О фильме "Оппенгеймер" Кристофера Нолана
В этом байопике рассказывается история выдающегося ученого Роберта Оппенгеймера, его влияние на науку и общество, а также горькое разочарование от страшных последствий его открытий. Лента наткнулась на огромный успех в мировом прокате, а западные критики уже характеризуют ее как один из главных фильмов не только года, но и десятилетия.
Фильм вдохновлен книгой "Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея" Мартина Шервина и Кая Берда, которая получила Пулитцеровскую премию в категории "Лучшая биография". Работа над книгой заняла много лет и послужила основой для сценария Нолана.
Хотя Оппенгеймер уже фигурировал в документальных фильмах, эта картина является одним из первых художественных проектов о жизни и научной деятельности ученого. Ранее его образ можно было увидеть в советском фильме "Выбор цели" 1975 года.
Первые отзывы о фильме стремительно изменили нашу перспективу - от "главного триумфатора будущего Оскара" до "фильма десятилетия". Восторженные отзывы касаются глубокого сюжета и великолепной актерской игры, хотя также присутствуют отзывы о длительности фильма (три часа) и спорной сцене секса.
Постановщик фильма нацелен впечатлить зрителей не столько личной жизнью учёного, сколько его профессиональной деятельностью в лабораториях и залах суда.
По структуре фильм разделён на две части: первая, цветная, освещает карьеру Оппенгеймера, в то время как вторая, чёрно-белая, посвящена расследованию его действий и политическим взглядам. В молодые годы физик придерживался определённых симпатий к коммунистам, что обернулось против него в период маккартизма в США. Власти объявили его неблагонадёжным, началась слежка ФБР, и из любимца общества он стал изгоем.
Кристофер Нолан, известный своим уважением к традициям кинопроизводства (долгое время он был одним из немногих голливудских режиссёров, работающих с пленкой), решился на съёмку без компьютерной графики.
Он объяснил процесс создания сцены ядерного взрыва тем, что для демонстрации цепной реакции используются магний, порох и бензин, которые зажигались и снимались на камеры с высокой частотой кадров.
Интересно, что в другом проекте, «Выбор цели», команда также сумела избежать применения спецэффектов.
Для создания правдоподобного ядерного взрыва оператор Наум Ардашников использовал окрашенный в оранжевый цвет одеколон в сочетании с водным раствором анилиновой краски, что сделало результат одновременно пугающим и завораживающим без помощи CGI.
Нолан относится к Оппенгеймеру как к важнейшей фигуре в истории человечества.
«Он создал мир, в котором мы живём сегодня, и хорошо это или плохо, вопрос открытый», — говорит режиссёр. Именно поэтому он стремится создать максимально достоверный и детализированный образ учёного на экране.
Фильм охватит различные этапы жизни Оппенгеймера: от его преподавания в университете, где он прославился своими лекциями, до работы над атомной бомбой и воздействия её на Хиросиму и Нагасаки, а также конфликта с американскими властями. После осознания ужасающих последствий атомной бомбы, Оппенгеймер стал ярким сторонником контроля над ядерным оружием, что негативно сказалось на его отношениях с военными и политиками. Понимая последствия своей работы, он процитировал известные слова из «Бхагавадгиты»: «Теперь я смерть, разрушитель миров».
Перевоплощение главного героя, который прошёл путь от создателя массового убийцы до убеждённого пацифиста, мастерски исполнил Киллиан Мёрфи.
Ирландец с необыкновенными глазами уже работал с Ноланом шесть раз, но всегда мечтал о центральной роли в одном из его фильмов. «Оппенгеймер» стал осуществлением его мечты.
Наследие Оппенгеймера в истории
Роберт Оппенгеймер прожил 62 года и скончался в 1967 году от рака гортани. Перед смертью его официально реабилитировали, а первый шаг к примирению с власти сделал Джон Кеннеди, вручив учёному научную премию имени Энрико Ферми. Причём Оппенгеймер до последних дней отстаивал высшие принципы гуманизма. Его известное высказывание гласит:
«Люди мира должны объединиться, или они погибнут. Эти слова – результат войны, опустошившей планету. Атомная бомба только повторила их, чтобы все услышали. Эта мысль звучала в разных контекстах и временах, но её игнорировали. Некоторые считают, что такие разговоры бесполезны и сегодня. Но нам не следует так думать. Мы преданы идее единства перед общей угрозой – во имя закона и человечности».