правительство, телок, соответственно, - народ. Что бы там сверху не вытворяли, шведы говорят: "Значит, так надо". Это, если что, не каламбур, и не неуёмная моя фантазия, а слова одной шведки, работающей медсестрой в реабилитационном центре недалеко от Муры. Реакция на очередное повышение пенсионного возраста. Сейчас он составляет 65 лет для всех. Ибо шведские женщины настолько суровы, что идут со своими шведскими мужчинами на пенсию одновременно. При этом уже идёт активное обсуждение дальнейшего повышения - до 67 лет. В той же клинике девчонки уже по этому поводу шутили, что, когда станут старенькими, просто поменяют медицинские халаты на пижамки пациентов и будут друг за другом ухаживать. Чтобы стаж шёл. Потому что в Швеции, если ты решил, что с тебя хватит, у тебя лапки, ты хочешь на ручки и ми-ми-ми раньше, чем ты должен был это сделать по мнению правительства, то пенсия твоя печальна, аки плач Ярославны. Если ты ещё ко всему прочему не родился в этой прекрасной стране и, соответственно, не трудился на её благо всю жизнь свою, то Ярославна вполне может и лично тебе посочувствовать. Причем, довольно скоро, ибо пенсия смешная. И вишенкой на пенсионном тортике то, что никаких льгот по оплате коммуналки, мед.услуг и прочего у них нет. Больше того, скажу я вам, пенсионеры со своей пенсии платят дань подоходный налог. Да, система накопления пенсии обычная, как у всех. Вот рядовой работающий швед отчехляет в казну в среднем 30% своего дохода (процент динамический и зависит от размера оного дохода), вот из них копеечка падает в местный пенсионный фонд, а вот и рядовой седовласый швед, получивший свою копеечку, от нее отгрызает кусочек, дабы закинуть в казну. Ибо пенсия - доход. Вот так. Поэтому пенсионеры, чтобы случайно не почить раньше времени от голода или холода (про холод - отдельно) продолжают работать и после выхода на пенсию.

Здесь очень хочу притормозить тех, кто поспешит сравнить доходы наших пенсионеров со шведскими. Цены в Швеции несравнимо выше. Льготы отсутствуют. Рядовой пенсионер продолжает платить налоги на все - на имущество, на доход, а ещё ведь мед.страховку никто не отменял, и это весьма дорогое удовольствие. Так что наши пенсионеры, которые и диспансеризацию могут пройти в ближайшей поликлинике, и на общественном транспорте катаются за "спасибо", освобождаются от уплаты налога на недвижимость и т.д. и т. п. находятся в более выгодном положении, под каким углом ни рассматривай.

Что же касается медицины в Швеции, так мало того, что она дорогая, так ещё и странная. Один очень показательный случай я непременно расскажу. Даже два. Выделю отдельную статью под рассказ о том, насколько опрометчивый это поступок - заболеть в Швеции. И насколько опрометчиво пытаться там же лечиться.

Кстати, про доходы. Депутаты у них там жируют, я считаю. В общем, схема такая. Вот отслужил ты депутатом сколько-то (не всю жизнь, а несколько лет, если что), и тебе за вредность положена... зарплата еще два года. Не вся, 80-90%, но положена. То есть вот получал рядовой депутат рядового Риксдага 70000 шведский тугриков в месяц, понажимал кнопочку, выступил несколько раз с вдохновленной речью, и последующие пару лет получает примерно 60000 крон в месяц. Да, при этом надо делать вид, что активно ищешь нормальную работу, но это же дело техники!

Ещё один момент касается религии. Для бюджета все рожденные шведы - протестанты. И каждый протестант отстегивает на церковные нужды с каждой своей зарплаты. При том, что церкви у них там очень скромные, с нашими православными и рядом не стояли, возникает вопрос, куда все эти налоги деваются? Кстати, местные пасторы ни на каких геликах не разъезжают. То есть, куда уходят деньги, в какие города - вообще непонятно.

Один мой старый знакомый, очень любивший суровую родину викингов, когда я ему рассказывала о реальном положении вещей, меня обвинял в том, что я всё выдумываю, и такого не может быть, потому что не может быть никогда. Снисходительно так. Подозревая во мне ярого Гарантолюба или Гарантофила - не уверена в точности определения. То, что у меня там живут родственники, у которых прорва знакомых по всей стране, для него было чем-то таким, вроде "бла-бла-бла". Единственное, что он признавал - это проблему мигрантов. Чернокожих мигрантов. Каждый раз, когда всплывала тема, мне вспоминался незабвенный Изя Шниперсон, с этим его: "Ну, если честно, есть какое-то чувство... дискомфорта".

И вот тут мы плавно переходим к обзору шведских СМИ.

По мнению моих шведских родственников, доверия заслуживают только три - SwebbTV, Riks и канал Begrmark TV. Всё остальное, начиная с SVT1 и заканчивая TV4 и Viasat - проправительственные каналы. С печатной продукцией ещё сложней. Aftonbladet, Dagens nyheter, Svenska Dagbladet - мейстримные СМИ, но это вовсе не значит, что, купив Barometern, вы получите адекватный взгляд на происходящее в стране. Все издания коммерческие, поэтому в печать выходит только то, что не обрушит рейтинги. Иными словами, все печатные СМИ являются проправительственными.

Для того, чтобы понять и оценить масштаб трагедии, предлагаю заглянуть на SwebbTV.

Да, новости там выходят не так часто, как хотелось бы, но основные проблемы они освещают вполне адекватно.

Основной проблемой шведского общества являются мигранты, как считают обозреватели. И, как считают подавляющее большинство граждан.

Здесь нужно привести примеры. Возьмем их из мейстримной Dagens nyheter. Там есть криминальные сводки, которые нам и интересны. На самом деле уже несколько лет, как шведская криминальная хроника напоминает наши девяностые. Вот, например, вчерашние новости: взрыв в Сёдертелье, нападение на женщину в Стокгольме, стрельба на юге, запрещённые вещества, наводнившие юг страны. Впрочем, последнее - уже давно не новость. Шведские школы "крышуют" местные преступные кланы, распространяющие разную дрянь. Год-полтора назад был крупный скандал из-за пары ребят, которые отказались покупать дурь у местных дилеров. Итог странный: ребят (коренных шведов, чтобы понимать, о чём вообще речь) промучили (пояснять, полагаю, не нужно) всю ночь на кладбище. А потом голых отпустили. Дело спущено на тормозах из-за национального вопроса.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Думаю, это безумие конкретно сейчас будет очень понятно нам. Потому что у нас тоже в последнее время очень любят некоторые прикрываться национальной или религиозной принадлежностью, чтобы избежать наказания за сотворённые разные гнусности. Но до масштабов Швеции нам ещё далеко. И я считаю, что тормозить нам надо уже сейчас.

Пример. Три года назад за всю Швецию прогремело дело об избиении шведа "приезжими". Его методично, со смаком избивали несколько человек, снимали это на телефон, а видео потом еще и в сеть выложили. Было заявление в полицию, за ним - процесс. На суде обвиняемые вели себя очень нагло. Я бы сказала, что они смеялись в лицо шведскому правосудию в лице отдельно взятого судьи. Собственно, правильно делали, потому что по итогу там избитого шведа оштрафовали по статье за разжигание той самой, которая национальная.

Дальше - больше.

Мне очень нравились узкие улочки шведского Gamla stan, старого города. Теперь эти улочки хорошо бы обходить по широкой дуге, потому что там орудуют понаехавшие. И, если вас будут грабить, попытаются сделать еще что-нибудь коллективное (они по одному не ходят), то никто вокруг даже не пикнет. Ну, разве что, наши соотечественники будут мимо проходить, и на качественном матерном объяснят по морде, как надо вести себя в приличном обществе. На других рассчитывать не стоит. Даже на полицию. Не потому что им наплевать. А потому что можно серьёзно влететь. И тут, как повезёт. Если судья отнесётся с пониманием, тогда - штраф, если судья активно топит за повесточку - можно и на нарах полежать. Потому что разжигаете.

К слову, есть одна очень немаловажная деталь, характеризующая шведов, как очень законопослушных граждан. Когда вся эта канитель со всплеском преступности закрутилась, выяснилось, что не хватает не только полицейских, но и тюрем!

В своё время я называла Швецию страной непуганых воробьёв. Ну, смотрите сами. Когда я в девяностых туда ездила из нашего беспредела, для меня это было нечто фантастическое. Я видела, как на стоянке в городе (да, город небольшой, но все же) люди забывают закрывать двери в машине, и потом на ней же спокойно уезжают через несколько часов. О том, что дома в сельской местности не закрывались, даже говорить не стоит. В течение последующих лет я наблюдала, как этих воробьев пугают, и они начинают реагировать. Сначала стали закрывать машины и перепроверять все ли окна закрыты. Потом сельская местность стала вешать на сараи амбарные замки и закрывать двери. И вот теперь, столько лет спустя, Швеция ввела в эксплуатацию три с половиной тысячи тюремных койко-мест. Набор в полицию уже давно ведётся по принципу "только пойдите". Критерии снижены до минимальных. Но даже при серьезном пополнении есть места, куда шведская полиция не сунется. Например, на периферию Стокгольма. Там своя атмосфера. Полицейских от неё мутит и у них высыпают синяки на всём теле. Такая вот особенная аллергическая реакция.

Оно и правильно. Хотя шведы и сами теперь осторожно ходят по улицам. Догадаемся с трёх раз - почему? Потому что нехватка тюрем привела к тому, что сроки отбывания в местах не столь отдалённых, как бы забавно это ни прозвучало, отдаляются. "Мест нет! Хата не резиновая!" (с) Осуждённые находятся под домашним арестом. В лучшем случае. В худшем - спокойно расхаживают по улице. Потому что девать их некуда. И воры, насильники и прочие антисоциальные элементы, признанные вменяемыми, остаются в обществе до тех пор, пока уже сидящий кто-нибудь не откинется с зоны, и не освободит местечко. Это вам не Бангкванг, где на двадцати пяти квадратах чалится 25 арестантов. Это Швеция, где так низзя.

Что ж. С вводными, думаю, закончили.

Дальше будет проще.

Ваш оборзевающий по Швеции,

Ханна Фогель.