Первые два века римской истории полны войн с окружающими его племенами и городами.
Цикл "Древний Рим от Ромула до Ромула Августула". Глава4. Первые войны Рима.
Изобретатели Истории
Достоверно об этих войнах мало, что известно, хотя все они подробно описаны античными авторами.
Но очевидно, что их рассказы основаны во многом на легендах долгое время передававшихся от поколения к поколению в виде устной традиции. Достоверность общего хода событий, как они описываются древними историками, не вызывает сомнений, но отделить в их рассказах легендарные элементы от реальных свидетельств практически невозможно.
Но важно отметить, что в отличие от греков, которых еще египтяне называли “народом без памяти”, римляне почти сразу озаботились сохранением своей исторической памяти.
Уже в V в. до н.э., появляются т.н. «таблицы понтификов» куда заносились для всеобщего сведения имена верховных жрецов Рима, то есть собственном “Великих понтификов” и их важнейшие деяния и постановления.
Первым в этом списке идет Гай Папирий, чей понтификат начался в 509 г до н.э., то есть в год свержения последнего римского царя Тарквиния Гордого и установление Республики и это не случайно.
До этого великими понтификами были сами цари и надобности в специальных таблицах для их истории не было.
Тут важно отметить, что именно римляне первыми (еще, правда китайцы на другом конце мира) изобретают историю как единый сюжет имеющий свою логику, историю как способ осмысления реальности.
Ромул и Этруски
Но вернемся к ранним войнам. Их очень много, почти все они победоносны и, конечно, почти всегда римские авторы мотивируют их как справедливые и оборонительные.
Вообще, правило, что любая война должна быть обоснована, хотя бы формальным поводом, подтверждающим ее справедливость, останется строго обязательным в Риме еще очень долго, до самых поздних времен. Даже императоры перестанут обосновывать законность своих войн только, начиная с Диоклетиана в конце III-го века нашей эры, тогда, когда им вообще станет уже не нужно будет обосновывать хоть что-нибудь.
Так или иначе, а в результате своих самых первых “оборонительных” войн, Рим очень быстро в разы увеличил свою территорию и в течение одного-двух веков стал главной силой в центральной Италии.
Вот например несколько цитат из Тита Ливия, пытающего выстроить эту экспансию Рима, как цепь оборонительных войн, вести которые римлян вынуждали их беспокойные соседи.
Начали, по Ливию, все эти войны, еще при жизни Ромула, жители города Фидены, находившегося в 15 км от Римского форума, то есть в наше время этот древний город находился бы в границах столицы Италии. В общем, по меркам Москвы это была война Медведково против Кремля.
Итак, Ливий: “...Фиденяне решили, что в слишком близком с ними соседстве растет великая сила, и поторопились открыть военные действия, прежде чем она достигнет той несокрушимости, какую позволяло провидеть будущее. Выслав вперед вооруженную молодежь, они разоряют поля меж Римом и Фиденами…”
Ромул выступил навстречу врагу “со всем войском” (вряд ли более пары сотен человек вооруженных дубинами и топорами) и, разбив фиденян, захватил их город.
Победа, но…”с фиденян зараза войны перекинулась на родственных им (они ведь тоже были этруски) вейян, которых беспокоила и самая близость Рима, если бы римское оружие оказалось направленным против всех соседей”. И конечно, именно “вейяне сделали набег на римские пределы, скорее грабительский, чем по правилам войны”. Вейи - это уже более 20 км от римского форума.
Вроде совсем немного, но не для тех времен и не для тех ресурсов. Война Рима с Вейями продлится с перерывами сто лет и именно, они станут в этот период главными конкурентами римлян в борьбе за звание главного города в округе. Однако, для того, чтобы еще раз уточнить подлинный масштаб происходившего, скрывающегося за пафосом описания Ливия и его античных коллег, замечу, что, по современным меркам, это была борьба за роль райцентра.
Борьба пацанов за звание столицы Мира
Однако в результате, победитель этой борьбы через несколько веков станет центром мировой империи и, поэтому, спросим себя, а могли бы им стать Вейи, в случае если бы в той столетней череде мелких стычек между двумя почти деревнями победили они, а не Рим?
