!в статье очень много иллюстраций.
Цвет - одна из моих любимых тем. Почему-то на многих курсах по рекламе с лёгкостью всем цветам лепят "штамп". Вот этот цвет - вызывает аппетит, вот этот ассоциируется с роскошью. А вот в этом цвете оформите витрину и сразу начнут покупать - все и за дорого. Если все было так просто...
Я попытаюсь показать почему цвет - это сложное существо, с которым не так просто договориться. И если ваш дизайн (отнюдь не важно чего) выглядит как-то не очень, то определенно часть вины лежит именно на пробелах в теории цвета и умении его использовать.
И в этой статье речь пойдет о бордовом цвете. Он был популярен в викторианскую эпоху в моде и дизайне интерьера и продолжает использоваться сегодня.
Считается, что Бордовый — глубокий и мощный цвет, вызывающий сильные эмоции. Он может символизировать богатство и процветание, а также жертвенность и искупление. В дизайне он передает роскошь и изысканность, а ее смелость может представлять силу и авторитет в бизнесе.
Круто же, да? Плюс, если посмотреть вот такие цветовые схемы, то они сразу будоражат душу:
И роскошь, и изысканность и авторитет. Получается нарисуем логотим бордовым и пошли богатеть? Но - увы.
Давайте сначала вспомним с чем вообще ассоциируется бордовый цвет?
Пледы католических школьниц. Несокрушимые гостиничные ковры. Миллион университетских эмблем (вспомним тот же Харвардь). Где бы вы ни обнаружили унылую бюрократию, делающую слабые поползновения на респектабельность, снова и снова появляется одна и та же цветовая палитра. А ещё мясо, мясные лавки и колбасы часто используют этот цвет как ни крути. Можно даже подумать, что если действительно этот цвет встречается в религиозной жизни, университетах, дорогих отелях, то наверное это имеет какие-то корни.
Может даже исторические.
Я прочитала достаточно исследований по теории цвета, чтобы говорить, что в истории цвета нет никаких однозначных выводов. Может потому что серьезным историкам цвет не интересен, может потому что чисто археологически сложно многое подтвердить. Более того если смотреть художественные тексты, то там в принципе трудности перевода появляются. И не совсем ясно выходит - были ли греки дальтониками или это у нас проблемы с древнегреческими языками.
Так что возращаясь к бордовому, спойлер - тут тоже все неоднозначно. Однозначно можно только назвать дату появления цвета в соответствии с бургундским вином и все. А дальше - всякое.
В христианстве например бордовый цвет имеет значение и символизм крови Христа, благородства, королевской власти. Я приведу несколько стихов.
«…кровь Иисуса, Сына Его, очищает нас от всякого греха»
1 Иоанна 1:7
«Потому что душа тела в крови, и Я назначил ее для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (
Левит 17:11 ).
«И возложили на Него багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него. И начали кричать Ему: радуйся, Царь Иудейский!»
Марка 15:17-18
В буддизме вообще очень много теорий о появлении одежды бордового цвета. Например религия Бон, древняя тибетская религия, верит, что вселенная состоит из трех сфер: Бога, Человечества и Духа. Чтобы защитить себя от преследований призраков или злых духов, тибетцы наносили на лицо красное минеральное вещество.
В Бирме монахи бордовые одежды стали носить только последние 70 лет.
Что касается бордовых, пурпурных или красных мантий, отороченных мехом: римские императоры использовали тоги, окрашенные в редкий пурпурный цвет, полученный из особой улитки, обитающей в Средиземноморье. Nucella lapillus (собачья моллюск) — это вид брюхоногих моллюсков семейства улиток Murex. Внутри улитки находится вещество, которое становится темно-фиолетовым при воздействии кислорода воздуха. Очевидно, что нужно много улиток, чтобы извлечь достаточно красителя для тоги или мантии.
А у нас в человеческом сообществе - все что редко, то дорого. Потому что редко и могут получить только избранные. В конце концов, был введен запрет - только император и его семья могли носить пурпурный цвет. Раньше существовала поговорка: родился в пурпуре, умер в пурпуре. Главное, чтобы ты умер императором.
Позже от пурпура отошли и все чаще на картинах можно увидеть красные мантии, но насколько они там были красные и их оттенки безусловно сейчас судить сложно. Но цвет стал распространяться и на элиту. Вот несколько примеров.
Но то, что мантии были только красных тонов - это конечно заблуждение. В разных странах цвета менялись, а богатство показывали иными методами - расшивали драгоценными камнями и шкурками горностая.
Допустим мантии королей Швеции сделаны из синего бархата, украшенного тремя золотыми коронами.
Если смотреть опросы и всякого рода психологические исследования, то бордовый цвет (как и многие красные оттенки) чаще всего ассоциируется со следующим:
Получается, что и исторически и чисто ассоциативно бордовый цвет не даёт того самого сообщения о власти, благородстве и величии.
А что даёт? Давайте обратимся к истокам, т.е. к природе и посмотрим следующие картинки.
Благородно, мощно и все такое. Прям как надо. И везде есть бордовый. Но дело ли только в нем? Конечно нет.
Если внимательно смотреть, то психологичность бордового цвета зависима ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО от комплиментарных цветов, т.е. его окружения. Для того, чтобы передать через цвет нужный сигнал в мозг вашего клиента вам обязательно нужно учитывать окружение.
И для наглядности вывода посмотрите на эти примеры дизайна, и подумайте какие ассоциации они у вас вызывают.
Одинаковые ли?
Если вам понравилась статья, то подписывайтесь.
А если не понравилась, то пишите комментарии!
#дизайн
#графическийдизайн
#дизайнрекламы
#бордовыйцвет