Найти в Дзене
Alterlit Creative Group™

Рецензия на фильм «Южный Парк: Конец ожирения» / South Park: The End Of Obesity

Марафон заслуженно считается одним из наиболее опасных видов спорта, поскольку далеко не каждый организм способен выдержать одновременно длительную и крайне интенсивную нагрузку. Аналогичные законы действуют и в области массовой культуры — большинство шоу в какой-то момент не выдерживают и сходят с дистанции, причём зачастую с фатальным исходом. Сериал «Южный парк», недавно отпраздновавший свое 27-летие, несколько раз пугал своих поклонников резкой сменой формата и слухами о скором закрытии, но каждый раз, оступившись, упорно продолжал двигаться вперёд.

год: 2024 режиссёр: Трей Паркер в ролях: Трей Паркер и Мэтт Стоун

Фитнес-привет зрителям!

Секрет успешного выживания шоу заключался в понимании необходимости эволюционных изменений и постоянного роста, а также пристальном внимании авторов к общественным процессам. Вселенная «Южного Парка» постепенно расширялась, обрастала играми, полнометражными фильмами и мета-элементами, но никогда не забывала напоминать аудитории о своей актуальности, и я рад констатировать, что очередной «спешл», посвящённый крайне важной для американцев теме массового ожирения, задуман и исполнен в лучших традициях серии.

-2

Как известно поклонникам творчества отечественных юмористов, американцы поголовно не только невообразимо тупые, но ещё и очень жирные. Причины такого положения вещей либо покрыты мраком тайны, либо о них просто не принято говорить в приличном обществе, но факты говорят сами за себя — несмотря ни на какие экономические кризисы и рост цен на бензин, самым популярным автомобилем в США недаром уже полвека остаётся пикап Ford серии F, грузоподъёмностью около тонны. В общем, так бы янки и мучались, через силу запихивая в рот очередной бургер, но тут в их жизни появилось замечательное семейство химических веществ под названием семаглутиды. Пара уколов в неделю чудесным образом не только заставляли замолчать вечно требующий новой порции мусорной пищи желудок, но даже немного стимулировали метаболизм. Но у всего в этом мире есть своя цена, и в данном случае побочные эффекты чудо-лекарств оказались не только медицинскими, но и социальными.

Центральной темой «Конца ожирения» стало желание самого полного жителя Южного Парка — Эрика Картмана — радикально и быстро похудеть. Впрочем, зная характер Картмана, его мотивация предсказуемо является весьма своеобразной — на собственное здоровье человеку наплевать, а сбросить вес он хочет исключительно для того, чтобы его оппоненты в интеллектуальных дискуссиях в качестве финального аргумента не могли назвать Картмана жиробасом. Однако на пути героя появляется неожиданная проблема: месячный курс наиболее популярного семаглутида стоит несколько тысяч долларов, и мама Картмана не может позволить себе такие расходы. Но верные друзья Эрика, не зная его истинных намерений, решают спасти здоровье товарища, сами организовать лабораторию и варить синтетическую отраву — если у Гейзенберга получилось, чем они хуже?

Тем временем дежурный клоун франшизы Рэнди Марш, прослышав о новом препарате, решает испробовать актуальный запретный плод, и связывается с опасной компанией помешанных на фитнесе домохозяек, использующих семаглутиды для поддержания идеальной фигуры, и готовых на всё, чтобы получить очередную дозу «Оземпика». Но ни Рэнди, ни пацаны пока не знают о нависшей над ними смертельной угрозе, исходящей от некой таинственной организации, заинтересованной в том, чтобы ожирение американцев и дальше было нормой. И первое, о чём позаботятся новые враги фитнеса это то, чтобы Кенни, уж простите за спойлер, непременно умер.

-3

В последнее время многие фанаты со стажем регулярно критикуют «Южный Парк» — мол, авторы уже не те, и их работы больше не вызывают приступы истерического смеха каждые пять минут просмотра. Несомненно, авторы, равно как и река жизни с её подводными течениями и берегами, стали другими, но это абсолютно закономерный процесс. Если лет десять назад некое социальное безумство казалось идеальной юмористической гиперболой, то теперь оно стало скучноватой данностью. Как в своё время блистательно заметил Пелевин: «какой же это анекдот — это жизнь». Тем не менее, Паркер и Стоун не унывают и до сих пор умудряются весело и просто рассуждать о сложных вещах.

В данном случае анализу и одновременному высмеиванию подверглась тема соблазна и человеческой слабости. Проблема массового ожирения является довольно новым феноменом, и хотя ей нет и полувека, она вполне обоснованно вызывает сильнейшие эмоции публики. Казалось бы, всё очевидно — если хочешь удержать фигуру в рамках приличий, надо больше двигаться, меньше жрать, и, что самое важное — не слушать окружающих тебя трендовых идиотов, но почему-то с каждым годом следовать золотому правилу получается у всё меньшего числа людей. Ответ на вопрос о причинах такого положения является одновременно элементарным и запредельно сложным, а самое главное — настолько неприятным, что большинство комментаторов предпочтут удобную ложь, лишь бы не посмотреть правде в глаза.

