Найти в Дзене

Урок 8 | История AI

Оглавление

В этом уроке будут представлены основные исторические этапы развития AI. После его прочтения вы поймете, что тема AI изучается человеком более 80 лет, ИИ «замораживали» и вновь возрождали, а за последние 3 года произошло то, что перевернуло всю индустрию технологий.

Автор урока: Анна Веклич, эксперт в сфере развития и продвижения высшего образования и науки, сооснователь @GPT4Telegrambot и автор курса «Нейрограмотность».

Первые упоминания AI

Давайте узнаем, какие ключевые события повлияли на становление AI?

📌 1921 год – в газете New York Times вышла статья «Поглотят ли машины человека?».

Уже в то время, за 17 лет до изобретения первого компьютера (1938), людей беспокоил вопрос о том, что машины и роботы могут составить конкуренцию человеку в будущем. Да, тогда еще не было и речи про AI. И опасения касались в первую очередь замены механического труда.

Удивительно это осознавать, зная, что в 2024 году СМИ все также пишут об этой «проблеме», но звучит это уже как: «Заменит ли AI человека?».

Пример статьи, New York Times, 1921 год                           Пример статьи, РБК Тренды, 2024 год
Пример статьи, New York Times, 1921 год Пример статьи, РБК Тренды, 2024 год

📌 1927 – выход в свет известной кинокартины «Метрополис».

Это немое кино считается одним из первых научно-фантастических фильмов в истории.

Сюжет разворачивается в далеком будущем:

  • Ключевым элементом сюжета является Мария – робот, созданный ученым Ротвангом.
  • Этот робот представляет собой одно из первых изображений ИИ в кинематографе.
  • Ротванг превращает его в точную копию настоящей Марии, лидера рабочих, чтобы подстрекать рабочих к бунту и создать хаос в Метрополисе.
  • Робот Мария становится инструментом манипуляции и дестабилизации, показывая ранние опасения человечества относительно возможностей и последствий создания искусственного интеллекта и роботов.
-3

Эра компьютерных наук

📌 1938 год – изобретение первого компьютера

Конрад Цузе, немецкий инженер, изобрел первый компьютер в 1938 году.

С этого момента начинается эра Компьютерных наук, которые изучают то, как собирается, анализируется и используется информация с помощью компьютерных технологий. Важный этап для развития AI.

-4

📌 1950 год – Алан Тьюринг предложил знаменитый тест на проверку AI

Этот тест считается одним из классических методов оценки AI, предложенный известным британским математиком. Согласно ему, если человек взаимодействует с машиной и не может отличить её от другого человека, то машина считается обладающей искусственным интеллектом.

Алан Тьюринг                                                                      Аристотель общается с ИИ  (Midjourney)
Алан Тьюринг Аристотель общается с ИИ (Midjourney)

Рождение концепции AI

📌 1956-1959 – рождение концепции AI

В этот период произошло три важных события для AI-мира.

  1. Первое – на научной конференции в Дартмутском колледже (США) ученый Джон Маккарти и его коллеги хотели создать искусственный интеллект за одно лето.
    Конечно, у них не получилось это сделать. Но тот семинар заложил основу для будущих поколений. Вот это амбиции!
  2. Второе – именно на той встрече ученые впервые использовали термин «Искусственный интеллект»(Artificial Intelligence). Его предложил Джон Маккарти, инициатор конференции.
    Этот термин быстро прижился и стал общепринятым обозначением новой научной дисциплины. В тот год AI был обозначен как наука и технология создания интеллектуальных машин, в особенности – интеллектуальных компьютерных программ.
  3. Третье – в 1959 году американский ученый Артур Самуэль, сотрудник компании IBM создал первую программу по игре в шашки, которая умела играть сама с собой и обучаться самостоятельно. Он же и ввел такое важное понятие, как машинное обучение, описав его как процесс, в результате которого машина показывает поведение, на которое не была изначально запрограммирована.
Джон Маккарти                              Ученые решили создать AI за лето           Артур Самуэль
Джон Маккарти Ученые решили создать AI за лето Артур Самуэль

📌 1960-е – первые AI-программы

В эти годы были созданы первые программы, такие как ELIZA (1966) – первый чат-бот, имитирующий диалог психотерапевта и пациента.

