Найти тему
Let's manage #BIM

Обзор Бим просвета #2 "Поиск коллизий"

Оглавление

Если вы смотрите мои истории, то, значит, я прожужжала все уши про БИМ просвет. И останавливаться не хочу, я, как энтузиаст и бим-популяризатор, поддерживаю всякую инициативу (хотя нет, не всякую, но почти). А если вы не видели, то сообщаю, что афиша бим мероприятий пополнилась ещё одним, ориентировочная периодичность которого 1 раз/мес.

Расписание следующих и прошедших:

  1. 15.07 Отверстия (ВК, ЮТУБ)
  2. 20.07 Поиск коллизий (ВК, ЮТУБ)
  3. 17.08 Управление библиотекой семейств
  4. 14.09 Квартирография

И вот я решила по горячим (уже нет) следам пройтись и выписать топ-5 презентаций по мнению меня. Почему 5? Потому что было 14 спикеров, и мероприятие шло 5 часов. Не очень хочется превращаться в Толстого, поэтому придерживаюсь тактике: "Пиши и сокращай".

Себя, естественно, включать не буду, если интересно, смотрите моё выступление тут и статью с тезисами про аналитику коллизий тут:

И все 5 спикеров будут с конца выступления. Отдельный им респект, ведь очень сложно сохранить концентрацию зрителя до конца. Считаю, что им удалось, лично я слушала со вниманием)

Филипп Сергеев, Marks group, "Подход по работе с коллизиями"

MARKS DIGITAL

Главный тезис

Зачем заниматься автоматизацией поиска коллизий, когда их можно не допускать?

Как вы понимаете данное выступление не про инструменты поиска коллизий, что и отличает от большинства выступлений, а про методологии, про менеджмент! Лайк!

Возвращаясь к первому тезису, коллеги из MARKS Digital создали свою платформу - базу данных, которая хранит информацию по всем проектам в различных контекстах (коллизии, деньги, сроки, подрядчики). Более того, для каждого функционального участника процесса - своя информация, свои дашборды. Благодаря чему с легкостью производят аналитику текущих и прошедших объектов.

Секрет успеха

И как же не допускать +100500 коллизий? Концепция MARKS Digital заключается в следующем:

  1. На проекте должно быть выделено требуемое количество сотрудников.
  2. Задачи по контролю качества должны выставляться в автоматическом режиме, иначе вероятность их миновать очень велика. Например, сделать проверку ЦИМ, собрать совещание, развести инженерку.
  3. На каждую задачу должен быть ответственный (РП, ГИП).

Мне кажется, это можно распечатать и повестить на стенку, как идеальную картину управления проектом. А ведь всего три пункта, но какие)

Систематизация

Ещё ребята поделились классным чек-листом по проверкам моделей. Must have! Работая в одной компании, все должно быть слажено и систематизировано. Не должно быть, например, в отделе контроля качества у кого-то более детальные проверки, у другого более поверхностные, кто-то проверяет соответствие в модели зеркальность элементов, а кто-то нет или проверяет, но у всех элементов:)

Также рассказали про кейс работы с 40-50 моделями на 1 проекте, эффективный способ экспорта. Подробнее смотри тут:

Вопросы на обсуждение

  • Как часто нужно осуществлять промежуточные выгрузки для Заказчика?
  • А у вас ГИПы используют модели? Умеют ли пользоваться ПО для проверок ЦИМ?
  • Кто ответственный за контроль устранения коллизий? BIM-менеджер или ГИП/РП?

We-on, Данил Тукаев "Обработка коллизий" и "Сравнение конструкций"

WE-ON

Тоже по-своему уникальный доклад. Все говорили про коллизии, а что насчет антиколлизий?

Антиколлизия в данном контексте - ошибка в модели связанная не с пересечением/дублированием конструкций, а наоборот, с несовпадением геометрии элементов в полном объеме. Или не пересечения стен и труб из-за отсутствия коллизий, а наличие отверстия без проходящих сетей через него.

И как раз рассказал про автоматизацию первой истории. О чем речь? Все делают по-своему, у кого-то такой проблемы не возникает, но зачастую все делают по следующей схеме: несущие конструкции модели КР дублируют в АР. Возникает вопрос, как контролировать, что в АР отражаются все изменения, которые вносят конструктора по ходу проектирования.

PS даже если вы не понимаете, о чем речь, можно просто послушать ради голоса)

Ранее в статье я рассказывала, как это проверять визуально. Включаешь в себе художника и визуально проверяешь с помощью окрашивания элементов - да эффективно, но долго:

Так вот плагин работает по тому же принципу, поэтому есть нюанс: если в АР и КР разные стыки конструкций, то да, будет цветовая идентификация, как коллизии.

Но ничего, это и не беда. Была бы на стороне Заказчика/Проектировщика, купила бы плагин)

Также была продемонстрирована общая схема процесса взаимодействия участников при отработке коллизий. Кто же вовлечен? BIM-координатор, Руководитель группы, Проектировщик.

И также показали свой плагин по открытию отчета с пересечками из Navisworks:

Сергей Нефёдов, Clash Visualiser

Про блог

Во-первых, начну с популяризации классного блога "Revit API и автоматизация Revit с нуля", который я вижу так: ничего не поняла, но очень интересно!)

Шучу (отчасти), рекомендую на 100%. А в последних статьях Сергей открыл глаза на Revit Look Up, теперь я более осознанно им пользуюсь, а не по наитию. Жалко только, что раньше не было такого контента, всё было иначе!)

Основные тезисы

Ну и во-вторых, Сергей поделился своим плагином для открытия отчета о коллизиях в Navisworks и сделал акцент на важных мелочах.

В чате поддержке Navisworks топовый вопрос: почему при поиске элементов по ID в Revit не находится тот или иной элемент, точнее находится, но геометрией он не обладает. На самом деле, это вовсе не проблема, мы ищем по ID типоразмера, а не экземпляра, поэтому и получаем не тот результат. Чтобы прийти к успеху, нужно изменить настройки в Navisworks -смотри видео на 5 мин 20 с.

Мой провал

Дорогие читатели, признаюсь вам, в эфире не стала позориться, но кто из нас не ошибался? Однажды, ещё будучи архитектором, меня посадили за отработку коллизий...лет 5 назад было дело...И мне попадались такие места, которые я взяла и отметила, как ложную коллизию. Вот такая история.

Если у вас Проектировщики сами смотрят коллизии в Navisworks и занимаются их отработкой не по настроенному вами отчету, рекомендую проверить данный момент. Важно удостовериться, что все коллизии будут найдены.

Максим Чеботарёв, Как в ГК ПИК проверяют на коллизии?

Предыстория

Почему вообще начали автоматизацию? Выяснилось, что большие затраты уходят на алмазное бурение строительных конструкций, после чего вышел приказ об обязательной проверки на коллизии, иначе документация не выйдет на стройку. Жестка? Да? Нужно? Да.

Как настроить взаимодействие в крупной компании на 2450+ Проектировщиков?

  • РП или главный специалист инициирует заявку на проверку ЦИМ
  • Jira- как инструмент для запросов на проверки
  • 1000+ заявок/месяц
  • Связка Revit+Navis+ Check Up (свой продукт)
  • Промежуточные проверки разных типов

Типы проверок

  1. Первоначальная. Инициируется главным специалистом/РП, на финале стадии ПД или начало РД. Цель проверки: развести ИОС между собой в наиболее сложным местах, как я поняла, тех.этажи, паркинг..и только потом выдавать задания на отверстия.
  2. Текущая. Инициируется Проектировщиком и проходит только в рамках выпускаемого раздела. Например, до армирования жб конструкций проектировщик проверяет опалубку сперва и только потом приступает к следующему этапу.
  3. Финальная. Проверка всех со всеми.

Анализ и оформление отчета

Задача bim-специалиста перед тем как сформировать отчет о коллизиях заключается в следующем:

  • коллизии сгруппированы (вручную)
  • отсутствуют фиктивные коллизии

Check up

Мне понравился данный инструмент, позволяющий выгружать модели, а главное отслеживать их актуальность, взяла на заметку. Подробнее смотри с 10 минуты.

Острые моменты

Также мне было интересно послушать, с какими трудностями сталкиваются бим-отделы, и Максим поделился болью, что до сих пор автоматические конвертации из Revit -> Navisworks проходят успешно в 90% случаев. Поэтому время от времени часть моделей выгружаются вручную и привел метрики, сколько, что занимает по времени. (смотри с 7 мин. 30 сек)

А как убедиться, что коллизия исправлена не по причине удаления конфликтующих элементов Проектировщиком, а действительно исправил проектное решение? Вопрос, наверное, риторический...

Хотя я в таких случаях делала сравнение модели, где видно, что удалено, что добавлено. Однажды так удалось поймать хитрецов. Но главный затык в том, что это довольно трудоемкий процесс, и инструментарий Navisworks оставляет желать лучшего.

Вопросы на обсуждение

  • Сталкиваетесь ли вы с проблемами пакетного экспорта моделей без их открытия в Navisworks?
  • Собираете ли вы статистику, сколько и какие ресурсы на что затрачиваются?
  • Сравниваете ли вы версии моделей?

Мария Прозорова, Олимпроект

Мария поделилась общей схемой процесса от выгрузок до поиска коллизий и контроля исправлений. Что же коллеги автоматизировали?

  • Выгрузки моделей 1р/сутки
  • Подрезка видов в Revit под коллизию
  • Быстрые проверки моделей на соответствие требований в Revit, не открывая дополнительный софт. Например, поиск дублированных элементов без Navisworks и других аналогов
  • Ежедневные уведомления о статусе коллизий в телеграме

Не знаю, как вас, но последний пункт меня поразил. Если бы я была проектировщиком, мне бы было очень нехорошо видеть каждый день статистику, в которой количество коллизий не уменьшается, а растет с каждым днём. Возможно, я бы чаще делала проверки в конце дня, будь я проектировщиков в такой компании, ну или обратная сторона медали, словила бы депрессию. А как вам такое?)

И передаю пожелания Марии:

Пусть в вашей жизни будет меньше коллизий, а не только в работе :3

Заключение

Все дружно пришли к следующим умозаключениям:

  1. Важно включать в процесс не только проектировщиков, бим-специалистов, но и ГИПов/РП
  2. Нужно автоматизировать и упрощать работу Проектировщика с коллизиями
  3. У каждого свой подход: кто-то делает акцент на постобработке, а кто-то на подходе, миссия которого заключается не допускать коллизии; кто-то делает детализованную матрицу, кто-то нет.
  4. И самый рабочий вариант — начинайте пользоваться плагинами по открытию отчетов о коллизиях из Navisworks, решений масса! Там уже все продумано за вас.

Присоединяйтесь к моей планете BIM-энтузиастов...