Найти тему

Снова хотите в Рим? Вам в Пушкинский музей на выставку “Три времени Рима”

Где: Музей Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Главное здание

Адрес: Москва, улица Волхонка, 12

До: 15 сентября 2024

Михаэль Вольгемут (1434-1519) по оригиналу Вильгельма Плейденвурфа (около 1460-1494) Рим. 1493 Ксилография Собрание М.Б.Атаянца
Михаэль Вольгемут (1434-1519) по оригиналу Вильгельма Плейденвурфа (около 1460-1494) Рим. 1493 Ксилография Собрание М.Б.Атаянца

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», где зрителям предлагается проследить процесс строительства Вечного города, исследовать становление современного облика итальянской столицы.

Джакомо Лауро (1550-1605) Семь церквей Рима 1624 (оттиск 1630) Офорт, резец Собрание М.Б.Атаянца
Джакомо Лауро (1550-1605) Семь церквей Рима 1624 (оттиск 1630) Офорт, резец Собрание М.Б.Атаянца

Экспозиция покажет вам Рим как самое большое целостное произведение искусства в мире.

Бернардо Беллотто, прозванный Каналетто (1721-1780) Пьяцца Навона в Риме  1769 холст, масло
Бернардо Беллотто, прозванный Каналетто (1721-1780) Пьяцца Навона в Риме 1769 холст, масло

В XVI–XVIII веках Рим был самым изображаемым городом мира. Художники из разных стран стремились сюда, чтобы изучить и античность, и образцы современной им архитектуры. Так появились римские ведуты. Это жанр живописи и графики (от ит. veduta — увиденная, вид, картинка), представляющий собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением городского пейзажа и знаменитых памятников архитектуры.

Этьен Дюперак (около 1535-1604)  проекту Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Перспектива Капитолия 1569 офорт, резец Собрание М.Б.Атаянца
Этьен Дюперак (около 1535-1604) проекту Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Перспектива Капитолия 1569 офорт, резец Собрание М.Б.Атаянца

Благодаря ведутам можно проследить последовательную трансформацию города и его образов. Бóльшая часть работ на выставке – это гравюры, поэтому выставка не проста для восприятия, но внимательный зритель будет вознагражден и сможет увидеть, как менялся облик города в разные эпохи, понять, что изменения происходили не только с архитектурным пейзажем, но и с самими обитателями города.

Джованни Батиста Пиранези (1720-1778) Вид на знаменитую Ватиканскую Базилику, обширную колоннаду и площадь 1775 офорт, резец. Собрание М.Б.Атаянца
Джованни Батиста Пиранези (1720-1778) Вид на знаменитую Ватиканскую Базилику, обширную колоннаду и площадь 1775 офорт, резец. Собрание М.Б.Атаянца

Венец многовековой традиции римской ведуты — знаменитые гравюры Джованни Баттисты Пиранези, ставшие главным портретом города. Екатерина II признавалась, что без ума от «архитектурных трактатов» Пиранези.

Франческо Пиранези (1758-1810) Луи-Жан Депре (1743-1804) Фейерверк над замком Святого Ангела в Риме, 1790-е офорт, акварель
Франческо Пиранези (1758-1810) Луи-Жан Депре (1743-1804) Фейерверк над замком Святого Ангела в Риме, 1790-е офорт, акварель

Изображая тот или иной памятник, Пиранези всегда старался выстроить вид таким образом, чтобы на дальнем плане оказывались какие-то другие значимые постройки, тем самым он позволял зрителю путешествовать от одного здания к другому. Гравюры Пиранези «Виды Рима» произвели своего рода археологическую революцию: никто до него не фиксировал римские древности с такой скрупулезностью. Говорят, что он много работал при луне, и лунный свет придавал его гравюрам разные оттенки серого цвета.

Джованни Батиста Пиранези (1720-1778) Египетский обелиск на площади Сан Джованни ин Латерано 1759 офорт, резец.
Джованни Батиста Пиранези (1720-1778) Египетский обелиск на площади Сан Джованни ин Латерано 1759 офорт, резец.

