В прошлой статье я представил высказывания композиторов друг о друге, сегодня продолжение
(Генрих Дорн о Вагнере)
Откройте клавир «Тристана и Изольды»: это прогрессивная музыка для котов.
(Рихард Штраус о Шенберге)
Лучше бы он убирал лопатой снег, чем черкал по нотной бумаге.
(Стравинский о Рихарде Штраусе)
Рихард - но не Вагнер. Штраус - но не Иоганн.
(Цезарь Кюи о Рахманинове)
Если бы в аду... было задано написать программную симфонию на тему семи египетских язв… он блестяще выполнил бы задачу и привел в восторг обитателей ада.
(Рахманинов о Скрябине)
Я-то думал, что Скрябин просто свинья, а оказалось – ещё и композитор.
(Скрябин о Рахманинове)
Я-то думал, что Рахманинов всего лишь композитор, да так и оказалось – всего лишь композитор.
(Стравинский о Скрябине)
Музыка Скрябина - тяжелый случай музыкальной эмфиземы.
(Стравинский о Шостаковиче)
Он очень разочаровал меня в музыкальном и интеллектуальном отношениях. «Леди Макбет», собственно, не является сочинением музыканта...
(Стравинский о Мессиане)
Всё, что нужно для того, чтобы писать такую музыку - вместительная чернильница.
(Прокофьев о Рахманинове)
...убивает собственную поэзию, которую на старости лет забыл, заместив виртуозностью.
(Прокофьев о Стравинском)
Бахизмы с фальшивизмами.
(Прокофьев о Шостаковиче)
Наш маленький Малер.
(Шостакович о Прокофьеве)
...и, между прочим, он так и не научился правильно дирижировать оркестром...
(Эдисон Денисов о Шостаковиче)
Слушал 7-ю симфонию. Поразительно плохая музыка, почти без просветов. Вот пример композитора, который уже при жизни устарел.
(Аарон Копленд)
Слушать пятую симфонию Ральфа Воан-Уильмса – все равно, что сорок пять минут смотреть на корову.
(Россини о Берлиозе)
Как хорошо, что это не музыка!
(Стравинский о беззвучной пьесе Джона Кейджа «4′33″»)
Мне не терпится послушать его более развернутые произведения.