А чего это я вам никак не расскажу про самарскую Третьяковку. Выставку показала, а до самой галереи никак дело не дойдет. Между тем, это заведение представляет собой весьма занятный объект, у которого было общее даже с автомобилестроительным заводом Генри Форда.
Фабрика-кухня
Здание, где сейчас принимает посетителей Третьяковка, в 1932 году было построено в качестве фабрики-кухни для самарского куйбышевского завода имени Масленникова. Проект разработала первый советский женщина-архитектур Екатерина Максимова.
Советский Союз век назад, даже ни разу не произнеся слово "феминизм", для феминизма сделал в 100 раз больше, чем современные западные балаболы-активисты.
Фабрика-кухня - яркий образец идеологической архитектуры своего времени: сверху она имеет вид серпа и молота.
Интересно, если в наше время заморочиться, какой символ можно было бы вот так заложить в план? Смартфон безыдейно (здания и так в основном прямоугольные, как смартфоны), надкусанное яблоко непатриотично... Может, стаканчик кофе? Который с собой.
Фабрика-кухня была по сути предприятием общепита. На первом этаже столовая и продажа готовой еды навынос, на втором - производство, где делали тысячи порций еды для поставок рабочим на советские предприятия.
Зачем?
Идея: освободить советского человека (женщину главным образом) от кухонного рабства. А еще привить людям культуру питания. Молодые Советы не блистали ни воспитанным обществом (его расстреляли или оно сбежало за границу), ни наличием у этого общества холодильников. Нефиг народу лаптем щи хлебать, еще и прокисшие, замутим нормальное место, где можно поесть вкусной и свежей еды, сказали народные комиссары, и замутили.
Проект получился прогрессивным
Посетители столовой и сотрудники фабрики не пересекались, готовая еда попадала в столовую по конвейеру, идею которого Максимова заимствовала на заводе Генри Форда.
А еще здание получилось исключительно прочным: в основу его конструкции положили железобетонные перекрытия, и это стало новаторством своего времени.
Но что-то пошло не так, формат не прижился
Менталитет, видимо, не тот. После войны столовая на первом этаже осталась, а второй этаж вместо производства заняли рестораном. Плюс в здании открыли спортзал.
В 1990-е помещения заполонили магазины, офисы, ночной клуб и бар. Вот они, новые времена. Позже весь этот бедлам выгнали, а здание собрались снести, чтобы на его месте построить ЖК. Но общественность отстояла объект, в 2015 году он перешёл на баланс Государственного центра современного искусства, а через три года - Третьяковке.
Сейчас здесь открыта выставка «На вкус и цвет...», отражающая место и образ еды в изобразительном искусстве.
Мне очень понравилась организация пространства. На первом этаже открыли сувенирный магазин с мерчем Третьяковской галереи.
Лестничные пролеты снабдили банкетками, пространство органично дополняют декоративные рамы панорамных окон.
На крыше открыта смотровая площадка, откуда можно посмотреть на близлежащую Самару.
Дух от видов не перехватывает, взгляду открывается обычная городская среда, но всё равно такая обзорная площадка - хорошая идея.
В память об истории здания здесь открыт музей фабрики-кухни.
С одной стороны собранные предметы напоминают об эпохе, которая еще осталась в памяти старшего поколения - типовая посуда, весы, предметы кухонного быта.
С другой - здесь же показаны предметы, служившие на самой фабрике - гигантские кастрюли, например.
Музей интерактивный - можно поторогать, покрутить, засунуть свой любопытный нос в кастрюлю и там найти монитор, на котором увидеть архивные кадры работы фабрики.
Классно у них всё получилось, я походила и по художественной экспозиции, и по выставочному пространству кухни с большим интересом.
Еще мои зарисовки с мест событий можно почитать в телеграме.