Пиранези в своей мастерской поставил производство офортов с изображением Рима на поток, и его римские ведуты, распространившиеся по Европе, привлекали в город огромное количество туристов.

Джованни Батиста Пиранези (1720-1778) Колонна Траяна  1758 офорт, резец. Собрание М.Б.Атаянца
Джованни Батиста Пиранези (1720-1778) Колонна Траяна 1758 офорт, резец. Собрание М.Б.Атаянца

Итальянский архитектор и инженер Доменико Фонтана преобразовал городское пространство. Покровителем Фонтаны был римский папа Сикст V (Феличе Перетти), имя которого получили спроектированные архитектором монументальный фонтан Аква Феличе и дорога Страда Феличе. Одним из архитектурных начинаний Сикста V была установка на площадях Рима древних обелисков, когда-то привезенных римскими императорами из Египта. Поставленные в ключевых точках города, они завершали длинные и прямые улицы. Самый знаменитый из обелисков Сикста V — Ватиканский, был передвинут со своего прежнего места слева от собора Святого Петра в центр площади перед базиликой. Это была сложная инженерная задача для Доменико Фонтаны.

Натале Бонифачио (15371538 - 1592) и Доменико Фонтана (1543-1607) Изображение способа перевозки Обелиска, в просторечии называемого Иглой, из отдаленного места за церковью Сан Пьетро на площадь напротив главных врат той же церкви. 1586 Резец, гуашь Собрание М.Б.Атаянца
Натале Бонифачио (15371538 - 1592) и Доменико Фонтана (1543-1607) Изображение способа перевозки Обелиска, в просторечии называемого Иглой, из отдаленного места за церковью Сан Пьетро на площадь напротив главных врат той же церкви. 1586 Резец, гуашь Собрание М.Б.Атаянца

В экспозицию прекрасно вписаны редкие античные памятники, что дает зрителю возможность погрузиться в атмосферу Вечного города.

Капитель коринфской пилятры Римская империя I век Мрамор белый
Капитель коринфской пилятры Римская империя I век Мрамор белый

Коринфский ордер был изобретен греками, но использовался больше римлянами, чем самими греками. Коринфская колонна стройна и утонченна, а её пышная капитель напоминает корзину с листьями растения аканта. Существует легенда, что на острове Коринф жила девушка удивительной красоты, но возгордившись, она заявила, что прекраснее самой богини Афродиты. Ревнивая богиня отмстила, и девушка умерла накануне собственной свадьбы. Безутешные родственники оставили на ее могиле закрытую крышкой корзину с поминальной трапезой. Через некоторое время днище корзины пробили побеги аканта. Мимо некрополя проходил архитектор Каллимах, увидев корзину с проросшей сквозь неё листвой аканта, он и вдохновился на создание нового типа колонны.

Капитель коринфской колонны Римская империя IV век мрамор белый
Капитель коринфской колонны Римская империя IV век мрамор белый

Те, кто уже был в Риме, с удовольствием посмотрят еще раз на знакомые виды, ведь Вечный город можно изучать вечно, а тем, кому знакомство с городом еще предстоит, можно только позавидовать.

Анонимный гравер Римский театр, или Колизей 1542-1553 Резец Собрание М.Б.Атаянца
Анонимный гравер Римский театр, или Колизей 1542-1553 Резец Собрание М.Б.Атаянца

Император Веспасиан дабы получить поддержку народа и укрепить свою власть решил преподнести римлянам роскошный подарок — построить амфитеатр для проведения гладиаторских боев. Строительство началось в 72 году н.э. Возведение Колизея стало возможным благодаря изобретению применению в строительстве кирпича и бетона. Веспасиан и его сын Тит, во время правления которого Колизей был достроен, принадлежали к династии Флавиев, поэтому сооружение называли "амфитеатром Флавиев". Колизей вмещал 50000 зрителей. Арена была устроена таким образом, что позволяла устраивать даже морские сражения; для подачи воды использовался специальный акведук. Выдвижной тент защищал зрителей от солнца и дождя, он представлял собой покрытую брезентом сетчатую конструкцию из веревок с отверстием в центре. В 422 году Колизей частично обрушился во время землетрясения, до наших дней сохранилась только треть амфитеатра.

