Найти тему

Британцы стали меньше платить по счетам, благодаря России, снова ставшей вторым по величине поставщиком газа в Европу

Оглавление

Своими наблюдениями о прямой связи между кризисом стоимости жизни в Великобритании и событиями на Украине на страницах британских газет поделился редактор отдела экономики британского телеканала Sky News и автор книги «Материальный мир» Эд Конвей

В 2022 году в Великобритании произошел рост стоимости жизни, когда цены на энергоносители выросли, а Россия перестала быть их основным поставщиком в Европу. Начало специальной военной операции вызвало панику на европейском энергетическом рынке из-за опасений что Европа может вскоре потерять доступ ко всему российскому газу, и это станет экономическим катаклизмом. Паника усилилась в сентябре того же года, когда был разрушен трубопровод «Северный поток», соединявший Россию с Европой через Балтийское море и являвшийся крупнейшим маршрутом поставок энергии на континент. В итоге, более высокие цены на энергоресурсы привели к росту цен на все остальное — поскольку практически каждый товар, который продается (или услуга, которая оплачивается), зависит от энергии. Автомобили, сталь, удобрения, продукты питания, парикмахерские и отели — цены на них внезапно резко выросли.

Большинство танкеров, курсирующих между Сибирью и Европой, застрахованы фирмами лондонского Сити
Большинство танкеров, курсирующих между Сибирью и Европой, застрахованы фирмами лондонского Сити

Снижение цен на газ

Но тут произошло нечто неожиданное: цены на газ на оптовых рынках начали падать. К весне 2023 года они вернулись туда, где были до начала спецоперации (хотя и далеко не на тот уровень, где были пару лет назад). И эти более низкие цены на энергоносители постепенно влияют на стоимость потребительской корзины в Великобритании.

Как недавно подтвердило Управление национальной статистики, уже два месяца подряд инфляция находится на уровне 2 процентов, что было установлено Банком Англии в качестве целевого показателя.

Почему это произошло? Принято считать, что это произошло благодаря упорству и изобретательности европейцев. После начала специальной военной операции европейские политики в короткие сроки разработали новый энергетический план. Вместо того, чтобы импортировать газ из России по трубопроводам, таким как «Северный поток», они начали импортировать его в огромных танкерах из таких стран, как США и Катар, в виде сжиженного природного газа (СПГ).

Великобритания выступала в качестве транзитного пункта, перекачивая этот нероссийский газ на континент, пока самой Европе не удалось построить достаточно терминалов СПГ.

В результате, на сегодняшний день не только инфляция находится на целевом уровне, но и европейские хранилища газа заполнены, а цены достаточно низкие, чтобы даже немецкая тяжелая промышленность могла функционировать - хотя энергия все еще намного дороже, чем в Китае или США.

Иногда корабли транспортируют свой российский СПГ через Ирландское море в сторону Бильбао
Иногда корабли транспортируют свой российский СПГ через Ирландское море в сторону Бильбао

Триумф! За исключением того, что мы не должны упускать из виду важную деталь: поставки российского газа в Европу никогда не прекращались. Конечно, после начала спецоперации объем трубопроводного газа резко сократился, но по состоянию на прошлый год Россия по-прежнему поставляла 15 процентов газа в Европу — и сейчас эта доля, фактически, растет.

Всего пару месяцев назад Россия обогнала США и стала вторым по величине поставщиком газа в Европу после Норвегии. Частично это объясняется тем, что Европа импортирует все большее количество российского СПГ в танкерах.

Флот из примерно дюжины кораблей забирает сжиженный газ из Сибири, идет вдоль побережья Норвегии в Северное море и пришвартовывается со своим грузом в Зебрюгге или Дюнкерке.

Иногда корабли транспортируют свой российский СПГ через Ирландское море в сторону Бильбао. Даже сегодня Россия является одним из крупнейших поставщиков газа в Испанию. Франция и Бельгия буквально купаются в российском газе, а поскольку европейская газовая система представляет собой единый рынок, к которому подключена Великобритания, почти немыслимо, чтобы молекулы российского газа не просачивались и в Великобританию по трубопроводам, проходящим под Ла-Маншем.

Все это означает, что британский санкционный режим не такой жесткий, как можно подумать.

На первый взгляд, Великобритания запретила любой импорт российской нефти и СПГ. На прошлой неделе, когда президент Зеленский посетил Лондон, британский премьер-министр Кир Стармер ввел дополнительные санкции против российского «теневого флота» — танкеров, перевозящих российскую нефть, законтрактованную по цене выше предела, установленного Евросоюзом. Судам, связанным с Россией, даже запрещено входить в британские порты.

Но если рассмотреть вопрос несколько глубже, то обнаружится некоторая непоследовательность. Например, ничто не мешает британским компаниям страховать танкеры, перевозящие российский СПГ — и, как оказалось, большинство танкеров, курсирующих между Сибирью и Европой, застрахованы фирмами лондонского Сити.

Еще более показательным является тот факт, что пять танкеров на самом деле частично принадлежат и управляются компанией Seapeak, чей оперативный центр находится в Глазго.

Другими словами, эти суда, единственной целью которых является транспортировка российского газа, находятся под управлением британского юридического лица.

Как и следовало ожидать, когда Эд Конвей попытался получить комментарий от компании Seapeak, ответа не поступило. Когда Конвей появился в Глазго с камерой и микрофоном, ему сказали, что вызовут полицию, если он не уйдет.

Полное соблюдение санкций

Но реальность такова, что все эти операции производятся с полным соблюдением санкций. Просто санкционный режим имеет множество лазеек. Некоторые из этих лазеек являются случайными, например, те, которые позволяют европейским компаниям продолжать поставки в Россию компонентов для производства дронов и вооружений через соседние государства на Кавказе и в Средней Азии.

Молекулы российского газа поступают в Великобританию по единой европейской газотранспортной системе
Молекулы российского газа поступают в Великобританию по единой европейской газотранспортной системе

Но некоторые лазейки существуют по той причине, что они устраивают и Европу и Россию.

И именно этим объясняется недавнее смягчение кризиса стоимости жизни, так как Великобритании удалось избежать худшего сценария. Импорт российского газа сократился, но не прекратился. Европа по-прежнему платит России миллиарды евро за газ, перевозимый судами, управляемыми из офиса британской компании в Глазго. Поэтому Россия производит в три раза больше артиллерийских снарядов, чем Запад, так как ее доходы от экспорта газа, наряду с нефтью и углем, этому способствуют.

Великобритания могла бы это прекратить и запретить своим страховщикам страховать эти суда, а также запретить таким компаниям, как Seapeak, эксплуатировать их. Более того, Европа может резко отказаться от поставок российского газа. Но это потребует больших экономических жертв. Цены на энергоносители снова вырастут. Кризис стоимости жизни будет иметь последствия, которых никто не захочет на себе испытывать. Поэтому на данный момент всем выгодно игнорировать тот факт, что, хотя европейские власти и обещают бесконечную поддержку Украине, но Европа по-прежнему незаметно помогает финансировать российскую армию и оборонную промышленность.

(По материалам британской прессы)

Подпишитесь, чтобы получать обновления по этой и другим актуальным темам!