Автомобиль Рено остановился напротив Аниного подъезда; и пока муж вытаскивал из багажника чемоданы, Аня подошла к лавочке, на которой сидела соседка Люба.
-Добрый день – поздоровалась Аня.
-Добрый -добрый – заулыбалась соседка – из отпуска вернулись?
-Из отпуска. На море, в Геленджик ездили.
-Да уж вижу, какая загорелая.
-Вы тоже загорелая.
-Ну я – засмеялась Люба – целыми днями вверх пятой точкой на даче загораю. Никакого моря не надо; хоть загар мой и не такой ровный и красивый, как у тебя.
-Зато у Вас все фрукты – овощи свои. Вон и сейчас целое ведро клубники привезли – кивнула Анна на большое пластиковое ведро, стоящее у ног Любы, доверху наполненное крупными сочными ягодами.
-Это правда – всё своё, не покупное. Кто знает – какие на рынке овощи? Понаудобряют там разными селитрами да суперфосфатами, и ешь не знамо что. А про свои продукты всегда знаешь, что чистые, без нитратов всяких.
К женщинам подошёл Саша с чемоданами, поздоровался с Любой и направился к подъезду, кивнув жене.
-До свидания, Люба – Аня заторопилась вслед за мужем.
Вечером, поставив тарелку с ужином перед Сашей, Аня в который уже раз завела с ним разговор:
-Сашуля, ну может, всё -таки купить нам дачу?
-Ты опять? – муж раздражённо бросил вилку на стол – сколько раз тебе говорил:- мы с тобой работаем; я по вечерам возвращаюсь усталый, как собака. В выходные отдохнуть хочется, а нужно будет ехать на эту дачу пахать. Угробить меня хочешь раньше времени?
-Ну что ты такое говоришь? Почему сразу угробить? Разве на даче нельзя отдыхать? Засеем всё газонной травкой, между деревьями повесим гамак, мангал поставим, чтобы шашлычки делать и отдыхай себе все выходные. Ленка с Виталием приезжать будут чаще. Мы же так редко сейчас видимся, а на дачу они обязательно в выходные приезжать станут.
-Всё, разговор окончен – никакой дачи у нас не будет! – Саша снова принялся за ужин, а Аня, расстроенная, ушла в комнату и включила телевизор.
На экране молодой высокий мужчина осыпал лицо и шею юной красавицы страстными поцелуями, но Аня смотрела на экран и не видела того, что происходит. Она думала о том, что её давняя мечта никак не хочет исполняться из – за упрямства мужа. А она так часто видела себя в мечтах в светлом платье и шляпке, гуляющей по дорожкам приусадебного участка, а вдоль дорожек этих - красивые кашпо с кустиками благоухающих пионов, роз и других цветов ( каких – она не додумывала – цветов и всё). Вот она подходит к забору, возле которого ровными рядами растут кусты малины, осторожно касается колючей ветки и розовая ягода оказывается у неё в руке. Ах, какая же она сладкая и ароматная! А чуть дальше из -под зелёных листочков игриво выглядывают ягоды клубники. Аня улыбается и представляет, как теперь подходит к дереву, усыпанную тёмно -красными, почти чёрными ягодами черешни… А вот как правильно: ягода черешни или фрукт черешни? Она задумалась, вздохнула, встала с дивана и пошла на кухню убирать со стола. Саша уже отодвинул от себя пустую тарелку и уставился в телефон. Он посмотрел на вошедшую жену и спокойным голосом произнёс:
-Анютка, спасибо за ужин. Было очень вкусно.
-Вот всегда так – подумала Аня – будто и не было никакого разговора. Даже замечать не хочет, что я обижена.
Ночью ей приснился сон: она в белом платье, Саша в белой тенниске и белых брюках стоят возле дерева, усыпанного золотистыми плодами груш. Муж держит рукой тяжёлую ветку, срывает плоды и передаёт их Ане, а она аккуратно складывает их в синее большое ведро. Они с мужем радостно улыбаются и Саша говорит:
-Как хорошо, что у нас есть дача.