Анонимный гравер по гравюре Никола Беатризе (около 1507-около 1566) с рисунка Пирро Лигорио (1513-1583) Театр Марцелла 1558-1573 офорт, резец Собрание М.Б.Атаянца
Анонимный гравер по гравюре Никола Беатризе (около 1507-около 1566) с рисунка Пирро Лигорио (1513-1583) Театр Марцелла 1558-1573 офорт, резец Собрание М.Б.Атаянца

Прообразом Колизея считают считают Театр Марцелла. При торжественном освящении в 12 году до н.э. Октавиан Август посвятил его памяти своего покойного племянника и приемного сына Марка Клавдия Марцелла.

38-метровая беломраморная Колонна Траяна, опоясанная лентой барельефов, была воздвигнута в 113 году в честь победы римлян над даками во время правления императора Траяна. Уникальна непрерывная лента рельефных изображений, огибающая сооружение снизу доверху. Более 2500 человеческих фигур, среди которых 59 раз повторяется образ самого Траяна.

Пьетро Паоло Джирелли (работал в 1687-1693) по рисунку Джузеппе Тибурцио Верджелли (1629-после 1695) Внутренний и внешний вид древнего римского храма, называемого Пантеоном, ныне церкви делла Ротонда, посвященной всем святым. 1692 офорт, резец Собрание М.Б.Атаянца
Пьетро Паоло Джирелли (работал в 1687-1693) по рисунку Джузеппе Тибурцио Верджелли (1629-после 1695) Внутренний и внешний вид древнего римского храма, называемого Пантеоном, ныне церкви делла Ротонда, посвященной всем святым. 1692 офорт, резец Собрание М.Б.Атаянца

Пантеон, или «храм всех богов» был построен в 118 — 126 гг н.э. по приказу императора Адриана. На фронтоне надпись «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Дело в том, что нынешнее здание — это уже третье по счету. Самым первым Пантеоном стало действительно здание, построенное при Маркусе Агриппе, однако оно сгорело.

Бернардо Беллотто, прозванный Каналетто (1721-1780), Лоренцо Беллотто (около 1744-1770)  Пьяцца Ротонда с видом на Пантеон 1769 холст, масло
Бернардо Беллотто, прозванный Каналетто (1721-1780), Лоренцо Беллотто (около 1744-1770) Пьяцца Ротонда с видом на Пантеон 1769 холст, масло

Окулюс, круглое отверстие в потолке диаметром 8,2 м, является единственным источником света в Пантеоне. 21 апреля, в день основания Рима, в полдень луч солнца падал точно на вход в Пантеон, через который заходил император. В этот момент над ним было такое яркое солнечное свечение, что усомниться в его богоизбранности было нельзя.

Анонимный гравер по композиции Энеа Вико (1523-1567) Замок Святого Ангела в Риме. Резец Собрание М.Б.Атаянца
Анонимный гравер по композиции Энеа Вико (1523-1567) Замок Святого Ангела в Риме. Резец Собрание М.Б.Атаянца

Замок Святого Ангела - мавзолей, построенный по заказу императора Адриана, со временем превратившийся в крепость, а потом и в папскую резиденцию.

Бюст императора Адриана Римская империя. Первая четверть II века (голова  шея и бюст - позднейшие дополнения) мрамор
Бюст императора Адриана Римская империя. Первая четверть II века (голова шея и бюст - позднейшие дополнения) мрамор

На протяжении почти десяти столетий здание было также тюрьмой, одной из самых жестоких в мире, так что в 19-м веке за ней закрепилось название «Римская Бастилия». В 16 веке шесть лет здесь провёл в заточении Джордано Бруно, был узником тюрьмы и знаменитый скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини. Он сумел совершить невозможное — бежал из тюрьмы, за всю историю замка это единственный человек, которому удалось совершить побег.

