Найти тему

00. Исторические портреты. Как подобрать актера для исторического фильма?

При чтении исторических книг, каждый из нас по-своему представляет прочитанное. Кто-то верит в большое количество городов на Руси в Х веке, кто-то уверен что в Киеве были Золотые ворота, кто-то ни во что не верит, даже в то, что где-то могли быть храмы и церкви. Среди этих «неверующих» в историю того периода и автор этой статьи. Нет, не то что бы я не верю вообще, я верю что всё было несколько иначе и по-другому. В данной серии статей, речь пойдет «об образах», образах различных исторических личностей. Например, когда мы произносим имена: Ленин, Гитлер или Сталин, у нас в голове возникает образ того человека, имя которого мы произнесли. Сложно перепутать Ленина с Гитлером, а Гитлера со Сталиным. Хотя не слишком образованные молодые люди могут легко согласиться, что Владимир Ульянов, Владимир Ильич и Владимир Ленин – это два или даже три разных человека. А уж фамилию «Джугашвили» Иосифа Виссарионовича вообще вряд ли кто из них знает. Но фото этих людей отличает друг от друга несомненно, и все они втроём - исторические личности ХХ века. Где на представленных фото Сталин, Ленин и Гитлер?

Фото исторических личностей (1917 – 1945 год).
Фото исторических личностей (1917 – 1945 год).

Когда есть реальное фото, то из него можно легко сделать карикатуру. Такого художника называют карикатуристом. Вот пример карикатур на трёх человек, фото которых было выше:

Карикатуры на исторических личностей.
Карикатуры на исторических личностей.

Схожесть между карикатурой и настоящим человеком видна? Конечно, любой смотрящий легко отличит на карикатурах Ленина и Сталина от Гитлера, хотя у Ленина и Гитлера схожие жесты и манеры красиво и убедительно говорить. Тут все понятно и легко. А как сделать обратный процесс, т.е. из карикатуры сделать реальное фото (образ предполагаемого человека и исторической личности)? Ниже пример карикатур XV века:

Карикатуры на Ярослава Мудрого.
Карикатуры на Ярослава Мудрого.

Это рисунки из радзивиловской летописи, первая картинка называется «Ярослав расширяет Киев», вторая «Ярослав отбирает меч у брата Судислава». Где здесь Ярослав, а где его брат Судислав? Скорее всего, Ярослав – это тот, что/кто в шапочке. Далее по карикатурам можно писать целый рассказ: как выглядел Киев (дома строились из свежеструганных досок и квадратной формы белых кирпичей), как был одет князь (в оранжевое монашеское одеяние), были ли высотные крепости и дома (храмы для служителей церкви и терема для князя). При хорошей фантазии можно добавить подробности: бригада строителей состояла из 6 человек, и у них было 4 топора… Так собственно говоря и делают историки. Когда я смотрю картинку, то думаю иначе: мужик в шапочке – это бригадир строителей. В бригаде работало два дружинника князя (в оранжевом комбинезоне) и три монаха (те, что в черном), и ещё в бригаде была женщина, тоже монашка (та, что на картинке без инструмента). О том, что это женщина, говорит её красивое лицо, статная фигура, оранжевый воротничок её платья, и крестник на груди. Семилетний мальчик может задать вопрос: а зачем дяди топорами убивают тетю? И действительно, на картинке нарисовано как два человека держат топоры над головой третьего…

Если говорить о самих главных персонажах истории, то тут нужно внимательно посмотреть вторую картинку. Здесь просматриваются элементы богатой княжеской одежды, обувь ручной работы, расшитые драгоценностями головные уборы. Мы видим фигуры людей того периода (Судислав немного выше Ярослава), лица (у Судислава оно более круглое), цвет волос (черные, но редкие), на голове одного из братьев есть элемент княжеской власти (головной убор). Что ещё можно сказать? Судислав выше ростом (прим. 168 см), у него хорошо слаженная фигура, более курносый нос чем у брата. Ярослав же, тот что в красных коротких шортах, выглядит больным, слабым и старым… Кто желает продолжить этот рассказ, можете продолжать в комментариях. Но думаю, что у нас несколько иная задача, чем выдумывать по нарисованному. Нам нужно из нарисованных карикатур сделать реальные фото. Для этого воспользуемся историческими фильмами. А уж потом по фото попробуем написать нормально и непредвзято нашу историю. Среди небольшого количества художественных лент про начальный период нашего государства, есть буквально одна, которая заслуживают внимания. Самым ярким и впечатляющим, и к тому же реалистично снятым, с моей точки зрения является фильм «Ярослав. Тысячу лет назад». 2024 – 1000 = 1024 год. Фильм снят про Ростовский период княжения Ярослава, а это 1010 год. Хотя, «кто, где и когда» правил (и почему) – это отдельный разговор. К фильму есть рекламный постер, нарисованный хорошим художником:

Постер и кадр из фильма «Ярослав. Тысячу лет назад».
Постер и кадр из фильма «Ярослав. Тысячу лет назад».

Таким образом у нас появилась первая цепочка: 1. карикатура (от радзивилов), 2. образ (рисунок художника), 3. человек, при помощи которого образ был создан (актёр). Хотя более правильно будет наоборот: 1. у нас есть главный герой из фильма, 2. художник нарисовал для афиши его портрет, и 3. никакие карикатуры нам больше не нужны! У Ярослава был сын Илья, он тоже показан в этом фильме:

Ярослав Мудрый и его младший сын.
Ярослав Мудрый и его младший сын.

В результате всех несложных манипуляций, мы получили три «реальных» фотографии и два исторических портрета: 1. князь Ярослав, 2. Илья Ярославич (его первый сын). Эти картинки можно использовать для начала диалога о семье Ярослава. Детей у Ярослава суммарно было около 10, все они изображены условными портретами в первом разделе канала/блога «В гостях у капитана». В этом разделе, который называется «Исторические портреты», всем историческим личностям будет подобрано фото реального человека из какого-нибудь фильма. Вопрос первый: на кого похож сын: на папу или маму? Вопрос второй: как звали его маму? Вопрос третий: куда она исчезла со страниц истории? Вопрос четвертый: в каком году Ярослав первый раз женился?

Найти ответы на столько вопросов сходу практически невозможно. Но опытный в логическом мышлении человек скажет: если это 1010 год, а мальчику примерно 5 лет, то Илья родился в 1005 году. Значит Ярослав в первый раз женился в 1004 году, ему было (1004 – 978) 26 лет. Актер похож на 31 летнего? Все дальше можно и нужно попытаться сделать при помощи «науки образности», и через затем через созданные «образы» получить «нужную» нам информацию. Начальная информация у нас есть: отец и сын, только не 1010 год, а немного позже, например 1018, когда жену Ярослава увезли в польский плен. Теперь все даты сдвигаем на 8 лет: мальчик родился 1005+8=1013, Ярославу не 26 а 34, и актер действительно похож на 40 летнего. Далее нужно подобрать мальчику маму… Для этого воспользуемся другими фото из фильма, причем не учитывая ту роль, которую исполняли актрисы.

Две жены Ярослава и сын Анны.
Две жены Ярослава и сын Анны.

Кто сомневается в написанном на и под картинкой, открываем википедию и читаем:

Цитата: «Первая жена (до 1019) — предположительно по имени Анна. Была в 1018 году захвачена в Киеве в плен польским королём Болеславом Храбрым вместе с сёстрами Ярослава и навсегда увезена в Польшу[69].

Вторая жена (с 1019) — Ингигерда (в крещении Ирина, в иночестве, возможно, Анна); дочь короля Швеции Олафа Шётконунга. Их дети разъехались по всей Европе.

Сыновья:

1. Илья (до 1018—?) — возможный сын Ярослава Мудрого от первой жены Анны, увезённой в Польшу. Гипотетический князь Новгорода…»

Вам какая из жён Ярослава больше нравится: Анна (Елена Плаксина) или Ингигерда (Светлана Чуйкина)? Мне нравится их муж Ярослав Мудрый (Александр Ивашкевич).

Жены Ярослава Мудрого.
Жены Ярослава Мудрого.

В данной статье был показан принцип, как можно создать генеалогию 1-й княжеской династии на Руси при помощи фото из исторических фильмов. Все остальные статьи раздела будут посвящены:

1. императору Роману I Лакапину (имеет прямое и непосредственное отношение к нашей истории).

2. болгарскому царю Симеону I (имеет прямое и непосредственное отношение к нашей истории).

3. свадьбе Марии и Петра (событию, где познакомились в 927 году «Игорь» и «Ольга»).

4. князю Ярославу I (его семья важна для понимания событий после его смерти).

5. князю Владимиру I (святому внуку святой бабушки, святому сыну и святому отцу).

6. князю Рюрику (образ которого до сих пор никем так и не создан!).

7. императору Василию I (прапрапрадедушке византийской царевны Анны).

8. болгарскому царю Самуилу I (дедушке болгарской царевны Анны).

9. князю Святославу II Черниговскому (центральной и ключевой фигуре истории после 1054 года).

и 10. императору Константину и княгине Ольге (почему Ольга постоянно и регулярно ездила в Константинополь?).

В этом разделе каждый из вас может поучаствовать в конкурсе на лучший портрет для исторических личностей IX-XI веков. Первых четыре портрета есть: 1. Ярослав, 2. Анна, 3. Ингигерда, 4. Илья. Они являются стартовыми для всех остальных персон по шкале времени как на два поколения вверх (внуки Ярослава), так и на пять поколений вниз (кто на самом деле стоял у основания династии Рюриковичей). Два + пять = семь поколений предков княжеской династии в Чернигове и Полоцке нужно знать, что бы понять историю начального периода нашего государства. Условия конкурса примерно следующие: все портреты должны быть как-то визуально связаны между собой, иметь историческое оформление (одежду, задний фон), и при этом иметь определенную «визуализацию» (давать нам необходимую информацию). При подборе портрета нужно учитывать роль человека в истории, его поступки, итоги правления и жизни, возраст на момент смерти и год рождения*. Т.е. изображение исторического персонажа должно быть «осмысленное»! После создания всех необходимых образов, можно попытаться совместно написать статьи о тех людях, образы которых будут созданы. Для тех, кто знает историю (или думает «что знает») небольшая викторина из 9 вопросов (см. комментарии). Приз - 2 гривны!

-8