В конце шестидесятых и начале семидесятых в Великобритании стала модной так называемая «нечестивая троица» — Led Zeppelin, Black Sabbath и Deep Purple. Чем можно объяснить такую популярность этих коллективов?
Вокалист Deep Purple Иэн Гиллан ответил на этот вопрос в интервью изданию The Sun:
«Мы все были чокнутыми, вот почему! Я слушал американские группы и думал: "Боже мой, они так хорошо играют, всё просто идеально". А британские группы просто сходили с ума. Мы выходили на сцену и творили всякую дичь».
Deep Purple — последние представители «большой тройки», которые до сих пор выступают на стадионах и продолжают выпускать новую музыку.
В настоящее время группа отправилась в мировое турне по Европе, США и Южной Америке, а в ноябре у неё запланированы концерты в Великобритании. Кроме того, музыканты выпустили свой 23-й студийный альбом под названием "=1".
В настоящее время в состав группы входят Гиллан, Иэн Пейс (барабаны), Роджер Гловер (бас), Дон Эйри (клавишные) и недавно принятый в ряды коллектива Саймон Макбрайд (гитара), который сменил Стива Морса.
Гиллан, Пейс и Гловер приняли участие в работе над альбомами "Deep Purple In Rock" (1970) и "Machine Head" (1972), они также участвовали в записи самых известных песен группы — "Smoke On The Water", "Child In Time", "Black Night" и "Strange Kind Of Woman".
78-летний Гиллан выразил свои мысли о Led Zeppelin, Black Sabbath и Deep Purple:
«Как и "с*кс, наркотики и рок-н-ролл", "нечестивая троица" была создана исключительно нашими хорошими друзьями — музыкальными журналистами.
Мы знали их, пили с ними, и они выразили словами нечто самобытное и узнаваемое».
Гиллан отдаёт дань уважения Black Sabbath с вокалистом Оззи Осборном и гитаристом Тони Айомми.
С конца 1982 по начало 1984 года Иэн был вокалистом Black Sabbath, заменив Ронни Джеймса Дио.
Он сказал:
«В какой-то степени Black Sabbath были важнее остальных, потому что без неё не было бы ни Сиэтла (гранж-сцены), ни тяжёлого металла.
То, что Тони сочинял в ранние дни, было просто потрясающе. Это было очень мощно.
Эти три группы сделали то, чего никогда не было раньше. Они воплотили в жизнь всё то, что копилось в течение предыдущих десяти лет».
Он признаёт влияние Джима Маршалла, известного как "Lord Of The Loud", который создал гитарные усилители, чтобы группы могли выкручивать громкость на одиннадцать.
Он также упомянул о силе портативного транзисторного радио, которое дало молодым людям возможность слушать музыку, которая им нравится:
«Семейное радио висело на стене и управлялось родителями, но внезапно у нас появилась одна маленькая штучка, которую можно было положить в карман и взять с собой в парк или на пляж.
Поэтому не родители решали, что вы должны слушать Фрэнка Синатру, а ВЫ думали, что можете слушать Литтл Ричарда. Это оказало влияние на детей с буйным воображением».
Одним из таких детей был сам Гиллан, которому суждено было стать рок-н-ролльщиком. Он рассказал о своём пути в Deep Purple:
«Я вырос в музыкальной семье. Мой дедушка пел в опере, мой дядя был джазовым пианистом, а я был мальчиком-сопрано в церковном хоре.
Когда я услышал, как Элвис поёт "Heartbreak Hotel", всё изменилось. Я участвовал в блюзовых группах, а потом попал в поп-группу под названием Episode Six.
У нас было где-то 12 синглов. Мы были очень хороши, в инструментальном плане не особо сильны, но адекватны, а потом я оказался в Deep Purple».
Гиллан уже работал с Гловером, когда им предложили присоединиться к классическому составу, в который вошли Пейс, Ричи Блэкмор (гитара) и Джон Лорд (клавишные).
«Я начал сочинять вместе с Роджером, так что когда мы присоединились к Deep Purple в августе 1969-го, мы были не только певцом и басистом, но и авторами песен.
Всё встало на свои места — это было сродни счастливой случайности».
Первым большим достижением состава стал альбом "Deep Purple In Rock".
«Он закрепил успех группы. В этом альбоме не было ничего искусственного. Он был абсолютно органичным.
Я помню радость в репетиционных комнатах в Southall Community Centre — оттуда нас было за уши не оттащить.
Песни сочинялись каждые десять минут, а потом выбрасывались. Некоторые пробовались на сцене и забывались на следующий день.
"Child In Time" была написана за десять минут — просто невероятно».
Гиллан заявил, что «Deep Purple очень повезло в первые дни».
«На Джона, Ричи и Иэна, а также на меня повлияла разная музыка — от оркестровых композиций до биг-бэнда, свинга, блюза и соула. Это заложило основу для будущего, это помогло нам пережить несколько тяжёлых моментов, но в основном всё было замечательно».
Иэн поведал о композиции "Black Night", которая летом 1970 года заняла 2-е место в британском чарте синглов:
«Всё получилось естественным образом. За один день мы сочинили и записали инструментальную часть. Но у нас не было текста, и мы решили пойти в паб и подумать (и выпить, я полагаю).
Мы вернулись через несколько часов с текстом, нацарапанным на пивных подставках, и записали вокал.