Ливен Круйль (1634-между 1690-1722) Вид замка и моста Святого Ангела 1666 офорт Собрание М.Б.Атаянца
Ливен Круйль (1634-между 1690-1722) Вид замка и моста Святого Ангела 1666 офорт Собрание М.Б.Атаянца

Своим названием замок обязан папе Григорию Великому, которому в 590 году, во время крестного хода, призванного избавить Рим от страшной чумы, привиделся на верхушке башни архангел Михаил, убирающий в ножны свой карающий меч. Тогда же замок и украсили скульптурой архангела.

Мастерская Филиппа Галле (1537-1612) по рисунку Хендрика ван Клеве III (около 1525-около 1590) Бычий форум, Рим Резец Собрание М.Б.Атаянца
Мастерская Филиппа Галле (1537-1612) по рисунку Хендрика ван Клеве III (около 1525-около 1590) Бычий форум, Рим Резец Собрание М.Б.Атаянца

Бычий форум — древнейший из форумов Рима. Когда-то здесь велась торговля скотом, отсюда и происхождение названия. Но есть и вторая версия: своим названием форум обязан упоминаемой Овидием бронзовой скульптуре быка здесь стоявшей.

Бернардо Беллотто, прозванный Каналетто (1721-1780) Вид Римского форума. 1769 холст, масло
Бернардо Беллотто, прозванный Каналетто (1721-1780) Вид Римского форума. 1769 холст, масло

Форумом называлось специальное место в центре Древнего Рима, включавшее в себя площадь и расположенные рядом здания. Самый известный из форумов, конечно, Forum Romanum, который во времена правления императора Августа стал эпицентром политической, торговой религиозной и общественной жизни Древнего Рима.

Джованни Баттиста Меркати (1591-1645) Храм богини Весты. 1629 офорт, резец Собрание М.Б.Атаянца
Джованни Баттиста Меркати (1591-1645) Храм богини Весты. 1629 офорт, резец Собрание М.Б.Атаянца

Самое сакральное место на площади Форума - территория, на которой располагались храм Весты и священный Дом весталок - служительниц культа. В обязанности шестерых жриц Весты входило постоянное поддерживание Священного огня. Весталки готовились к служению с детского возраста и давали обет целомудрия на 30 лет (10 лет будущих весталок обучали служению культу, в течение 10 лет они служили, а затем еще 10 лет они обучали будущих жриц). Нарушительниц обета целомудрия ждала страшная казнь - их хоронили заживо. Но за тысячелетнюю историю известно лишь несколько таких случаев, дело в том, что весталки имели очень высокий статус: будучи наиболее важными женщинами в государстве, они обладали привилегиями, о которых обычные женщины могли только мечтать. Если весталка прикасалась к рабу, то того немедленно освобождали. Если преступник встречал весталку по пути к казни, то ему даровали помилование.

Пьетро Паоло Джирелли (работал в 1687-1693) по рисунку Джузеппе Тибурцио Верджелли (1629-после 1695) Фасад древней арки Константина, обращенный к амфитеатру Флавиев, называемому Колизеем 1692 Собрание М.Б.Атаянца
Пьетро Паоло Джирелли (работал в 1687-1693) по рисунку Джузеппе Тибурцио Верджелли (1629-после 1695) Фасад древней арки Константина, обращенный к амфитеатру Флавиев, называемому Колизеем 1692 Собрание М.Б.Атаянца

Арка Константина - единственная в Риме триумфальная арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне. Её в 315 году посвятили победе Константина над Максенцием.

Предстанут перед вами и четыре великих папских базилики Рима: собор Святого Петра, Сан-Джованни-Латерано, Сан-Паоло-фуори-ле-мура и Санта-Мария-Маджоре.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Пушкинский_музей #Три_времени_Рима #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты