Найти тему

Полководец и гладиатор Максимус. Реальный прототип – юрист, полководец, автор трудов по военному искусству, сенатор Таррутений Патерн

Рассел Кроу в роли полководца и гладиатора Максимуса в фильме «Гладиатор». Фотографии из открытых источников.
Рассел Кроу в роли полководца и гладиатора Максимуса в фильме «Гладиатор». Фотографии из открытых источников.

Здравствуйте Уважаемые читатели!

Во многих художественных исторических произведениях, фильмах, спектаклях и т.п. главными героями являются яркие персонажи, которые в реальности не существовали, но они живут и творят в круговороте реально происходящих исторических событий, их эмоции, переживания отражают реальную картину тех событий. Этот художественный приём давным-давно используется писателями режиссёрами, сценаристами, чтобы описать события более красочно, реалистично.

Однако данные выдуманные герои не берутся из «ниоткуда», у них имеется реальный прототип, либо этот образ является собирательным, взятым сразу с нескольких участников прошедших событий.

Режиссёр знаменитого «оскароносного» фильма «Гладиатор» Ридли Скотт и исполнитель главной роли Рассел Кроу заявили, что их «вдохновителем» на создание образа главного героя фильма - полководца, а затем гладиатора Максимуса Децима Меридия стал личный друг императора Аврелия чиновник и военачальник Марк Ноний Макрин. Хотя лично для меня этот «вдохновитель» оказался весьма странным, ибо на перечисленном выше все сюжетные параллели и заканчиваются. Марк Ноний Макрин прошёл блестящий путь по карьерной лестнице, участвовал в войнах в том числе и с германцами, но в реальности его не то, чтобы никто в рабство не продавал, он даже не был казнён или арестован, а умер своей смертью богатым и уважаемым человеком в возрасте 70 лет в личной роскошной вилле, был похоронен в родовом склепе, который в 2012 г. был обнаружен археологами. Более того, он и не участвовал в последней Маркоманской войне, о которой идёт речь в фильме. Согласитесь, весьма странный «вдохновитель», ничуть не умаляя заслуги этого политического и военного деятеля Римской империи II века.

Почему именно он? Мы вряд ли сможем ответить на этот вопрос, до «голливудских звёзд» нам не дотянуться и не спросить их об этом. Но я задался вопросом: «Был у Максимуса реальный прототип, судьба которого была бы хоть немного похожей на киногероя этого фильма?". И в процессе изучения исторической литературы по военной истории Римской империи II века, я нашёл такого человека.

Мы не будем здесь разбирать игру актёров или киноляпы «Гладиатора», это сделали уже давным-давно, наверное, десятки, критиков, экспертов, аналитиков и прочих профессионалов, а просто узнаем, как сложилась судьба реального прототипа главного героя знаменитого фильма.

Ричард Харрис в роли императора Марка Аврелия в фильме «Гладиатор» и сам император в изображении римских скульпторов. Фотографии из открытых источников.
Ричард Харрис в роли императора Марка Аврелия в фильме «Гладиатор» и сам император в изображении римских скульпторов. Фотографии из открытых источников.

Среди полководцев последнего из «пяти хороших императоров» Марка Аврелия Антонина (годы правления 161 – 180), таких как Тиберий Клавдий Помпеян, Гай Ауфидий Викторин, Гай Брутий Презент, Луций Сптилий Фланк наиболее значимый и приближённый к императору был его секретарь по личной переписке Публий Таррутений Патерн (лат.: Publius Tarrutenius Paternus). Пусть вас не смущает его должность, в те времена, функционал секретаря совершенно отличался от нынешнего. Это даже не адъютант, а фактически, ближайший советник, чиновник посвящённый во все самые важные государственные и военные дела, тот кому император доверяет безгранично.

О ранних годах Патерна и его родителях, практически, ничего не известно. Впервые имя Таррутения упоминается во время Первой Маркоманской войны (168-176 гг.), когда войска Марка Аврелия отражали натиск германских племён. Известно, что он происходил из знатного рода римских всадников (более подробно об этом сословии по ссылке: https://dzen.ru/a/X9AoLpYOfDLxvyS2), получил блестящее образование в юриспруденции и решил сделать себе карьеру в армии. Война – дело смертельно опасное, но в случае удачи – отличный способ подняться по карьерной лестнице. По всей вероятности, отличившись в боях с германскими племенами как офицер или командир одного из римских воинских подразделений, он сумел обратить на себя внимание самого императора, а может быть сыграли роль и семейные связи. Но не будем гадать, так или иначе он стал «ab epistulis Latinis» т.е. личным секретарём Марка Аврелия по латинской переписке, «особой наиболее приближённой к императору».

В 172 г. Марк Аврелий решил привлечь к союзу против маркоманов племя котинов (одно из кельтских народностей), тем более что они сами это предложили и просили прислать к ним римского полководца или представителя императора. Незадолго до этого они были побеждены римлянами и видимо, приняли на себя какие-то обязательства.

Древние кельты. Фото из открытых источников.
Древние кельты. Фото из открытых источников.