С одной стороны, очевидно, что, если бы Рима не было, то его историческое место, скорее всего занял бы какой-то другой город, притом располагавшийся приблизительно там же, то есть где-то в средине Италии.
Ведь, если бы в то время Рима не было, его, все равно, нужно было бы изобрести. Дело в том, что в это время (7-4 века до н.э) отставшие в своем развитии от своих соседей, но уже многочисленные по населению, италийские народы (латины, сабины, умбры, марсы и т.д.) оказались одновременно под прессингом и влиянием двух достигших уже высокого уровня цивилизаций.
Их соседями на юге были активно колонизировавшие Италию греки и подходившие уже к своему расцвету, а на севере - этруски, вступившие в контакт с греками заметно раньше и развившие к этому времени свою собственную высокую культуру и серьезную государственность с цветущими городами.
“Пришедшие в историю” позже соседей италики нуждались в лидере, который объединил бы их и позволил им вести на равных борьбу с могущественными и опережавшими их в развитии народами.
В бесконечных мелких войнах, которые италийцы вели между собой, и выявлялся такой лидер. Им в итоге и оказался Рим - город изначально космополитичный по своему происхождению и необязанный им ни одному из этих племен, но содержавший в себе крепкое италийское ядро.
Когда, к концу VI-в до.нэ., этот процесс практически завершился италийцы во главе с Римом были уже готовы выйти на арену мировой истории.
Но римские историки несколько смешивают два разных этапа этого объединения центральной Италии, описывая первые столкновения с этрусками (а по тому же Ливию и Фидены и Вейи именно их города) ещё во времена самого Ромула. В этот период войны римлян с этрусками, если они вообще были, либо являлись случайными столкновениями, либо, что скорее всего, перед нами легендарное смешение событий из двух разных веков ранней истории Рима.
Это, кстати, находит свое отражение и в повествовании самого Ливия, который рассказывая о той самой первой стычке Ромула с Вейями пишет, что основатель Рима “разорил вражеские земли больше в отместку, чем ради добычи”.
В принципе, если все же предположить, что первые столкновения с этрусками имели место уже на самой заре существования Рима, они, скорее всего, действительно имели оборонительный характер.
Нападения на Рим со стороны более цивилизованных в то время этрусков могли иметь характер, своего рода, колониальных походов, с целью и пограбить и присмирить соседних с ними италийских дикарей. Позже и сами римляне начнут практиковать подобные акции.
Однако в случае с римлянами этрусски, в данном случае самые близкие к ним Вейи, наткнулись на неожиданного и нового для них врага. Община Рима не была обычным италийским племенным центром. Как я уже писал в первой главе, население Рима с самого начала было смешанным, он был, скорее, торговой общиной лихих купцов-пиратов представлявших собой собрание авантюристов из разных италийских народов: латинов, сабинян и тех же этрусков с греками.
Эти люди точно знали как постоять за себя и за свои интересы. Да и уровень их развития, во всяком случае, на уровне военных навыков, был выше, чем у соседних италийских общин, и, хотя бы в этом отношении, они этрускам не уступали.
И тут самое время вернуться к вопросу о том, могли бы те же Вейи занять историческое место Рима, если бы в той “столетней войне” победили они?
Ответ, в общем-то очевиден, этнически однородные этрусские Вейи не смогли бы занять историческое место “космополитичного” Рима и стать центром вокруг которого смогло бы в итоге объединиться разноплеменное население Италии.
Как занять место Рима?
Место Рима мог бы занять только какой-то другой город со схожими изначальными условиями. И такие города были. Например, Капуя её смешанным греко-италийским населением. Недаром именно Капуя в течение нескольких веков, вплоть до II-й Пунической войны (III до н.э.) и будет основным конкурентом Рима в борьбе за звание главного города Италии.
Но Капуя, все же, была расположена слишком далеко на юге, чтобы объединить вокруг себя самые многочисленные и сильные племенные общины проживавшие севернее, в центре Италии: латинов, сабинов умбров и, что еще важнее, тех же этрусков - цивилизационных лидеров Аппенинского полуострова VIII-V вв. до н.э.