Название было взято из песни Артура Александера (американского кантри-соул-певца), но на самом деле это полная белиберда!»
Третий альбом с участием Гиллана и Гловера под названием "Machine Head" вышедший в 1972 году, некоторые критики считают пиком Deep Purple, но вы можете, конечно, с этим не согласиться.
Кстати, какой альбом Deep Purple вы считаете лучшим? Напишите об этом в комментариях.
Певец согласен с этим, но говорит, что все альбомы группы, в создании которых он принимал участие, для него как дети:
«Не все они великие, но я люблю их все. Факты свидетельствуют о том, что альбом "Machine Head" был сродни катализатору, определившему наше будущее».
Гиллан рассказал о песне "Smoke On The Water", которая стала фирменной композицией Deep Purple:
«Нам нужно было ещё шесть минут материала для завершения альбома, а хронометража не хватало. У нас была эта импровизация, и мы быстро набросали текст, который был биографическим рассказом о создании "Machine Head", и это было то, что нужно. Это очень простая песня с отличным риффом».
Для Deep Purple это была просто ещё одна песня, а потом произошло нечто неожиданное.
«Через много месяцев после выхода альбома, во время американского турне, к нам на концерт пришёл парень по имени Расс Шоу из Warner Bro. и увидел реакцию аудитории на "Smoke". Он пытался выяснить, почему мы не выпустили её в виде сингла.
Она длилась шесть минут, поэтому ни одна радиостанция не стала бы ее крутить. Мы сократили её до 3 минут 54 секунд и выпустили через несколько дней. В то время она стала самой прослушиваемой песней в мире.
Она застревает в сознании. Очень простая песня, очень цепляющая, отличный рифф».
После "Machine Head" Гиллан остался с Deep Purple. Группа выпустила двойной концертный альбом "Made In Japan" и студийную работу "Who Do We Think We Are", а в 1973 году Иэн ушёл.
Он выступал с сольными коллективами Ian Gillan Band и Gillan, а также успел посотрудничать с Black Sabbath перед возвращением в Deep Purple в 1984 году.
Особые слова благодарности Иэн адресует двум другим участникам группы, которые продержались в ней долгое время, — Пейсу и Гловеру:
«О, эти парни! Без них у нас не было бы ритм-секции, а без ритм-секции все соло ничего не значат.
Иэн Пейс рос в музыкальной семье, как и я. И он был опорой группы с самого начала её существования. Он отец-основатель группы, а Джона (Лорда) уже нет с нами, и Пейс единственный рок-барабанщик из всех, кого я знаю, который зажигает.
Это благодаря той музыке, которая повлияла на него в детстве.
Я исполнял "Smoke On The Water" с барабанщиками из мира тяжёлого металла и очень известными барабанщиками, и ни один из них не сыграл её правильно.
Они все долбили по барабанной установке. Иэн позволяет музыке делать своё дело. Он музыкант до мозга костей, и он, пожалуй, самый важный участник группы».
Гиллан сказал несколько слов о Роджере Гловере:
«Роджер Гловер, можно сказать, был моим наставником, потому что он начал сочинять раньше меня. Мы проводили дни, недели и месяцы, упражняясь в сочинении песен, изучая ударное значение согласных, узнавая, какие гласные звуки следует использовать на высокой ноте».
Гиллан говорит, что образ жизни рок-звезды был лишь мечтой, когда они встретились:
«Мы были на мели. У нас не было нормальной одежды.
И когда мы присоединились к Deep Purple, мы не могли одновременно пойти на вечеринку, потому что у нас были всего одни брюки, одна презентабельная рубашка и буквально кусок верёвки для ремня.
У Роджера не было ботинок, а у моих были дырки в подошве».
Гиллан благодарен, что Пейс и Гловер по-прежнему рядом с ним:
«Они — самая органичная ритм-секция».
Это подводит нас к новому альбому "=1", наполненному духом семидесятых. Странное название требует вдумчивого объяснения. Гиллан сказал:
«Я начал рисовать уравнение в своей книге Google, которое я усложнил настолько, насколько позволяла моя простая математика, но оно всё равно было довольно впечатляющим.
Слева были сложные формулы, а справа — только единица, чего я и хотел добиться.
Единица символизирует простоту, и я подумал, что такие маленькие упражнения помогают мне оставаться в здравом уме.
Внезапно меня осенило, что это будет отличным тотемом для всей пластинки.
Свободная концептуальная идея, которая связывает всё вместе, — это простота».
Среди песен выделяется "Lazy Sod", у которой есть предыстория:
«Она появилась из-за того, что 17 лет назад я переехал в Португалию и поджёг свой дом. Я бросил в огонь полено, и в следующее мгновение комната наполнилась дымом.
В дымоходе было птичье гнездо, за годы накопилось много смолы и всего остального, вот и полыхнуло.
Мне снился этот огонь — он остался в памяти».
По поводу песни "Portable Door" он сказал:
«Идея переносной двери родилась у меня в голове ещё в школе. Это очень удобно. Я могу приходить и уходить по своему желанию, как будто становлюсь невидимым!»
Гиллан рассказал об "Old-Fangled Thing", которая, по сути, является «песней о карандаше», изобретении, которое символизирует «рождение цивилизации».
Он также упомянул "No Money To Burn":
«Я обожаю этот рифф. В нём есть этот маленький дерзкий интервал в конце каждой строки».