Это была первая компьютерная программа, которая была предназначена для общения с людьми. По сути это прототип ChatGPT из будущего.

Создана в университете MIT.

ELIZA и ее общение с чат-ботом Parry, созданным в 1972 году
ELIZA и ее общение с чат-ботом Parry, созданным в 1972 году

Также был создан Shakey the Robot (1963) – первый робот, способный самостоятельно перемещаться и принимать решения. Он мог перемещаться из одного места в другое, включать и выключать свет, открывать и закрывать двери, поднимать и опускать твердые объекты и толкать их по кругу.

Проект объединил исследования в области робототехники, компьютерного зрения и обработки естественного языка.

Робот Shakey Публикация о роботе Shakey в журнале Life
Робот Shakey Публикация о роботе Shakey в журнале Life

📌 1969 год – появление Интернета

Первые сообщения через ARPANET, из которой в итоге вырос современный Интернет, были отправлены 📌 29 октября 1969 года из сетевого узла лаборатории вычислительной техники Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе на сетевой узел в Стэнфордском исследовательском институте.

На запуск прародителя Интернета, созданного для нужд Пентагона (США), ушло более десяти лет: изначально его задумали как ответ на запуск спутника Советским Союзом.

29 октября 1969 года в США произошла первая передача данных между двумя компьютерами в рамках проекта ARPANET https://lenta.ru/articles/2022/11/01/arpanet/
29 октября 1969 года в США произошла первая передача данных между двумя компьютерами в рамках проекта ARPANET https://lenta.ru/articles/2022/11/01/arpanet/

Затишье в развитии

📌 1970-е – 1980-е – «Зимы» для AI

Термин «Зима» относится к периодам времени, когда интерес, инвестиции и ожидания в области искусственного интеллекта резко падают после предыдущих волн энтузиазма и оптимизма. Сокращается финансирование исследований, уменьшается количество публикаций и разработок, а также появляется пессимизм в отношении будущего ИИ.

  • Первая зима наступила в середине 1970-х годов.
  • Вторая зима произошла в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Но после этого начался рассвет машинного обучения и вторая жизнь AI.

Вторая жизнь AI

📌 1984 год – выход в свет первого фильма «Терминатор»

  • В центре сюжета – борьба между человечеством и искусственным интеллектом по имени Скайнет (Skynet), который взял под контроль военные системы и начал войну с целью уничтожения человеческой расы.
  • Основной мотив – борьба за выживание в условиях, когда созданные человечеством технологии (робот с искусственным интеллектом) выходят из-под контроля и обращаются против своих создателей.

Многие из нас помнят «Терминатор» и знают про AI по сюжету именно этого известного фильма. Фильм настолько полюбился зрителю, что было выпущено еще три картины, а также 2 сериала и множество комиксов.

-10

📌 1990-е – расцвет Интернета и машинного обучения

С развитием Интернета и цифровых технологий объем доступных данных начал стремительно расти. Это создало благоприятные условия для развития методов машинного обучения, способных извлекать знания из больших объемов информации.

Также произошел резкий рост в области аппаратного обеспечения, включая разработку более мощных процессоров, все это значительно увеличило возможности для обработки больших данных и обучения сложных моделей.

📌 1997 – победа программы над человеком в шахматах

Программа Deep Blue компании IBM одержала победу над действующим чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым. AI ярко продемонстрировал свой потенциал в решении специализированных интеллектуальных задач.

© AP Photo / Adam Nadel Гарри Каспаров во время игры против компьютера IBM "Deep Blue" в Нью-Йорке. 4 мая 1997 года
© AP Photo / Adam Nadel Гарри Каспаров во время игры против компьютера IBM "Deep Blue" в Нью-Йорке. 4 мая 1997 года

📌 1999 – создание Т9

📌 T9предиктивная (предугадывающая) система набора текстов для мобильных телефонов. Название T9 происходит от англ. Text on 9 Keys, то есть набор текста на 9 кнопках. При наборе текста система T9 пытается предугадать, какое слово пользователь пытается набрать, используя встроенный словарь.

