"Герой Адомайтиса бесконечно привлекателен. Бесстрашным прямодушием неуемной жизнелюбивой натуры. Своей спортивной легкостью — тренированностью и быстротой реакции он не уступит, пожалуй, и героям американских вестернов. У него красивое, резко очерченное, подвижное лицо. Воспламеняется он мгновенно, в гневе несдержан и жесток, но выражает себя открыто, не делая секрета из своих симпатий и антипатий".
Читаем статью киноведа и литературоведа Евгения Аба (1935-2009), опубликованную в 1972 году:
"Все чаще в фильмах разных студий снимаются литовские актеры. Все чаще в титрах картин, созданных в разных городах страны, можно встретить имена Баниониса и Масюлиса, Бабкаускаса и Норейки, Будрайтиса и Адомайтиса. Выразительная типажность этих актеров замечена давно — и режиссерами, и зрителями. Замечено и другое, главное: каждый из них — крупная актерская индивидуальность.
Уже одно перечисление имен вызывает в памяти фильм В. Жалакявичуса «Никто не хотел умирать»: всесоюзная, а в ряде случаев и мировая известность этих актеров началась именно там. Не каждому режиссеру дано собрать в одной картине столько первоклассных актеров. И уж совсем редкость даже для хорошего режиссера добиться такой исполнительской ансамблево- сти, какой достиг Жалакявичус в «Никто не хотел умирать».
Этому находится объяснение. Жалакявичус работал, в основном, с актерами одной школы — прославленного Паневежисского театра, руководимого Ю. Мильтинисом. Однако при ближайшем рассмотрении это объяснение оказывается весьма шатким, ибо наряду с актерами из Пане- вежиса Жалакявичус даже в главных ролях снимал исполнителей, воспитанных совершенно иначе, которые, однако, здесь составляют с остальными неразрывное и органичное единство.
На роль Донатаса режиссер пригласил молодого каунасского актера Регимантаса Адомайтиса. В последующие годы это имя не раз еще будет возникать в титрах картин, снятых на студиях Вильнюса и Кишинева, Ленинграда и Минска. Но все последующие работы, независимо от качества самих фильмов, лишь подтвердят и закрепят первый успех, потому что актерский тип — нервный, импульсивный, с открытым темпераментом — выявился достаточно ярко уже здесь. Донатас в «Никто не хотел умирать» был, можно считать, дебютом Адомайтиса в кино. До этого он сыграл лишь небольшой эпизод в предыдущей картине В. Жалакявичуса «Хроника одного дня», да и в театре работал лишь второй сезон.
. . . Грузовик с гробом для отца объезжает поочередно его сыновей. Роль черного вестника взял на себя младший, Ионас. Каждый из братьев Локисов встречает его появление по- своему, реагируя на это страшное известие сообразно со своим характером и темпераментом. Донатас работал на строительстве моста. Издалека увидев братьев, он засмеялся, обнажив во весь экран свой безукоризненно белозубый оскал, и, ловко прыгая по сваям, а потом энергично шлепая по воде, мокрый по пояс и весело возбужденный предстал перед Ионасом и Бронюсом.
— Отца убили, — сказал Бронюс Донатас завертелся на месте, издавая гортанные звуки, напоминающие рычание раненого зверя.
— Так, — наконец произнес он и через секунду оказался в кузове грузовика.
В первом появлении Донатаса уже обозначен характер — нетерпеливый, несдержанный, резкий. Донатас — человек действия. У него собственные представления о справедливости. Он будет мстить беспощадно, око за око. И сам будет вершить свой суд. И сам станет жертвой своей анархической необузданности. Адомайтис наделяет Донатаса человеческим благородством и мужским обаянием. Но тип героя — нервный, легко возбудимый, неуправляемый — таит в себе и потенциальную опасность для общества.
— Нет, нельзя ему власть, — предостерегает Бронюс. — Перестреляет всех. Начнет со своих. Те всегда ближе.
Этих слов нет в фильме. Но они есть в литературном сценарии В. Жалакявичуса и отношение автора к своему герою выражают совершенно недвусмысленно. Бронюс знал, что говорил. Неуравновешенность Донатаса, его порывистость и буйный темперамент нуждались в неусыпном контроле. Длинная цепь случайностей, в результате которой гибнет Донатас, в авторском замысле далеко не случайна. Резкая противоречивость характера с самого начала таила в себе драматизм. И трагический финал, по логике авторов, закономерен.