Для переговоров был послан личный представитель императора Таррутений Патерн. Но, в отличии от Климента в Дании, у других помощников Марка Аврелия работа с племенами шла совсем не так хорошо. Патерн отправился к котинам и что-то пошло не так. Котины не только не совершили поход с римлянами, но и к самому Патерну относились крайне плохо, чем впоследствии и обрекли себя на гибель.

Может быть, котины поняли, что Патерн никакой не полководец, почему и обиделись на римлян, но скорее что-то у котинов произошло внутри племени. Может победила противная Риму партия, а может «нажали» соседние племена, но котины резко сменили курс предпочтя новую войну с Римом. Несмотря на неудачу миссии, Таррутений Патерн не потерял доверие императора, а наоборот, пошёл на повышение и в 178 г. был назначен префектом претория (командующий преторианской гвардией). Находясь на высших должностях Патерн не теряет времени даром, много трудится, пишет работы по римскому праву и военному делу. К сожалению, его сочинения до нас не дошли, но его труды часто упоминаются в различных источниках, даже в более поздних они берутся как образец военного искусства (например, Диггесты Юстиниана. Книга 49-я. Таррутений Патерн во 2-й книге «О военном деле»).

В 177 г. начинается 2-я Маркоманская война. По дунайским границам Рима поднимают восстание племена квади, а затем и маркоманы (древнегерманские племена).

На карте обозначены 1-я и 2-я Маркоманские войны. Цифрой 1 обозначена решающая победа римских войск во главе с Таррутением Патерном над маркоманами; цифрой 2 – поход против котинов. Карта взята из открытых источников и дополнена.
На карте обозначены 1-я и 2-я Маркоманские войны. Цифрой 1 обозначена решающая победа римских войск во главе с Таррутением Патерном над маркоманами; цифрой 2 – поход против котинов. Карта взята из открытых источников и дополнена.

В августе 178 г. Марк Аврелий начинает военный поход против восставших племён. Теперь уже Патерн является полноценным командующим одной из армий, которая весной 179 г., по всей вероятности, прошла через земли языгов и буров и ударила во фланг квадам, но это чистое предположение. По большему счёту это ничего не давало римлянам. А вот старые маршруты по долинам Вага, Житавы, Нитры и Грона были уже отработаны. Скорее всего там римляне и наступали. Как бы то не было, состоялась решающая битва, продолжавшаяся целый день и Таррутений одержал в ней блестящую победу. Скорее всего именно эта битва и показана в фильме, ибо после неё по сюжету война заканчивается, ну а в реальной истории крупномасштабных боевых действий (сражений) не ведётся.

«Скорее всего именно эта битва и показана в фильме». Фото из открытых источников.
«Скорее всего именно эта битва и показана в фильме». Фото из открытых источников.

Возможно, тогда же по долине Грона римские войска проникли в самое сердце земель котинов. Ниже современной Банско-Бистры у города Лисковец на р.Слатине археологи обнаружили оборонительный вал котинов, построенный против римлян. Таррутений Патерн отомстил котинам, когда-то оскорбившим его и императора. Он устроил им серьёзную бойню. Не в силах сопротивляться котины решили бросить дано обжитые места и уйти на север, что и сделали. Княжество котинов перестало существовать, а его земли заняли квадры.

2-я Маркоманская война, собственно, на этом и закончилась. Варвары были разбиты, римские гарнизоны вернулись на их земли.

Кадр из фильма. «Римские воины приветствуют своего полководца Максимуса и императора Марка Аврелия». Фото из открытых источников.
Кадр из фильма. «Римские воины приветствуют своего полководца Максимуса и императора Марка Аврелия». Фото из открытых источников.

Согласно версии фильма Марк Аврелий в приватном разговоре с Максимусом, чувствуя, что умирает, настойчиво упрашивал его взять бразды правления Римской империей в свои руки вернув республиканскую форму правления. Своему сыну Коммоду он власть передавать не желал, видя его дурные наклонности. В результате Коммод, действует на опережение убивая своего отца, до того, как он успевает сделать какие-либо официальные распоряжения, а Максимус догадываясь о реальной смерти императора не желая служить новому императору, лишается должности, теряет семью, свободу ну и т.д., не будем здесь переписывать сюжет фильма, который все, наверняка, смотрели.

На самом деле ничего подобного в истории не происходило. Кстати, в фильме показано, что Коммод прибыл к отцу со своей старшей сестрой Луциллой, почти к самому концу войны, что тоже является вымыслом. Коммод был в походе вместе с отцом с самого начала войны, а Луцилла оставалась всё это время в Риме. Судьба Луциллы сложилась гораздо печальнее, чем это показано в фильме, но об этом позже.

Ещё в 176 г. Марк Аврелий назначил своего сына соправителем, следовательно никаких мыслей о возвращении Рима к временам республики у него не возникало.