Расположение же Рима подходило для этой цели почти идеально.
А ещё …у Рима была (и есть до сих пор) река. Не слишком большая, чтобы мешать городу развиваться по обе её стороны, но достаточная, чтобы быть границей, разделяющей город на две части.
Но самое важное то, что эта река течет откуда и куда надо для того, чтобы быть региональной транспортной артерией, включённой в глобальную сеть мировых путей.
При этом, не находясь непосредственно у моря, Рим расположен недалеко от него и связан с большой водой своими морскими воротами - Остией - той самой “правильной” рекой Тибром. Такая структура позволяет Риму быть одновременно городом на холме и городом у моря, и центром и перекрестком - универсальным городом.
Все претенденты на звание Нового Рима, включая Москву, затем будут воспроизводить разными способами эту структуру.
Даже действительный второй Рим - Константинополь. Казалось бы, он должен быть классическим городом у моря, но это не совсем так. Во-первых, через него проходит пролив Золотой Рог, фактически выполняющий функцию городской реки, поэтому даже для нынешнего Стамбула так важны оба его берега, как европейский, так и азиатский.
Только такая структура позволяла ему быть центром империи. Ведь, в начале IV века н.э., когда император Константин основывал на месте древнего Византия свою новую столицу, все окружающие город моря были для Римской Империи внутренними.
Борьба с самим собой
Вернемся, однако, к первым римским войнам.
Если против этрусков римляне действительно больше оборонялись, то в случае с италиками даже у римских историков не хватает совести обвинять во всем соседей и даже они вынуждены, скрепя сердце, признать, что тут инициатива начала войны чаще всего, исходила от самих римлян и их правителей.
Так тот же Ливий рассказывая о первой такой войне с прародиной самого Рима городом Альба-Лонга при третьем царе Рима Тулле Гостилии, замечает, что тот: “решив, что в покое государство дряхлеет, стал о повсюду искать повода к войне”.
Это, пожалуй, ключевой рассказ для ранней истории римской экспансии в Италии. Альба Лонга была не только прародиной Рима, городом куда прибыл из Трои Эней и где родился его потомок Ромул, но и как бы и двойником самого Рима.
Такое же смешанное население из местных латинов, потомков троянцев (то есть греков, если отбросить мифологический налет) других италиков и этрусков. Но с одним важным отличием - географическое расположение Альбы-Лонги было значительно менее выгодным. Она располагалась в 25 км на юг от римского форума, на берегу озера, которое до сих пор так и называется Лонго-Альбано и не имела реки связывавшей город с морем.
Вообще, легендарная история о происхождении основателя Рима - Ромула - из Альбы Лонги, намекает на то, что изначально Рим был колонией выходцев из этого города, возникшего намного раньше поселения на Тибре.
Скорее всего, Альба Лонга искала выход к морю и новая колония была необходимым звеном для “подключения” города к мировой (точнее средиземноморской) торговой сети. Но Рим довольно быстро вырос в самостоятельного игрока и между новой колонией и ее старой метрополией встал вопрос о первенстве.
Точнее, если трактовать легендаризированное повествование того же Ливия, встал вопрос о первенстве элит обоих городов в рамках практически единой Альба-римской общины.
Показательно тут описание Ливием и другими антиками знаменитой легенды о битве братьев Горациев и Куриациев. Не буду рассказывать эту широко известную легенду, ее содержание легко найти в интернете, но суть ее сводится к тому, альбанцы и римляне решили вместо битвы решить исход своего противостояния в поединке между собой лучших воинов из обеих армий. По трое с каждой стороны.
Кстати, очень интересна мотивация, которой Ливий устами диктатора Альбы-Лонги Меттия, обосновывает такое решение:
“А тебе, Тулл, - говорит он обращаясь к царю Рима Тулу Сервилию, - хотел бы напомнить я вот о чем. Сколь велика держава этрусков, окружающая и наши владения, и особенно ваши, ты как их ближайший сосед знаешь еще лучше, чем мы: велика их мощь на суше, еще сильней они на море. Помни же: как только подашь ты знак к битве, оба строя окажутся у них на виду, чтобы сразу обоим, и победителю и побежденному, усталым и обессиленным, сделаться жертвою нападения”.