И при всем том герой Адомайтиса бесконечно привлекателен. Бесстрашным прямодушием неуемной жизнелюбивой натуры. Своей спортивной легкостью — тренированностью и быстротой реакции он не уступит, пожалуй, и героям американских вестернов. У него красивое, резко очерченное, подвижное лицо. Воспламеняется он мгновенно, в гневе несдержан и жесток, но выражает себя открыто, не делая секрета из своих симпатий и антипатий.
В одном из интервью несколько лет назад Адомайтис высказался за открытость выражения чувств, за публицистичность искусства, видя в этом черту нового артистизма. Почти все герои этого актера выражают себя громко, во весь голос, во всю мощь своего недюжинного темперамента. Парадокс заключается в сочетании актерского интеллекта со стихийностью, буйностью создаваемых типов. Каждой работе, по словам самого актера, предшествует тщательнейшее, почти научное изучение материала, психологии, природы характера. Это заявление может вызвать некоторое недоверие. Мощная стихийность, какой отмечены лучшие экранные создания Адомайтиса (и прежде всего Донатас Локис), может ли быть чем-то иным, кроме как естественным выражением эмоций? Но не будем торопиться. Посмотрим, как дальше складывалась кино- биография Регимантаса Адомайтиса.
Его следующей, после Донатаса, работой в кино был белорусский партизан Иван Лобач в малоудачной картине В. Виноградова «Восточный коридор». Эта роль лишь утвердила представление об актерском даровании Адомайтиса как о мощном, стихийном темпераменте, органично сочетающемся с яркой, мужественной фактурой. Адомайтис и здесь играет сильно, преодолевая, где возможно, несовершенство литературного материала и вычурность, манерность режиссуры. В жилах его героя — живая кровь, он, может быть, единственный в этой перенаселенной картине нелитературен и по-настоящему героичен. Но пользуется исполнитель приемами, наработанными в фильме Жалакявичуса, хотя, разумеется, не создает характера, сколько-нибудь приближающегося по масштабу; и оригинальности к Донатасу Локису.
Может сложиться впечатление, что актер и не играл здесь вовсе, а просто оставался самим собой. И второй, третий, четвертый фильм после «Никто не хотел умирать» дадут лишь разные варианты одного и того же характера. Откровенно героические актерские данные Адомайтиса не могут не привлекать режиссеров, но при усиленной эксплуатации этих данных на уровне «Восточного коридора» не исчерпает ли себя актер в скором времени?
Однако после «Восточного коридора» неожиданно появился Сергей Лазо — характер тоже героический, но совсем иной. Сила чувств, их проявление и здесь открытые, яркие. При этом Сергей Лазо из фильма А. Гордона покоряет мягкой интеллигентностью, скромностью, то есть качествами, которые трудно было заподозрить у прежних героев Адомайтиса.
«Я преклоняюсь перед героизмом Лазо и таких, как он. Но я не думаю, что героизм надо играть как нечто заданное, как исходное условие. Это
зритель должен в итоге сказать: мне показали героя», — и Адомайтис играет скромного и в чем-то даже обыкновенного человека. Но у этого обыкновенного человека есть убеждения, есть своя выстраданная идея. Идея эта — революция. За нее, за идею, он и примет мученическую смерть. У предыдущих персонажей Адомайтиса героика была задана в самом характере, у Лазо героическое рождается от столкновения характера и ситуации.
Видимо, стихийность Донатаса тоже была результатом актерского и режиссерского расчета. Начиная с Лазо, герои Адомайтиса, если и не разрушат полностью миф о стихийности чувств, о неуправляемости самого актерского типа, то, во всяком случае, сильно его поколеблют.
Эдмунд в «Короле Лире» — характер одновременно исторический и современный. Размах страстей подлинно шекспировский, но про эту роль никак не скажешь, что она сделана на одном темпераменте. Эдмунд — не традиционный театральный злодей, а дерзкий честолюбец, чьи энергия и волевое начало могут подчас выглядеть вполне привлекательно. Сбегая с лестницы, он легко и по-спортивному изящно перемахнет через перила, сразу вызвав в зрительской памяти сходство с Донатасом. Но сходство этим и исчерпывается, потому что Донатас был характером неуправляемым, анархическим. Этот же контролирует себя постоянно. Он делает себя сам— свой характер, свою головокружительную карьеру, презрев все человеческие связи, проходя по трупам.
Цену себе он знает. И при его вулканическом темпераменте контролировать себя трудно. Трудно ему и лицемерить, хотя приходится. Но все это до времени. Перейдя положенный предел, он не станет щадить чувства окружающих. Он станет самим собой.