Именно она стала прототипом принципа работы современного ChatGPT.

📌 Первый мобильный телефон с Т9 появился на рынке в 1999 году.

Бурное развитие

📌 2012 – нейросеть AlexNet установила новый рекорд в распознавании изображений

На соревновании ImageNet в 2012 году нейронная сеть AlexNet сделала всего 16,4% ошибок при распознавании изображений, тогда как человек в среднем делает ошибки в 5% случаях.

Нейросети показывали разные изображения и она должна была ответить, что это такое. На картинке представлены примеры иллюстраций и степень их детализации с вариантами ответов. Непросто, однако, отличить леопард это или ягуар?

-12

📌 2015 год – создание компании OpenAI

OpenAI была основана в 2015 году в Калифорнии, США. Генеральным директором OpenAI стал Сэм Альтман (по настоящий момент).

  • Одним из основателем OpenAI был также Илон Маск, но он покинул компанию в 2018 году.
  • Целью создания OpenAI было продвижение и разработка дружественного AI в интересах всего человечества.
  • «Звездный час» для компаний наступит в момент открытия ChatGPT для мира (ноябрь 2022). А пока это малоизвестная исследовательская организация, тестирующая разные модели создания AI.
Слева направо: Мира Мурати, Сэм Альтман, Грег Брокман и Илья Суцкевер / Глава Nvidia дарит OpenAI первый сервер для создания и развития AI (2016 год)
Слева направо: Мира Мурати, Сэм Альтман, Грег Брокман и Илья Суцкевер / Глава Nvidia дарит OpenAI первый сервер для создания и развития AI (2016 год)

📌 2016 год – AlphaGo победила в игру Го

В 2016 году программа AlphaGo от компании DeepMind, одного из лидеров в сфере игрового AI, и купленная Google, одержала победу над чемпионом мира по игре Го.

Это было значительным достижением, поскольку Го считается чрезвычайно сложной игрой с огромным количеством возможных ходов. Эксперты считали, что AI еще долго не сможет освоить ее и победить человека. Но это произошло быстро.

-14

📌 2017 год – создание трансформера GPT

📌 GPT (Generative Pre-trained Transformer ) – расшифровывается как «Трансформер, обученный на генерацию текста». Это один из самых популярных типов архитектур для создания нейросетей (архитектура значит принцип построения).

Он был создан учеными из Google в 2017 году. И именно благодаря этому трансформеру вся сфера генеративного AI получила новую жизнь. На ее базе можно было строить самые современные модели нейросетей, в том числе такие как ChatGPT. Это как открытие нефти для человечества, только в мире AI.

📌 2018-2020 гг. – развитие LLM GPT

В 2018 году на базе трансформера GPT появилась первая версия GPT-1 от компании Open AI. Ее создание подтвердило факт применения трансформера для работы с текстами.

В 2019 ими же была создана GPT-2, которая могла учитывать в 10 раз больше параметров работы с текстами, а также могла анализировать в 10 раз больше данных. Тексты такой модели иногда были связными.

2020 год стал годом рождения GPT-3, у которой появилась в 100 раз больше параметров и в 10 раз больше данных для изучения. Нейросеть научилась решать ряд арифметических задач, рассуждать и создавать связные тексты.

После дообучения на обратной связи от людей в январе 2022 года была создана GPT-3.5, которой мы пользуемся и сейчас.

-15

То, что изменило ход истории

📌 Ноябрь 2022 года – открытие ChatGPT для всех людей

Именно это событие позволило сформировать новый современный AI-рынок. Впервые в истории AI он стал доступен людям напрямую (без посредников)!

До этого момента AI казался нам далеким и непонятным.

Теперь же общение с AI стало доступно не только профессионалам, программистам и ученым, а всем: от школьников до пенсионеров. В удобном формате чата. Почти на любом языке. А также с возможностью подключать такой доступ к ресурсам бизнеса, чтобы обучать своих AI-ассистентов.

