Проводить обучающие эфиры в перспективе будет невозможно без соответствующей лицензии. Тем, кто намерен нести знания в массы, придется позаботиться о своей компетентности и доказать это документально.
Сегодня многие блогеры, далекие от сферы образования, успешно пользуются налоговыми льготами, действующими в ней. Теперь их могут заставить получать лицензию на ведение образовательной деятельности, соответствующий пакет законопроектов подготовлен к внесению в Госдуму. В том, что изменится, если законопроект будет принят, разбирались «Известия».
Каким блогерам запретят продавать свои курсы
Рынок информационных и образовательных услуг считается одним из наиболее перспективных. В 2022 году доход онлайн-школ составил 95 миллиардов рублей.
Самые популярные ниши — обучение новым профессиям, курсы по здоровью, предпринимательству, психологии, эзотерике, финансовой грамотности, фитнесу и отношениям.
Фото: Sutipond Somnam/Shutterstock/Fotodom
По мнению авторов документа, проблема регулирования заключается в том, что блогеры «находятся в едином правовом и коммерческом поле, а это создает ряд серьезных проблем». Предоставление некачественных образовательных услуг может навредить потребителям.
К тому же блогеры для уклонения от уплаты налогов часто выдают за образовательную деятельность услуги, которые таковыми не являются. Однако в отношении этого сервиса сегодня действуют налоговые льготы. Поэтому государству необходимо установить правовой порядок, при котором лица, предоставляющие услуги информационно-консультационного характера, не могли бы использовать режим налогообложения, не относящийся к виду заявленной деятельности, говорится в пояснительной записке.
Авторы инициативы предлагают закрепить обязательное лицензирование образовательной деятельности, а также отметить в законе, что информационно-консультационные услуги таковыми не являются.
Фото: GaudiLab/Shutterstock/Fotodom
Для ведения этой деятельности юридическим лицам необходима лицензия, тогда как индивидуальные предприниматели могут обойтись без нее. По мнению сопредседателя рабочей группы Яны Лантратовой, это представляет собой слабое место закона. Прежде всего — создает неравные условия на рынке, так как ИП легче вести такой бизнес. Более того, блогеры-преподаватели могут избегать налогов и лицензирования, дробя бизнес. Особенно это актуально в свете высокой популярности курсов блогеров и различных онлайн-школ, готовящих к ЕГЭ и ОГЭ.
Установить число онлайн-педагогов, которые для уклонения от налогов оформляют свои услуги как «образовательные», пока сложно. Единой статистики нет ни в одном ведомстве.
Будет ли польза от нового закона о лицензировании блогеров и есть ли минусы
Председатель совета Национальной ассоциации блогеров Мария Терентьева-Галицких рассказала «Известиям», что есть лицензирование образовательных продуктов. Но есть сложности: по некоторым видам деятельности блогеры получить аккредитацию не могут. Если новая система сделает процесс легче, это можно только приветствовать.
Еще один плюс инициативы — она поспособствует очищению рынка от недобросовестных блогеров. Сегодня возникают ситуации, когда информационно-образовательные услуги оказываются некачественно, а часто и мошенническими способами.
Фото: Rawpixel.com/Shutterstock/Fotodom
Рост этого рынка требует от государства более детального регулирования, в том числе через лицензирование, полагает предприниматель в сфере цифровых финансовых активов и информационных технологий, блогер Александр Вайс.
Скептически к инициативе относится глава ассоциации экспертов в области обучения SEO компании «Мегакампус» Григорий Аветов. Он считает, что, например, подготовка к госэкзаменам вне школы не может быть регламентирована. По его мнению, многие репетиторы работают в качестве самозанятых, и никаких лицензий для них не предусмотрено.
Кроме того, практика объединения в группы индивидуальных предпринимателей, которые пользуются упрощенной формой налогообложения, есть и в других сферах бизнеса. К примеру, это можно наблюдать в строительстве. Здесь несколько бригад иногда работают как одна компания.
Фото: Prostock-studio/Shutterstock/Fotodom
«Наша ассоциация неоднократно выступала за саморегулирование сферы информационного бизнеса, чтобы репутация в отрасли была прозрачной для потребителей. Имеет такой предприниматель общественно-экспертную аккредитацию, значит, ему можно доверять, а не имеет — стоит задуматься, прежде чем покупать такой курс», — резюмировал Григорий Аветов.
Ранее юрист Илья Русяев заявил, что в Госдуме планируют обязать блогеров с аудиторией более 10 тысяч подписчиков регистрироваться в Роскомнадзоре. Это поможет усилить контроль в сфере интернет-просвещения.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».