— Я то, что я есть, и был бы тем же самым, если бы самая целомудренная звезда мерцала над моей головой, — победно сверкнув глазами, вымолвит Эдмунд — Адомайтис в начале фильма. Но это пока лишь признание самому себе. Для других он до срока — преданный сын своего отца и верный подданный короля.
Упоенный битвой, Эдмунд нехотя выслушивает признание влюбленной в него Реганы. Диалог происходит на фоне полыхающих стен, и у Эдмунда нет времени на объяснения. Он слушает и не слышит, его не остывший еще после сражения пылающий взор — там, где дерутся. Потом та же сцена повторится с Гонерильей. И опять — нездешний блеск в глазах и неумолчный зов битвы.
Боец он прирожденный. И в сцене последнего поединка истинный характер Эдмунда прорывается наружу. Не зная еще, кто его противник, он не может испытывать к нему настоящей ненависти. И поединок для Эдмунда пока лишь вопрос чести. Но и самоутверждения тоже. Отвагой и мужественностью его бог не обделил, и здесь он в своей стихии. Ему важно восстановить пошатнувшееся самоуважение. Разудалая лихость, читаемая во всей его фигуре в начале поединка — при том, что лицо прикрыто забралом, — очень скоро сменится растерянностью. Не утерпев, он стаскивает тяжелый кольчужный наличник, и мы по его разгоряченному и потускневшему как-то сразу лицу видим, что он проиграл. Сам понимает, что проиграл. Потому что для него это был, в сущности, просто спорт, одна из многих драк, не более. А его противник отстаивал попранную справедливость. И победил. Не мог не победить.
— Колесо судьбы совершило свой оборот, — лежа на щите, прохрипит поверженный Эдмунд, вдруг вспомнивший о таких вещах, как судьба, рок, которые раньше для него вообще не существовали. Он сам был своей судьбой.
Эдмунд — натура богато одаренная. В другой, более благоприятной
среде его противоречивый характер, героический по своей природе, дал бы, возможно, совершенно иной результат. Здесь же, в мире, построенном на лицемерии и предательстве, он стал тем, кем он стал. В герое Адомайтиса все чрезмерно. И даже самые привлекательные свойства натуры переходят в свою противоположность. Свободолюбие оборачивается жаждой власти, мужественность перерастает в жестокость, неуемная энергия уходит в карьеризм. Гигантский размах эмоций приносит в данном случае эффект даже не минимальный, а просто отрицательный. Ибо все зависит от наполнения этих эмоций. И без основополагающей человечности даже самые привлекательные качества ничего не значат.
Итак, стихийность, как видим, если и есть в характере Эдмунда, то в актерском замысле она рассчитана с самого начала. Как одна из составляющих играемого характера.
Герои Адомайтиса — громкие герои. Но и правдивые, так как яркость и максимализм чувств — в самой природе актерской натуры Адомайтиса. И никакого наигрыша со стороны исполнителя просто не требуется. Но постоянная громкость вовсе не означает повторяемость. И хотя никакой грим не помешает зрителю узнать Адомайтиса в первые же секунды появления на экране, его герои никак не напоминают двойников. Открытость, сила выражения чувств, накал страстей будут отличать любую актерскую работу Адомайтиса. Но героев его не спутаешь друг с другом.
Герои Адомайтиса в фильмах «Никто не хотел умирать» и «Король Лир» сопоставлены не случайно.
И не только по степени значимости среди других работ актера в кино. В обоих случаях он сталкивается с трагедийным материалом. И оба раза играет трагедию. В самом прямом и высоком смысле слова. В литовской картине — трагедию характера, в котором благородство уживается с анархической неуравновешенностью. В фильме Г. Козинцева — крах героя или, может быть, лучше сказать, трагедию несостоявшегося героя. И там, и здесь — накал страстей, страшная круговерть событий, в которую попадает герой, роковые случайности и трагическая предопределенность судеб.
Кажется, самой природой этот актер предназначен для трагедии. Бытовой реализм ему как будто бы противопоказан. Но вот в литовском фильме «Игры взрослых людей» (режиссеры — И. Рудас и А. Кундялис) он неожиданно сыграл лихого шофера Бронюса в манере трагикомедии.
Фильм состоит из двух новелл. Вторая — «Игры взрослых людей», поставленная А. Кундялисом и давшая название всему фильму, несет заметный налет неореализма. Шофер Бронюс, лишь мимоходом появлявшийся в первой новелле, здесь становится главным героем. Адомайтис местами глушит и темперамент, и силу чувств. Нельзя сказать, чтобы он чувствовал себя уютно в этой реальной бытовой среде. Тем не менее одна краска в актерской палитре Адомайтиса здесь несомненно новая. Даже мужская неотразимость его героя снабжена значительной долей самоиронии и потому не выглядит смешной. Не отталкивает.
