Дошкольный возраст — идеальное время для развития связной речи.
⠀
Это речь, в которой ребёнок использует не только существительные и глаголы, а описывает признаки предметов и состояний с помощью наречий, прилагательных. При этом мысль раскрывает в нескольких предложениях, связанных между собой по смыслу.
⠀
Самое приятное, что научить этому ребенка не так уж и сложно — достаточно читать сказки по возрасту и вместе их пересказывать. Правда, делать это надо по определенному принципу:
⠀
1️⃣ Настроить ребёнка на чтение: посмотреть картинки, предположить, о чем книга.
⠀
2️⃣ Выразительно прочитать сказку, проигрывая эмоции.
⠀
3️⃣ Задать 4–5 вопросов по сказке в целом, не вникая в детали.
⠀
4️⃣ Ещё раз прочитать сказку, но дать ребёнку установку запомнить как можно больше деталей.
⠀
5️⃣ Попросить пересказать сказку. Если небольшая, на пару страниц, то целиком. Большую лучше пересказывать частями, так ребёнок запомнит содержание.
⠀
6️⃣ Пересмотреть картинки ещё раз.
⠀
7️⃣ Проиграть сказку в ролях, сыграть в игры по сюжету сказки.
⠀
Вопросы, которые задаете ребёнку по тексту, должны идти по логике повествования. Уточняйте, что связывает персонажей друг с другом, как они относятся друг к другу. По ходу пересказа можно задавать уточняющие вопросы, чтобы ребёнок дополнил свой рассказ деталями. Финальные вопросы помогают проанализировать сказку.
⠀
Польза такого чтения с пересказом:
⠀
🍃 ребёнок расширяет словарный запас
🍃 развивает устную речь
🍃 учится выстраивать диалог и монолог
🍃 насыщает речь эмоциональными словами, делает ее образной
⠀
А как у ваших детей обстоят дела со связной речью?