Такой подход подчеркивает, что, как внутренний характер противоборства Альбы и Рима, так и вообще принципиальное отличие войн Рима с другими соседями италиками от противостояния этрускам, как внешнему и сильному врагу.
Но на принципиальное единство в рамках, фактически одной общины Рима и Альбы-Лонги лучше всего указывает следующее замечание Ливия:
“Было тогда в каждой из ратей по трое братьев-близнецов, равных и возрастом, и силой. Это были, как знает каждый, Горации и Куриации84, и едва ли есть предание древности, известное более широко; но и в таком ясном деле не обошлось без путаницы насчет того, к какому народу принадлежали Горации, к какому Куриации. Писатели расходятся во мнениях, но большая часть, насколько я могу судить, зовет римлян Горациями, к ним хотелось бы присоединиться и мне”
Кто из братьев в итоге победил мы не знаем, но известно, что победили римляне, которых возможно звали Горации, а возможно Куриации.
Это легенда, но исторически действительно победил Рим, поскольку именно туда в результате войны переселилось все население Альбы-Лонги во главе своей элитой. Вот только, возможно, что саму войну выиграла, наоборот Альба. Ведь в конечном счете, борьба велась за то на каких условиях и в каком месте объединятся между собой две общины.
Объединились в Риме, но судя по тому как быстро представители альбанских патрицианских родов, среди которых были такие знатнейшие семейства как Юлии (вспомним хотя бы Цезаря) или Сервилии, заняли свое место в римской иерархии, еще неизвестно на чьих именно условиях произошло это объединение.
И не менее важен вот какой момент. По свидетельствам античных историков, Альба-Лонга входила в союз 30 городов населенных латинами, т.н. Латинский союз, и занимала в нем одно из ведущих мест. Очень возможно, что эти свидетельства являются переносом древними историками на Альбу союза созданного самим Римом с окружающими латинскими города, правда лет на 100-200 позже.
Но не менее вероятно, что борьба между Римом и Альбой-Лонгой велась не только за то, чья элита займет первенствующее место в единой общине, но и за то, какой город возглавит этот союз латинских общин.
Интересен рассказ Ливия о конце Альба-Лонги. После нескольких войн и окончательной победы Рима, царь Тулл Гостилий приказывает переселить все население этого города в Рим, а саму Альбу полностью уничтожить со всеми ее постройками. И вот как Ливий описывает это событие:
“Между тем уже были посланы в Альбу всадники, чтобы перевести население в Рим, за ними шли легионы разрушать город. Когда они вступили в ворота, не было вовсе смятения и безудержного отчаяния, обычного в только что взятом городе, где взломаны ворота, или повалены стены, или не устояли защитники крепости, — и вот уже повсюду слышен вражеский крик, по улицам носятся вооруженные и все без разбора предается огню и мечу. А тут немая скорбь и молчаливое горе сковали сердца: забывшись в тревожном ожидании, не в силах решиться, люди спрашивали друг у друга, что оставить, что брать с собою, и то застывали на порогах, то блуждали по дому, чтобы бросить на все последний взгляд”. Перед нами не горе побежденных, а грусть людей переезжающих на новое место и прощающихся со своим прошлым.
Итак, отбившись в течение первых 1-2 веков своего существования от сильных этрусков и решив проблемы объединения со своей бывшей метрополией Альба-Лонгой римляне и возглавив союз соседних латинских городов, римляне были уже готовы выйти на следующий уровень и начать объединение Италии под своей властью.
Но для этого им нужно было сначала решить проблему царей, о которых мы далее и поговорим. Почему это было необходимо и как они это сделали мы обсудим уже в следующей главе цикла…
(Глава 1)
(Глава 2)
(Глава 3)
А пока - пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал и на мой канал в Телеграмме “Антика. Собрание древностей”, на котором каждые день появляется новая информация о том, что происходило в мире до 476 г до н.э.