Таков уж характер — жизнерадостный и вольнолюбивый, но не глубокий. Живет он исключительно эмоциями. Только эмоции здесь не слишком крупные — пожалуй, единственный пока случай среди героев Адомайтиса. Любвеобильность Бронюса, вокруг которой строится сюжет новеллы, — для него самого известный груз. Но репутацию надо поддерживать, ничего не поделаешь. И если он не относится к жизни с достаточной серьезностью, то и себя всерьез не принимает. В результате плохо бывает не только окружающим, но и ему самому. Актер и не думает оправдывать своего «Мужское лето» героя. Но понимание в его отношении есть несомненно.
Понять до конца играемый характер и не повторять предыдущий. . . Только ведь каждый персонаж все равно пропускается через характер самого исполнителя. Через его темперамент, его духовный и физический склад. Только через их посредство любой экранный образ и может быть вызван к жизни. Поэтому круг возможностей даже самого разностороннего актера неизбежно ограничен.
«... Я стремился раскрыть национальный характер нашего крестьянина с его медлительностью и в то же время способного на взрыв страстей», — сказал В. Жалакявичус в связи с фильмом «Никто не хотел умирать». У Жалакявичуса Адомайтис сыграл тогда лишь вторую половину этой характеристики. Казалось, само слово «медлительный» никакого отношения к Адомайтису иметь не может. Но этот актер как будто специально задался целью постоянно ошеломлять зрителей и критиков, всякий раз разрушая их стройные концепции, в каждой новой своей работе противореча сложившимся о нем представлениям. Тот же В. Жалакявичус предоставил ему возможность создать образ, отвечающий всей полноте своих представлений о литовском национальном характере.
В фильме «Чувства», который по сценарию В. Жалакявичуса поставили А. Дауса и А. Грикявичус, главную роль рыбака Каспяра сыграл Р. Адомайтис. Спокойный и монументальный, словно высеченный из камня, Каспяр, подобно другим героям Адомайтиса, живет эмоциями. У него явно замедленная реакция на окружающее, и, захваченный водоворотом чувств, он старается выстоять, удержаться на ногах.
Но чувства вполне традиционного свойства сталкиваются с конкретноисторической ситуацией Литвы последних дней войны — первых дней мира. И перестают быть просто чувствами, а требуют активного вмешательства разума. Требуют выбора. Каспяр пытается отстраниться, остаться со своими эмоциями. Но жизнь, помимо его воли, заставила принять решение. Последствия для него оказались трагическими: в схватке с удирающими в Швецию главарями-националистами перебита рука, и выходить в море он уже не может. Жизнь научила бывшего рыбака философичности, и он не ропщет. Могучий запас душевной энергии позволяет ему спокойно относиться к своей участи инвалида. Все такой же медлительный и так же глубоко чувствующий, Каспяр Адомайтиса воплощает в себе мудрую уравновешенность народа, его душевное здоровье.
Уже после «Короля Лира» Г. Козинцева, завершенного в 1970 году, Регимантас Адомайтис снялся в трех новых картинах Литовской студии.
И опять — неожиданность: в фильме М. Гедриса «Мужское лето» сыграл человека слабого и нерешительного. Сельский учитель Аугустинас, немолодой и — страшно произнести — заурядный, звезд с неба не хватающий человек — такого героя в кинорепертуаре Адомайтиса еще не было.
Театральным актерам приходится играть разные роли. Кино приучает зрителя к большей стабильности амплуа. Адомайтис — актер по преимуществу театральный, ведущий исполнитель Вильнюсского академического театра драмы. Но и в кино, где актер много и интенсивно работает, у него уже теперь, после десяти картин, сложился свой особый репертуар. Репертуар, а не амплуа. Потому что совокупность таких работ, как Донатас Локис и рыбак Каспяр, Сергей Лазо и шофер Бронюс, Эдмунд и Аугустинас, ни под какое амплуа подвести невозможно.
Да и вряд ли нужно. Есть актер Регимантас Адомайтис со своим неповторимым человеческим обликом, со своей индивидуальностью. И есть созданные им характеры. Люди, личности" (Аб, 1972).
(Аб Е. Регимантас Адомайтис // Актеры советского кино. Вып. 8. Л.: Искусство, 1972: 4-15).