Проснулась Аня с улыбкой на губах. За окном было ещё темно, муж слегка похрапывал рядом и никаких груш не было и в помине. Она вздохнула и повернулась на другой бок. До конца отпуска оставалось ещё два дня.
Был конец августа. Аня только закончила резать баклажаны и кабачки, собираясь их заморозить в морозильнике, как позвонила Лена:
-Мамуля, привет! Как ваши дела? Чем занимаетесь? Заготовками? Ну, мам, ты без дела даже в воскресенье не сидишь. Как там папка? Вы не обижайтесь, но мы снова не сможем к вам приехать – нас на дачу друзья пригласили на шашлыки; Виталька взял и согласился. Я даже с ним немного поругалась. Говорю: «мы же родителям обещали». А он – «в другой выходной поедем». Не обижайтесь, ладно? Вот если бы у вас была дача, мы бы все выходные у вас зависали. А если б ещё и речка рядом – ух! Мечта моя.
-Моя тоже.
Аня положила трубку и вздохнула: вот у людей дачи есть, на которые они отдыхать ездят. А она вынуждена на душной кухне весь выходной возиться.
-Кто звонил? – в кухню вошёл Саша.
-Ленка. С Виталиком к друзьям на дачу едут – она многозначительно посмотрела на мужа, делая ударение на слове «дача».
Саша промолчал и вышел.
Перед сном, приняв прохладный душ, Аня расчесала щёткой густые свои волосы, сбросила халатик и юркнула в постель, прижавшись к мужу, который лежал с книгой в руках.
-Саш – тихим заигрывающим голоском произнесла Аня – ну, послушай меня. Только не злись, ладно? Ну, почему ты так упираешься? Почему не хочешь мне уступить?
-Ты опять за своё? – муж опустил книгу на грудь.
-Ну почему опять? Ну сам подумай – вот прошёл весь выходной можно сказать впустую. А была бы дача – мы на воздухе, кругом цветущие деревья, цветы разливают свой аромат, на мангале шашлык источает невероятный запах; ты в шезлонге с кружкой пенного пива, я у столика нарезаю свежие овощи, только что сорванные с грядки.
-Как же здорово ты сочиняешь! И деревья -то у тебя цветут, и овощи – то на грядке созрели. Ты вообще когда – нибудь работала в огороде? Никогда, отвечу я за тебя. А на даче кроме отдыха ещё и работать надо – копать, сажать, поливать.
-Ничего страшного, что я – грядку не вскопаю? Ты не бойся, я тебя даже не буду заставлять ничего делать, будешь только отдыхать. Главное – согласись купить дачу – она поцеловала мужа в грудь и погладила по лицу – Ну, дорогой, ну, любимый, ну согласись.
Саша вздохнул:
-Анька, достала ты меня с этой дачей. Ну, смотри, не плачь потом.
-Не буду, не буду, не буду – запрыгала на кровати Аня.
И на следующий день, и все последующие дни, едва переступив порог дома после работы, Аня подбегала к компьютеру и просматривала объявления о продаже садовых участков.
-Ничего себе цены – удивлялась она, увидев очередное понравившееся объявление – нет, Саша на такое не согласится – и продолжала смотреть дальше. Продавалось дач много, но с кирпичными двухэтажными домами и большими участками, о которых мечталось, не могло идти речи. Деньги у мужа были, но он откладывал их, надеясь купить новую машину. Поэтому дачу за миллион Саша купить откажется, в этом сомневаться не приходилось. Нужно было что – то подешевле. Наконец, одно объявление её заинтересовало: участок 6 соток, домик кирпичный, но небольшой, плодоносящие деревья и кустарники. И цена приемлемая. Позвонила хозяину и договорилась о встрече. Смотреть дачу поехали в воскресенье.
На Виноградной, 45 возле деревянного забора их поджидал тучный мужчина:
- Это вы звонили по объявлению? Ну, проходите в калитку.
