Если у пермяков даже уши солёные, то в некоторых районах Северной Осетии соли и вовсе нет!
Как было дело?
Вот приезжаешь ты в местный центр культурных традиций.
Смотришь
краеведческие танцы.
Участвуешь в не менее краеведческих занятиях
типа лепки глиняных свистулек;
в общем,
всячески погружаешься.
И тут внезапно начинается застолье!
Приносят разное.
И по первости всё в общем-то даже ничего.
Ибо что такого особенного можно найти в лепёшках, овощах да пирогах?
Ну, божественно; и только-то.
Ну, случаются неожиданные травмы в связи с проглатыванием языка. )))))
В общем, ничего особенного. ;))
Но тут появляется горячее.
Похлёбка.
Варево.
С мясом и вкусным паром.
Сохранившие язык тянутся ложками и, обжигаясь, начинают жадно поглощать содержимое глиняных мисок, даже не успевая сказать, как это вкусно.
Хотя…
Вкусно-то оно конечно вкусно.
Да чего-то не хватает.
А!
Ага!
Соли!
Солюшки!!
Это как же это?
А подать-ка её сюда!..
А нету.
Вернее, не несут.
И по столам начинают передавать из уст в уста тайну только что открытого секрета: следует продолжать есть. И тогда отсутствие соли интереснейшим образом замещается остротой кушанья.
Секрет сработал.
А вот вопросы остались!
Разгадка как обычно нашлась в древних манускриптах и пожелтелых пергаментах.
Всё дело в том, что издревле тут находится несколько районов, в которых соли попросту не было. Расположены они, если взглянуть на карту, => вдоль древнего пути через горы из России в Грузию — по реке Ардон. Сейчас тут проложены полторы сотни километров Транскавказской магистрали.
А районы эти (на современный лад) таковы: Дигора – Алагир – Унал – Зарамаг – Джер. До огосударствления Россией (в XIX веке) и некоторое время после => соли в обиходе этих местностей не имелось.
Ну и: видимо, многовековые условия, переродившиеся в традиции, просто так не уходят. И даже сейчас, в век наступившего изобилия, соль – нечастая гостья на столах местных горцев.
В частности, в Унале, где расположена башня {развлечений}, соль так и не принесли. ;)))
.
.
.