И тут талант Паркера и Стоуна делать многозначительные заявления, при этом фактически не говоря ничего, и лишь провоцируя эмоциональную реакцию зрителя, проявляется в полной мере. На первый взгляд, предлагаемый авторами ответ очевиден — во всём виноват бизнес-картель, состоящий из страховых компаний, медицинских учреждений и производителей готовых продуктов, в соответствии с циклической моделью бизнеса намеренно травящий собственных клиентов. С другой стороны, созданный авторами образ «сахарной мафии» настолько абсурден, что представляет собой тонкий намёк на то, что ситуация далеко не так однозначна.

-4

Крылатое выражение, которое приписывают Будде, гласит, что если на руке нет раны, то в ней можно нести яд, поэтому нельзя забывать, что без спроса никогда не бывает и предложения. В течение всей истории человечества регулярно возникали новые формы излишеств и соблазна, и каждый раз попытки сделать человека невинной жертвой обстоятельств терпели неудачу. Что коллегия цензоров в Древнем Риме, призванная бороться с распутством, что «сухой закон» в США, что глобальная борьба с курением — все эти кампании игнорировали факт наличия свободной воли и личной ответственности индивида, поэтому борьба с подсознанием человека, желающим немедленно получить от жизни максимум удовольствия, выглядит как минимум комично.

Говоря о вопросе ожирения, уже почти полвека производители в обязательном порядке указывают на упаковке количество калорий и пищевую ценность своих продуктов, поэтому жаловаться на отсутствие информации или введение в заблуждение может лишь недобросовестный потребитель. Что мешает съесть яблоко вместо пачки чипсов или потратить час на прогулку вместо просмотра олигофренского контента в соцсетях? Неужели так сложно прочитать несколько строчек на упаковке продукта или скачать калькулятор калорий на свой телефон? Почему бы не обратиться к безганичным запасам информации в интернете, и не узнать точно, чем именно тебя пытаются накормить? Разве не приятно хотя бы ради разнообразия задействовать разум и осознать, что человек ест, чтобы жить, а не живёт, чтобы есть?

Но массам не хочется думать и уж тем более делать это самостоятельно, поэтому им нужен готовый, не требующий долгих разъяснений образ врага, на которого так удобно свалить все их проблемы. Потребители, активно требовавшие комфорта и голосовавшие долларом за самое низкое качество, теперь полны негодования, даже не думая поискать причины их страданий в зеркале. Мало того, вместо поиска причины проблем, они создают сложнейшую систему ликвидации их последствий, одновременно жалуясь на её низкую эффективность.

-5

Паркер и Стоун изумительно точно улавливают и едко высмеивают фрустрацию обывателя, направленную, в лучших традициях пролов, на незначительные симптомы серьёзных социальных болезней. Герои «Южного Парка» негодуют — надо же, производители фаст-фуда отказываются работать себе в убыток, скупердяи из страховых компаний не спешат расстаться со своими деньгами, а проклятые капиталисты из «большой фармы», потратившие годы и миллиарды на научные исследования, совсем обнаглели и требуют плату за свою продукцию. Конечно, приятнее всего мечтать о простых решениях в стиле «взять всё и поделить», но куда продуктивнее было бы проанализировать причины возникновения проблем, в первую очередь задав вопрос — а кто же позволил ситуации деградировать до такой степени?

Столь же прекрасны умело интегрированные в повествование мета-элементы. Авторы, высмеивая конкретную социальную язву, одновременно иронизируют по поводу собственных средств творческого самовыражения и интеллектуального уровня их аудитории. Фокусирование на нескольких относительно незначительных проблемах и успешное нагнетание эмоциональной реакции наглядно демонстрирует общественности, насколько легко управлять её вниманием. Переполняющий зрителя праведный гнев по отношению к корпорациям и презрительная усмешка над дурами, вкалывающими себе химию для поддержания идеальной формы, быстро заставляют его забыть о куда более важных проблемах, напрямую влияющих на его здоровье и благосостояние, таких, как загрязнение продуктов питания микропластиком, падение качества генетического пула или общий коллапс социума.

-6

И именно этот коллапс, апатию и полное безразличие даже к собственной судьбе, не говоря уж о судьбе общества, олицетворяет центральная шутка всего фильма — жирная негритянка Лиззо, которая, несмотря на карьерный успех и статус звезды, абсолютно наплевательски относится к собственному здоровью, и пропагандирует «бодипозитивность». Учитывая, насколько внимательно к таким советам относится обыватель, неудивительно, что здание общественного договора в последнее время строится на песчаном фундаменте, а тщеславие, слепота и идиотизм правят бал — Паркер и Стоун снова попали в точку стрелой своей иронии, которую, равно как и аудио-оммаж библейскому периоду творчества Джонни Кэша, увы, будет способен оценить далеко не каждый зритель.

Итог: нехарактерно серьёзный для последних сезонов «Южного Парка» полнометражный эпизод — нельзя сказать, что я разочарован, но шуток могло бы быть и побольше. В процессе просмотра «спешл» не раз заставляет задуматься, чем, вероятно, немедленно отпугнёт часть аудитории. Тем не менее, рекомендую.

Александр Костин для сайта Alterlit.ru