Аня с Сашей прошли за хозяином и Аня огляделась. На фото всё выглядело гораздо интереснее. А сейчас перед ней предстал заросший травой участок, грядки с пожухлой ботвой, заваленный всяким мусором домик.
Саша посмотрел на жену и усмехнулся:
-Что скажешь, дорогая?
-А что? Мне всё нравится -невозмутимо ответила Аня, скрывая досаду - Весной засеем всё газонной травкой, в домике наведу порядок, вот между этими деревьями гамак для тебя натянем. Кстати, а что это за деревья?
-Это груша Дюшес, это – яблоня - ранний сорт Мельба. Это вишня. Это орех. Всё сортовое, яблоки осенние ещё не собраны, сами можете посмотреть – это Голден, это Семиренко. Вот малина, вот крыжовник.
Аня смотрела на всё это дачное «богатство» и снова представляла себя в светлом платье и шляпке среди благоухающих цветов. Пока же видела только синенькие цветочки «сентябрин» и жёлтые- мелких хризантем.
Пока она мечтала, мужчины о серьёзном разговаривали: о графике полива, о трубах, кранах и шлангах. Саша подошёл к жене:
-Что ты решила?
-Конечно, брать – она даже представить боялась, что Саша может передумать – вот купим, а потом здесь наведём порядок. Всё потом. Она здесь такой оазис устроит – Аня даже зажмурилась.
-Ну, что ж, тогда по рукам.
Вечером она уже звонила дочери:
-Ленка, сбылась наша с тобой мечта – мы дачу покупаем! Да, сегодня ездили смотреть – дача замечательная! Ну, немного руки приложить придётся – поправила она себя, но тут же снова воодушевлённо заговорила – это всё мелочи! Зато там и груши, и яблони, и черешня! Даже дерево грецкого ореха есть. Представляешь?
А днём уже звонила в квартиру соседки Любы.
-Любаша, скажите мне, что нужно сейчас на даче делать? Я имею ввиду – какие работы нужны?
-Ой, Аня, рада за тебя. Дача дело хорошее и нужное. А работы? Подготовить плодовые деревья к зимовке – перекопать землю, подкормить. Я органику использую.
-А что это?
-Попросту сказать навоз. Я на птицефабрику с мужем езжу, там птичий помёт набираем. Вот его разводим и подкармливаем. Но свежим пользоваться нельзя, учти. Потом стволы белим и приводим деревья и кустарники в порядок Но всё это когда фрукты уже уберёте. Потом все сорняки убрать нужно. Можно до холодов успеть шпинат посадить, салат и зелёный лук. Под зиму грядки вскопать и чеснок высадить. В октябре можно морковь посеять.
Аня слушала и ей становилось страшно:
-И это всё в сентябре сделать нужно? Копать, обрезать, подкармливать? Ой, как же Саше об этом сказать? Она же обещала его в дела дачные не впутывать?
А Саша в это время с бывшим хозяином дачу переоформлял. Когда они с Аней после всего на свою уже дачу приехали, то оказалось, что почти все яблоки с деревьев исчезли – бывший хозяин не пожелал свой урожай оставлять. Они походили по участку, всё ещё раз осмотрели и Аня виновато сказала:
-Надо будет сорняки с участка убрать.
-Да? – ехидно переспросил муж – а как же отдых в гамаке?
- Ну, ладно тебе, Саша. Я же про летний отдых говорила.
В марте она начала бегать по цветочным и садовым магазинам, выискивая хорошие семена для посадки. К апрелю разных упаковок набрался целый коробок. Аня частенько забегала к соседке за советами и консультациями. И едва сошёл снег и пригрело солнышко, она стала рваться на свой участок. По выходным они приезжали на дачу вместе с мужем. Там Аня бралась за лопату и начинала копать места под грядки, но делала это так неумело, что Саша, насмешливо наблюдавший за её потугами, отбирал лопату и начинал копать сам. Аня виновато бралась за мотыгу или грабли, ровняла землю и делала маленькие углубления под семена. Потом из бочки в лейку наливала воду и поливала грядки. Когда появились первые всходы, радовалась как девчонка. Весна, потом лето. Работа на даче затягивала. И возвращаясь с работы, наскоро перекусив, Аня бежала на автобус, чтобы ехать на дачу – стояла жара и она боялась, как бы всё, что она посадила, не сгорело в этом пекле. Нос её обгорел, но виновата была она сама – в первый же не очень солнечный день не подумала о том, чтобы лицо кремом против загара намазать; и когда с дачи вернулась и душ приняла, увидела, что нос красный. Она всплеснула руками:
-Ну, как теперь с таким носом на работе показаться?