Этот переворот показал нам, что современная жизнь без AI уже почти невозможна. А с программой можно общаться на своем родном (естественном) языке.

📌 AI – это эффективный инструмент не только для работы, но и для бытовой жизни.

За пару месяцев (2) ChatGPT воспользовались более 100 млн человек.

-16

Через несколько месяцев мировые гиганты достигли 100 млн пользователей.

📌 Ноябрь 2022 – выход передовой версии нейросети Midjourney

Американская компания была основана в 2016 году ученым и предпринимателем Дэвидом Хольцем. Основной продукт – создание уникальных изображений на основании текстового описания.

С 2022 года любой пользователь Интернета может создать уникальное изображение через эту нейросеть.

Midjourney стала бессменным лидером в сфере создания иллюстраций и остается им и по сей день. На сегодняшний день существует Midjourney версии 6, которая умеет делать фотореалистичные изображения, писать текст на фото и создавать персонажей.

Пример работы нейросети Midjourney в GPT4Telegrambot, промпт: /imagine пейзаж в реалистичном стиле
Пример работы нейросети Midjourney в GPT4Telegrambot, промпт: /imagine пейзаж в реалистичном стиле

📌 26 января 2023 года – создание компании GPT4Telegrambot

Один из первых Telegram-ботов агрегаторов с прямым доступом к самым популярным нейросетям, созданный небольшой командой (Павел Белов, Илья Шрейдер, Анна Веклич).

Первый миллион пользователей сервис @GPT4Telegrambot набрал за 1 месяц и 2 недели. На сегодняшний день ботом пользуется более 11 млн человек по всему миру.

-18

Также компания инвестирует в AI-стартапы, развивает медиа про нейросети, канал с самыми интересными новостями из мира AI @GPT4Telegram и курс «Нейрограмотность», где вы сейчас учитесь.

📌 Июль 2023 – выход самой передовой LLM GPT-4

Новая модель GPT-4 стала еще «умнее», она стала обучена на данных до декабря 2023 года. Перестала путать факты и стала рассуждать.

-19

На данный момент времени GPT-4 является самой передовой и популярной по использованию моделью LLM в мире.

В рамках курса «Нейрограмотность» у вас будет возможность протестировать данную нейросеть или перейти в @GPT4Telegrambot, чтобы подключить подписку и пользоваться ей регулярно.

📌 Январь 2024 года – бум AI и выход GPT Store

С момента создания модели GPT-3.5, а также GPT-4 и других нейросетей за последний год было создано более 12 000 сервисов на их основе. Только представьте, что каждый месяц появляется по 500-600 новых AI-продуктов.

На сайте-агрегаторе всех нейросетей можно увидеть тысячи анонсов новых решений для человека https://theresanaiforthat.com/ от AI-бармена до AI-гида или учителя математики, а также AI-дизайнера логотипов.

Нейросети стали повсюду, они решают многие рутинные и ранее казавшиеся сложными задачи. Улучшают качество фото, пишут бизнес-планы, делают презентации, создают музыку.

Но есть еще одно важное событие, о котором мы не можем не сказать.

Теперь такие сервисы на базе AI могут создавать не только программисты, но и обычные люди, непрофессионалы, просто описав задачу на своем родном языке. Это новый принцип создания а-ля «приложений» для AppStore, которые в своей основе работают на модели GPT-4.

-20

За месяц работы GPT Store https://openai.com/blog/chatgpt-plugins людьми было создано более 3 млн новых приложений GPTs. Это старт нового рынка, где человек напрямую общается с AI без посредников (программистов, инженеров и пр.) и создает новое!

Февраль 2024 – выход революционной нейросети для создания видео Sora

Пожалуй, это самое невероятное достижение в области нейросетей за последние полгода – нейросеть, которая создает минутное видео по вашему описанию. Без дизайнеров, программистов, художников и других «посредников». Только вы и творчество.

Результаты работы нейросети Sora.

Да, она пока недоступна пользователям и эту технологию могут применять сами разработчики из компании OpenAI, а также ограниченное количество художников, дизайнеров и режиссеров. Но уже очень скоро Sora станет доступна всем. Это революция в создании видео, мультиков, фильмов. Скоро каждый сможет создать свое произведение искусства, просто описав его словами.

Феноменальность также заключается в том, что помимо очень высокого качества изображения, можно создавать несуществующие объекты, новые миры и стили, а также делать ролики длительностью до 1 минуты. Ранее самое длинное сгенерированное видео длилось 5-6 секунд.

Отличная новая эпоха!

А о том, что нас ждет в ближайшем AI-будущем, читайте в следующем уроке. В нем мы расскажем, почему AI сейчас все еще «слабый», когда появится интеллект равный человеку и что такое супер AI. Спойлер – скорее всего все эти этапы произойдут при нашей жизни.

Словарь

📌 Первое определение AI – наука и технология создания интеллектуальных машин, в особенности – интеллектуальных компьютерных программ.

📌 GPT (Generative Pre-trained Transformer) – расшифровывается как «Трансформер, обученный на генерацию текста». Это один из самых популярных типов архитектур для создания нейросетей (архитектура значит принцип построения).

📌 AI-зима – периоды времени, когда интерес, инвестиции и ожидания в области искусственного интеллекта резко падают после предыдущих волн энтузиазма и оптимизма. Сокращается финансирование исследований, уменьшается количество публикаций и разработок, а также появляется пессимизм в отношении будущего ИИ.

📌 T9предиктивная (предугадывающая) система набора текстов для мобильных телефонов. Название T9 происходит от англ. Text on 9 Keys, то есть набор текста на 9 кнопках. При наборе текста система T9 пытается предугадать, какое слово пользователь пытается набрать, используя встроенный словарь.

Дополнительные материалы

  1. Фильм «Терминатор»: https://www.kinopoisk.ru/film/507/
  2. Платформа для поиска AI: https://theresanaiforthat.com/

Памятка по датам

  • 1921 год – в газете New York Times вышла статья «Поглотят ли машины человека?»
  • 1927 – выход в свет известной кинокартины «Метрополис»
  • 1938 год – изобретение первого компьютера
  • 1950 год – создание знаменитого теста на проверку AI от Алана Тьюринга
  • 1956 год – Дартмутская конференция (семинар)
  • 1956-1959 гг – рождение концепции AI
  • 1959 год – создание первой программы по игре в шашки, которая умела играть сама с собой и обучаться самостоятельно
  • 1963 год – создание первого робота «Shakey the Robot», способного самостоятельно перемещаться и принимать решения
  • 1966 год – создание первого чат-бота ELIZA, имитирующего диалог психотерапевта и пациента
  • 1969 год – появление Интернета
  • 29 октября 1969 года – первая передача данных между двумя компьютерами в рамках проекта ARPANET
  • 1970-е – 1980-е – «Зимы» для AI
  • 1984 год – выход первого фильма «Терминатор»
  • 1997 год – победа программы над человеком в шахматах
  • 1999 год – создание Т9
  • 2012 год – нейросеть AlexNet установила новый рекорд в распознавании изображений
  • 2015 год – создание компании OpenAI
  • 2016 год – AlphaGo победила в игру Го
  • 2017 год – создание трансформера GPT
  • 2018 год – появление первой версии GPT-1 от компании Open AI
  • 2019 год – появление GPT-2
  • 2020 год – рождение GPT-3
  • 2022 год – создание GPT-3.5
  • Ноябрь 2022 года – открытие ChatGPT для всех людей
  • Ноябрь 2022 года – выход передовой версии нейросети Midjourney
  • 26 января 2023 года – создание компании GPT4Telegrambot
  • Июль 2023 года – выход самой передовой LLM GPT-4
  • Январь 2024 года – бум AI и выход GPT Store
  • Февраль 2024 года – выход революционной нейросети для создания видео Sora


Задание

Пожалуйста, не забудьте выполнить легкое проверочное задание на закрепление полученного материала, а также поставить оценку этому уроку. Все это можно сделать в образовательном боте «Нейрограмотность».