Сын был полной противоположностью отцу. Распущенный, вялый и легкомысленный он только и мечтал о том, как бы быстрее кончить войну и вернуться в Рим. Коммод не обладал ни чувством долга, ни волей, ни трудолюбием, зато отличался непомерной подозрительностью и свирепой жестокостью, не уступая в этом отношении самым дурным из предшествующих императоров (черты его характера в фильме переданы довольно точно). Характер и склонности сына, его неспособность стать хорошим правителем не были тайной для Марка Аврелия. Сделав его наследником своей власти, он, возможно допустил самую тяжёлую по своим последствиям ошибку. Но поступить таким образом Марка Аврелия заставили не только родственные чувства и мягкий характер. Он понимал, что лишение Коммода права на власть и назначение другого наследника могла привести к гражданской войне в государстве. Император всё же надеялся, что его старые соратники смогут в нужном направлении влиять на юного наследника.

Марк Аврелий умер своей смертью от чумы (по другим данным от язвы) в 180 г., Коммоду было только 19 лет. Война продолжалась ещё несколько месяцев носив локальный характер небольших стычек, но затем новый император заключил с маркоманоми и квадрами мир на выгодных для Рима условиях, хотя незадолго до своей смерти Марк Аврелий уговаривал его продолжить войну, добить ослабленных маркоманов, чтобы избежать угрозу римским границам в будущем.

Первый год правления Коммода империя шла по пути начертанным Марком Аврелием лишь по инерции, да и то благодаря талантливым кадрам на местах сформированными его отцом.

Хоакин Феникс в роли императора Луция Элия Аврелия Коммода в фильме «Гладиатор» и сам император в изображении римских скульпторов. Фотографии из открытых источников.
Хоакин Феникс в роли императора Луция Элия Аврелия Коммода в фильме «Гладиатор» и сам император в изображении римских скульпторов. Фотографии из открытых источников.

Вернувшись в Рим в том же 180 г. Коммод с головой, погрузился в столичные удовольствия, предоставив управление государством своим любимцам, среди которых выделялся начальник личной охраны императора Секста Переннис. Опале подверглись многие соратники Марка Авреллия как в высшем чиновничье-государственном аппарате, так и в армии.

Современникам казалось, что в лице Коммода воскресли худшие представители дома Юлиев – Клавдиев: Калигула и Нерон. Коммод обожал спорт и гладиаторские состязания, причём не ограничивался только ролью зрителя. Одетый в львиную шкуру с палицей в руке, он разыгрывал из себя Геркулеса, избивая на арене цирка беззащитных людей (христиан), рабов и зверей. Империя покрылась статуями Геркулеса – Коммода, а в Риме была учреждена коллегия жрецов для служения новому богу.

Отстранение от управления опытных честных людей, некомпетентность, лень и безудержные увлечения самого Коммода и его свиты, очень быстро стали разрушать систему управления Империей. Всё это вызывало недовольство среди аристократии, высшего чиновничества, ряда сенаторов и офицерства. Большая группа сплотилась вокруг Луциллы. Она считала себя твёрдой последовательницей принципов отца и гнусность поведения Коммода её крайне возмущала. К заговору примкнула даже его жена Криспина (в фильме он не женат).

Конни Нильсен в роли Луциллы в фильме «Гладиатор», и сама Анния Аврелия Галерия Луцилла в изображении римских скульпторов. Фотографии из открытых источников.
Конни Нильсен в роли Луциллы в фильме «Гладиатор», и сама Анния Аврелия Галерия Луцилла в изображении римских скульпторов. Фотографии из открытых источников.

После провала покушения на Коммода, которое пытался осуществить его бывший сторонник Клавдий Квинтиан, заговор был раскрыт, все причастные к нему были арестованы и впоследствии казнены. Луцилла с детьми и Криспина были сосланы на остров Капрея, где через некоторое время были убиты. Подозрительность Коммода к «кадрам» своего отца ещё более усилилась.

Точно не известно причастен ли был Патерн к этому заговору, есть разные версии, известно только то, что с Луциллой он был достаточно близок, возможно даже, их отношения носили дружественный характер (как впрочем, и в фильме, где Максимус, уже будучи рабом-гладиатором, вместе с Луциллой и некоторыми сенаторами, участвует в неудачном заговоре против Коммода). Но в любом случае, вина его не была доказана и смерти он избежал. Более того, он даже был повышен до сенатора.

Однако, не всё было так просто, над ним, верным соратником Марка Аврелия уже «сгущались тучи». Получив гражданскую должность сенатора, он уже не мог контролировать войска, следовательно, лишился «силовой» поддержки. Видно, на это и рассчитывал Коммод назначая его сенатором, подстрекаемый Переннисом, который видел в популярном среди преторианцев и армейцев Патерне, конкурента, а может и завидовал ему. После странного убийства преторианцами ближайшего друга императора – вольноотпущенника Саотера, против Таррутения Патерна было выдвинуто ряд обвинений в заговоре против императора, он был арестован и казнён в 183 году вместе с двумя своими ближайшими сторонниками. О судьбе его дочери и жены ничего не известно.

Коммод правил ещё 9 лет и закончил весьма печально, повторив участь таких же безумных императоров как Калигула и Нерон, но это уже совсем другая история.