Потом Аня уже про крем не забывала, но кожа её всё равно приобретала загорелый вид. Правда, загар был совсем не такой, как ей бы хотелось – шея, грудь, лицо и руки загорали сильнее всего. Поначалу она хотела было в купальнике на даче работать. Только из дома в купальнике вышла, как услышала:
-Добрый день, соседка!
Оглянулась, а на забор сосед опёрся и улыбаясь, на неё смотрит.
Побежала в дом, платье накинула – нет, так никто не раздевается на даче, больше не экспериментировала. Весной сажала, летом поливала, осенью урожай собирала. И всё вверх пятой точкой, как Люба когда -то говорила. По вечерам с трудом разгибалась – спина болела и с дачи они возвращались усталые, но с полными вёдрами и сумками. А дома тоже отдыхать некогда – столько всего привозили, что руки ко всему приложить надо было. Она и с соседками урожаем делилась, и Ленке своей полные пакеты накладывала, и консервировать стала, не говоря уж о заморозке и сушке.
-Ну, жена – спрашивал ехидно Саша – где травка газонная и мангал с шашлыками?
-Да ладно тебе, Саша. Это я от незнания в первый год всего насажала. На следующий год ничего сажать не буду. Только цветы и травку.
Но наступила весна и Аня снова покупала семена и рассаду.
-Ну как же, дача – и ничего не посадить?
Прошло три года. Все мысли и разговоры у Ани были теперь о семенах, подкормке и обрезке деревьев. Лена с Виталькой на дачу приезжали и даже не одни, а с друзьями. Вот они -то жарили на углях шашлыки, пили вино домашнее, которое Аня же и делала, бегали на речку купаться, до которой 20 минут идти или в гамаке качались, а Аня в это время помидоры с огурцами им на стол резала, редисочку дёргала из грядки, а потом всё со стола убирала, когда молодые домой уезжали. И всё чаще она вспоминала теперь то время, когда на море с мужем ездили отдыхать; когда в августе – сентябре на рынок ходила и покупала помидоры, баклажаны и перец на заморозку. Как на кухне стояла и ей казалось тогда, что она очень устаёт. И хотя на дачу ещё рвалась, всё меньше ей нравилась эта нескончаемая работа.
Был август. Саша остановил машину напротив подъезда и стал выгружать из багажника вёдра с помидорами, яблоками и грушами. Аня присела на лавочку. Из подъезда выпорхнула счастливая соседка Даша, за ней – муж Дима с чемоданами.
-Здрасте, тёть Ань! – Дашка остановилась возле Ани – ух, сколько у вас всего!
-А вы куда это собрались?
-В Сочи, на море едем – Даша улыбнулась – а вот и такси подъехало.
Дима подхватил чемоданы и пошёл к багажнику, а Даша ухватилась за заднюю дверцу.
Наконец, Саша выгрузил весь урожай и отогнал машину в сторону, пропуская Дашкино такси. Потом подошёл к жене, взял два ведра и направился к подъезду.
-Как же он устаёт – глядя ему вслед подумала Аня – и зачем нам эта дача? Разве не хватило бы нам тех пяти килограммов помидор или яблок, которые бы купили на рынке? Зачем нам столько всего?
Вечером она приняла прохладный душ, нанесла на лицо ночной крем, посмотрелась в зеркало, а потом вошла в спальню и юркнула в постель, прижавшись к мужу:
-Сашуль, ты выслушай меня и не ругайся. Давай дачу продадим?
-Жалеть не будешь?
-Никогда.