Где: Музей Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Главное здание
Адрес: Москва, улица Волхонка, 12
До: 15 сентября 2024
ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», где зрителям предлагается проследить процесс строительства Вечного города, исследовать становление современного облика итальянской столицы.
Экспозиция покажет вам Рим как самое большое целостное произведение искусства в мире.
В XVI–XVIII веках Рим был самым изображаемым городом мира. Художники из разных стран стремились сюда, чтобы изучить и античность, и образцы современной им архитектуры. Так появились римские ведуты. Это жанр живописи и графики (от ит. veduta — увиденная, вид, картинка), представляющий собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением городского пейзажа и знаменитых памятников архитектуры.
Благодаря ведутам можно проследить последовательную трансформацию города и его образов. Бóльшая часть работ на выставке – это гравюры, поэтому выставка не проста для восприятия, но внимательный зритель будет вознагражден и сможет увидеть, как менялся облик города в разные эпохи, понять, что изменения происходили не только с архитектурным пейзажем, но и с самими обитателями города.
Венец многовековой традиции римской ведуты — знаменитые гравюры Джованни Баттисты Пиранези, ставшие главным портретом города. Екатерина II признавалась, что без ума от «архитектурных трактатов» Пиранези.
Изображая тот или иной памятник, Пиранези всегда старался выстроить вид таким образом, чтобы на дальнем плане оказывались какие-то другие значимые постройки, тем самым он позволял зрителю путешествовать от одного здания к другому. Гравюры Пиранези «Виды Рима» произвели своего рода археологическую революцию: никто до него не фиксировал римские древности с такой скрупулезностью. Говорят, что он много работал при луне, и лунный свет придавал его гравюрам разные оттенки серого цвета.
Пиранези в своей мастерской поставил производство офортов с изображением Рима на поток, и его римские ведуты, распространившиеся по Европе, привлекали в город огромное количество туристов.
Итальянский архитектор и инженер Доменико Фонтана преобразовал городское пространство. Покровителем Фонтаны был римский папа Сикст V (Феличе Перетти), имя которого получили спроектированные архитектором монументальный фонтан Аква Феличе и дорога Страда Феличе. Одним из архитектурных начинаний Сикста V была установка на площадях Рима древних обелисков, когда-то привезенных римскими императорами из Египта. Поставленные в ключевых точках города, они завершали длинные и прямые улицы. Самый знаменитый из обелисков Сикста V — Ватиканский, был передвинут со своего прежнего места слева от собора Святого Петра в центр площади перед базиликой. Это была сложная инженерная задача для Доменико Фонтаны.
В экспозицию прекрасно вписаны редкие античные памятники, что дает зрителю возможность погрузиться в атмосферу Вечного города.
Коринфский ордер был изобретен греками, но использовался больше римлянами, чем самими греками. Коринфская колонна стройна и утонченна, а её пышная капитель напоминает корзину с листьями растения аканта. Существует легенда, что на острове Коринф жила девушка удивительной красоты, но возгордившись, она заявила, что прекраснее самой богини Афродиты. Ревнивая богиня отмстила, и девушка умерла накануне собственной свадьбы. Безутешные родственники оставили на ее могиле закрытую крышкой корзину с поминальной трапезой. Через некоторое время днище корзины пробили побеги аканта. Мимо некрополя проходил архитектор Каллимах, увидев корзину с проросшей сквозь неё листвой аканта, он и вдохновился на создание нового типа колонны.
Те, кто уже был в Риме, с удовольствием посмотрят еще раз на знакомые виды, ведь Вечный город можно изучать вечно, а тем, кому знакомство с городом еще предстоит, можно только позавидовать.
Император Веспасиан дабы получить поддержку народа и укрепить свою власть решил преподнести римлянам роскошный подарок — построить амфитеатр для проведения гладиаторских боев. Строительство началось в 72 году н.э. Возведение Колизея стало возможным благодаря изобретению применению в строительстве кирпича и бетона. Веспасиан и его сын Тит, во время правления которого Колизей был достроен, принадлежали к династии Флавиев, поэтому сооружение называли "амфитеатром Флавиев". Колизей вмещал 50000 зрителей. Арена была устроена таким образом, что позволяла устраивать даже морские сражения; для подачи воды использовался специальный акведук. Выдвижной тент защищал зрителей от солнца и дождя, он представлял собой покрытую брезентом сетчатую конструкцию из веревок с отверстием в центре. В 422 году Колизей частично обрушился во время землетрясения, до наших дней сохранилась только треть амфитеатра.
Прообразом Колизея считают считают Театр Марцелла. При торжественном освящении в 12 году до н.э. Октавиан Август посвятил его памяти своего покойного племянника и приемного сына Марка Клавдия Марцелла.
38-метровая беломраморная Колонна Траяна, опоясанная лентой барельефов, была воздвигнута в 113 году в честь победы римлян над даками во время правления императора Траяна. Уникальна непрерывная лента рельефных изображений, огибающая сооружение снизу доверху. Более 2500 человеческих фигур, среди которых 59 раз повторяется образ самого Траяна.
Пантеон, или «храм всех богов» был построен в 118 — 126 гг н.э. по приказу императора Адриана. На фронтоне надпись «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Дело в том, что нынешнее здание — это уже третье по счету. Самым первым Пантеоном стало действительно здание, построенное при Маркусе Агриппе, однако оно сгорело.
Окулюс, круглое отверстие в потолке диаметром 8,2 м, является единственным источником света в Пантеоне. 21 апреля, в день основания Рима, в полдень луч солнца падал точно на вход в Пантеон, через который заходил император. В этот момент над ним было такое яркое солнечное свечение, что усомниться в его богоизбранности было нельзя.
Замок Святого Ангела - мавзолей, построенный по заказу императора Адриана, со временем превратившийся в крепость, а потом и в папскую резиденцию.
На протяжении почти десяти столетий здание было также тюрьмой, одной из самых жестоких в мире, так что в 19-м веке за ней закрепилось название «Римская Бастилия». В 16 веке шесть лет здесь провёл в заточении Джордано Бруно, был узником тюрьмы и знаменитый скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини. Он сумел совершить невозможное — бежал из тюрьмы, за всю историю замка это единственный человек, которому удалось совершить побег.
Своим названием замок обязан папе Григорию Великому, которому в 590 году, во время крестного хода, призванного избавить Рим от страшной чумы, привиделся на верхушке башни архангел Михаил, убирающий в ножны свой карающий меч. Тогда же замок и украсили скульптурой архангела.
Бычий форум — древнейший из форумов Рима. Когда-то здесь велась торговля скотом, отсюда и происхождение названия. Но есть и вторая версия: своим названием форум обязан упоминаемой Овидием бронзовой скульптуре быка здесь стоявшей.
Форумом называлось специальное место в центре Древнего Рима, включавшее в себя площадь и расположенные рядом здания. Самый известный из форумов, конечно, Forum Romanum, который во времена правления императора Августа стал эпицентром политической, торговой религиозной и общественной жизни Древнего Рима.
Самое сакральное место на площади Форума - территория, на которой располагались храм Весты и священный Дом весталок - служительниц культа. В обязанности шестерых жриц Весты входило постоянное поддерживание Священного огня. Весталки готовились к служению с детского возраста и давали обет целомудрия на 30 лет (10 лет будущих весталок обучали служению культу, в течение 10 лет они служили, а затем еще 10 лет они обучали будущих жриц). Нарушительниц обета целомудрия ждала страшная казнь - их хоронили заживо. Но за тысячелетнюю историю известно лишь несколько таких случаев, дело в том, что весталки имели очень высокий статус: будучи наиболее важными женщинами в государстве, они обладали привилегиями, о которых обычные женщины могли только мечтать. Если весталка прикасалась к рабу, то того немедленно освобождали. Если преступник встречал весталку по пути к казни, то ему даровали помилование.
Арка Константина - единственная в Риме триумфальная арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне. Её в 315 году посвятили победе Константина над Максенцием.
Предстанут перед вами и четыре великих папских базилики Рима: собор Святого Петра, Сан-Джованни-Латерано, Сан-Паоло-фуори-ле-мура и Санта-Мария-Маджоре.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Пушкинский_музей #Три_времени_Рима #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты